Calculation of Effective Management of the Design and Survey Organization by Means of Application Programs

Grakhov V.P., Turchin V.V., Ivanova T.N.

Abstract


In modern conditions the problem of improving the effective management of a construction company is the most urgent for many commercial organizations which are carrying out investment activity in the territory of the Russian Federation. Very often heads don't possess the timely, reliable and full information allowing to make the weighed and reasonable administrative decisions in the sphere of long-term investment. When the organization applies the complex technique of operational financial planning called as budgeting, it is the unconditional competitive advantage allowing to improve the effectiveness of management and market value of the company. The capital budget as the instrument of realization of investment strategy of the enterprise is important in the course of adoption of operational and strategic administrative decisions, effective management of resources and achievement of the final financial result. An integrated approach to project management is impossible without creation of the system of investment planning and budgeting necessary for their successful realization. In control systems of the modern construction enterprises the automated procedures of information process are integrated with functions of management. Along with the main functions, they are directly carried out by administrative personnel. Therefore, modern economists and managers have to possess not only the professional knowledge which is directly related to their specialty but also to own modern methods of data processing on computers. Use of software products for budget management in the design and survey organization and estimates of the made decisions is analyzed in case of project development of a new construction and reconstruction. Economic efficiency of introduction of new software products is proved (nanoCAD, 1C: Management of the construction organization, Alt-Invest Construction) in process of work of the design and survey organization on the basis of comparison of its profit before introduction of the new software.

Keywords


nanoCAD; cost efficiency; budgeting; designing; management; planning; nanoCAD; 1C: Management of the construction organization; Alt-Invest construction

