ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ГАЗОПРОВОДАХ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Авторы

  • А. Н. Краснов Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2410-9304-2017-4-83-88

Ключевые слова:

кольцевые напряжения, пульсация давления, самокомпенсации трубопроводов, идентификация, ресурс трубопроводов

Аннотация

Внутреннее давление газа - одно из основных силовых воздействий, определяющих напряженное состояние трубопроводов. Толщина стенок труб магистральных трубопроводов обычно определяется только исходя из внутреннего давления продукта. Однако при этом конструктивное решение трубопровода как строительной конструкции выбирается с учетом всех возможных воздействий для принятой схемы прокладки трубопровода. Под воздействием внутреннего давления в трубах возникают кольцевые растягивающие напряжения, которые рассчитывают по безмоментной теории тонкостенных цилиндрических оболочек, пренебрегая изменением радиальных напряжений по толщине трубы и начальным несовершенством формы поперечного сечения. Хотя вследствие овальности труб (отклонения формы поперечного сечения от круговой) наряду с кольцевыми растягивающими напряжениями и возникают изгибные напряжения, но их в расчетах по предельным состояниям не учитывают. Это объясняется тем, что в пределах допусков, установленных на овальность (отношение фактического диаметра трубы к номинальному), разрушающее давление практически одинаково для труб с различной овальностью. Однако имеются случаи, когда предельным состоянием для трубопровода является не его разрушение, а определенный уровень допускаемых напряжений. Это относится к трубопроводам, транспортирующим