Full Text

Архитектурно-строительное проектирование является первым и наиболее важным этапом инвестиционно-строительного процесса. Уровень качества проектной документации во многом определяет эффективность капитальных вложений и технико-экономические показатели строительства. В то же время в связи с нарастающими на текущий момент кризисными явлениями в национальной экономике, в значительной степени затрагивающими и строительную отрасль, объем финансовых ресурсов, направляемых на проведение проектно-изыскательских работ, крайне ограничен, что препятствует достижению эффективных результатов деятельности проектно-изыскательских организаций. В связи с этим важным вопросом для проектно-изыскательских организаций является внедрение современных методик управления, в том числе в области управления финансово-экономической деятельностью. Использование технологии бюджетирования на российских предприятиях в настоящее время достаточно распространено, однако практика последних лет показывает, что внедрение универсальных моделей не оказывает существенного влияния на результаты деятельности организаций. Поэтому основным аспектом при внедрении технологии бюджетирования должен стать индивидуальный подход, в наибольшей степени учитывающий рыночно-отраслевую, операционную и организационную специфику деятельности организации. Система бюджетирования в проектно-изыскательских организациях должна строиться на основе следующих принципов. 1. Общеметодологических, независящих от вида деятельности компании. Это применение единых стандартов (таблицы, формы, одинаковые для всех участников). Исключение учета информации на стадии анализа и в процессе бюджетного управления. 2. Специфических, отражающих особенности проектно-ориентированной деятельности (строительство жилых домов, социальных или промышленных объектов). 3. Специфических, отражающих отраслевые особенности проектно-изыскательских организаций (например, разработка проектной документации, учитывающей все особенности строительства на просадочных грунтах) [1]. В соответствии с определением американского Института проектного управления, проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Всем проектам присущи три важные характеристики: 1) наличие дат начала и завершения; 2) результат каждого проекта - уникальный продукт или услуга; 3) направленность проекта на достижение определенных целей [2]. С учетом этого проектно-изыскательские организации однозначно относятся к классу проектно-ориентированных организаций, а разработка проектной документации является одним из видов проектной деятельности. Жизненный цикл процесса разработки проектной документации охватывает период от предпроектной подготовки до выпуска и необходимого согласования или прохождения экспертизы проектной документации. В проектных организациях разработка проектной документации идет параллельно для нескольких объектов, что предполагает управление портфелем проектов [3]. Бюджетирование в строительстве - сложный процесс, потому что необходимо учитывать многие факторы, для проектной организации это: · разработка проектно-сметной документации; · взаимосвязь между подразделениями; · использование субподрядных организаций; · ограниченность материальных и трудовых ресурсов. Важной составляющей проектирования, финансового планирования, анализа реализации проекта является компьютеризация. Использование современных программных продуктов выводит компанию на качественно новый уровень, при котором резко повышаются темпы и качество проектирования и результативность управления. Грамотное использование и применение новых компьютерных программ приведет к эффективному управлению ресурсами и достижению конечного финансового результата любой строительной организации, в первую очередь той, которой свойственны специфические особенности при реализации проектов. На российском рынке сейчас представлено более десятка программных продуктов автоматизации бюджетирования при проектировании объектов строительства. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и размерами предприятия, на котором могут работать. Попробуем оценить экономический эффект от внедрения современных и передовых программных продуктов на примере типичной проектно-изыскательской организации средних размеров, работающей в Приволжском федеральном округе. Рассмотрим три вида следующих программных продуктов, используемых при разработке проектно-сметной документации, планировании бюджета компании и анализе проекта: - nanoCAD; - 1C: Управление строительной организацией; - Альт-Инвест Строительство. При выборе программного обеспечения учитывались технические и экономические факторы: · Стоимость лицензии. Задача перехода от технологии CAD к технологиям BIM стоит в каждой проектной организации. Сравнивая продукты GRAPHISOFT и российский аналог nanoCAD, разница ощутима только в цене. · Финансовое планирование, анализ, бухгалтерский и налоговый учет, сметное ценообразование, управление персоналом, производственное планирование, анализ производственных показателей - все эти функции выполняет программа «1C: Управление строительной организацией». · Обеспечить конкурентоспособность и получить крупный заказ можно, рассчитав показатели, отражающие соответствие проекта интересам его инвесторов и участников (срок окупаемости инвестиций PP (Payback Period), дисконтированный срок окупаемости капитальных вложений - DPP (Discounted payback period), чистый доход - NV (Net Value), чистый дисконтированный доход - NPV (Net Present Value), внутренняя норма доходности - IRR (Internal Rate of Return) и др.), поэтому использования «Альт-Инвест Строительство» будет грамотным решением. Для оценки эффективности вложения инвестиций в новые программные обеспечения рассчитаем показатели: NV, NPV, DPP. Предположим, что существует действующая проектная организация, штатный состав которой обеспечивает наличие специалистов для выполнения проектной документации в полном объеме. Офис и оборудование в собственности. Дополнительные затраты будут включать закупку программного обеспечения и обучение персонала. Более высокая эффективность работы достигается за счет интенсификации труда, сокращение времени на корректировку проекта при одновременной работе большого количества специалистов по смежным разделам. Экспертная оценка себестоимости гражданского здания 1 м2 составляет порядка 30 тыс. руб. Стоимость строительства здания на просадочных грунтах в 17 000 м2 будет составлять 510 млн руб. Из расчета 5 % от стоимости строительства стоимость проекта составит 25 500 тыс. руб. Исходя из договорных условий примем стоимость проекта 22 млн руб. с НДС. План доходов и расходов при традиционном способе проектирования представлен в табл. 1. Таблица 1. План доходов и расходов при традиционном способе проектирования Доходы и расходы Стоимость, руб. Выручка от реализации 22 000 000 В том числе НДС (18 %) 3 960 000 Зарплата и соц. налог (46 %) 10 120 000 Материальные и прочие затраты (11 %) 2 420 000 Согласование (7 %) 1 540 000 Прибыль 3 960 000 Налог на прибыль (20 %) 792 000 Чистая прибыль 3 168 000 Для внедрения новых программных продуктов требуется сделать инвестиции в программное обеспечение и обучение персонала. Инвестиции в программное обеспечение (цены указаны приблизительные по данным интернет-источников): 1) nanoCAD Plus, nanoCAD Геоника, nanoCAD Конструкции, nanoCAD СПДС и - 1 305 000 руб. [4]. 2) 1С: Предпр.8. Управление строительной организацией на 10 рабочих мест + клиент-сервер.: 340 000 руб. [5]. 3) Альт-Инвест Строительство: 137 000 руб. [6]. Итого 1 782 000 руб. Затраты на обучение персонала. Обучение персонала можно провести по дистанционной форме. По данным [7], стоимость обучения 1 человека составит 14 000 руб. за курс 40 часов (5 дней) по одному из программных продуктов. Итого 24 человеко-курса стоят 14 000 × 24 = 336 000 руб. Всего инвестиций K = Cп.о + Собуч = 1 782 000 + + 336 000 = 2 118 000 руб. При внедрении нового программного обеспечения производительность сначала резко снижается (процесс обучения), затем постепенно возрастает, достигая уровня выше, чем при применении старого программного обеспечения. При внедрении BIM-технологий срок возрастания производительности составляет 3-6 месяцев, рост производительности при этом составляет в среднем 30-50 % (в отдельных случаях до 100 %). [8]. В нашем случае помимо внедрения BIM-технологий (программа nanoCAD) происходит внедрение программ для эффективного составления, управления и распределения бюджета проекта (1С: Управление строительной организацией), а также оценки проектных решений (Альт-Инвест Строительство). Поэтому вполне вероятно, что рост производительности составит 50-70 %. После внедрения новых программ через 15-17 месяцев можно выйти на тот же объем выполненной работы и продолжать работать с большей производительностью. Допустим, что объем осваиваемых средств прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы. Тогда в первый год придется несколько урезать заработную плату, чтобы не иметь убытков за год. Составим план доходов и расходов после внедрения новых программных продуктов за 1, 2, 3 года, табл. 2, 3. Таблица 2. План доходов и расходов после внедрения новых программ, 1 год Доходы и расходы Стоимость, руб Выручка от реализации 16 500 000 В том числе НДС (18 %) 2 970 000 Зарплата и соц.налог (44 %) 7 260 000 Материальные и прочие затраты (11 %) 1 815 000 Согласование (7 %) 1 155 000 Инвестиции 2 118 000 Прибыль 1 518 000 Налог на прибыль (20 %) 236 400 Чистая прибыль 945 600 Таблица 3. План доходов и расходов после внедрения новых программ, 2, 3 года Доходы и расходы Стоимость, руб. Выручка от реализации 33 000 000 В том числе НДС (18 %) 5 940 000 Зарплата и соц.налог (44 %) 14 520 000 Материальные и прочие затраты (11 %) 3 630 000 Согласование (7 %) 2 310 000 Прибыль 6 600 000 Налог на прибыль (20 %) 1 320 000 Чистая прибыль 5 280 000 Чистый доход (NV) - это накопленный эффект (сальдо денежного потока) за весь расчетный период, рассчитываем по формуле [9]: (1) При оценке эффективности инвестиций в новые технологии в качестве дохода берется разница между прибылью до внедрения и прибылью после внедрения. Чистый дисконтированный доход (NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период [10]. NPV рассчитывается по формуле (2) где - коэффициент приращения, можно определить по таблице [11]: (3) R - ставка процента, выраженная в долях от единицы. Ключевая ставка Банка России на сегодня - 10,00 % [12]. Дисконтированный период окупаемости определяется по формуле (4) где - величина исходных инвестиций в нулевой период. Расчеты показателей NV и NPV приведены в табл. 4. Таблица 4. Расчет NV и NVP Показатель 1 год 2 год 3 год Чистая прибыль до внедрения программ, руб. 3 168 000 3 168 000 3 168 000 Чистая прибыль после внедрения программ, руб. 945 600 5 280 000 5 280 000 Разница в прибыли , руб. -2 222 400 2 112 000 2 112 000 NV, руб. -2 222 400 -110 400 2 001 600 Коэффициент приращения 1,1 1,21 1,331 , руб. -2 444 640 2 555 520 2 811 072 NPV, руб. -2 444 640 110 880 2 921 952 DPP составит 3 года. Поскольку NPV положительный, инвестиции во внедрение нового программного обеспечения можно считать эффективными. Объем инвестиций в новое программное обеспечение и обучение персонала составил 2 118 000 руб. В результате повышения производительности было получено увеличение прибыли организации. Чистый дисконтированный доход за три года составил 2921 952 руб. Таким образом, доказана экономическая эффективность внедрения новых программных продуктов (nanoCAD, 1C: Управление строительной организацией, Альт-Инвест Строительство) в процесс работы проектно-изыскательской организации на основе сравнения ее прибыли до и после внедрения нового программного обеспечения.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Цапко К. А. Организация процесса бюджетирования проектов в проектно-изыскательских организациях // Науковедение. - 2015. - № 4.

Балашов Р. Н. Принципы формирования стратегически ориентированного бюджетирования в проектных организациях // Перспективы науки. - 2010. - № 2 (04). - С. 114-119.

Талапов В. В. Информационная модель здания - опыт архитектурного применения. Архитектура и современные информационные технологии // AMIT: электрон. журн. - 2008. - № 4 (5). - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2008/ 4kvart08/Talapov/article.php.

Цены на продукты nanoCAD. - URL: http://www.nanocad.ru/help/priceList.php

Приобретение. 1С: Управление строительной организацией. - URL: http://solutions.1c.ru/catalog/uso/buy.

Цены на программные продукты. - URL: http://www.alt-invest.ru/index.php/ru/programmy/tseny.

Возврат инвестиций в технологию BIM. Источник: autodesk. Статья. - URL: http://www.interface.ru/ home.asp?artId=22296.

Понятие, формула дисконтирования. - URL: http://msfo-dipifr.ru/ponjatie-formula-tablitca-diskontirovanija.

Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов. - URL: http://kudainvestiruem.ru/proekt/pokazateli-ehffektivnosti-investicionnogo-proekta.html.

Там же.

Понятие, формула дисконтирования. - URL: http://msfo-dipifr.ru/ponjatie-formula-tablitca-diskontirovanija.

Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России».




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2410-9304-2017-1-66-69

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Copyright (c) 2017 Грахов В.П., Турчин В.В., Иванова Т.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

ISSN 1813-7911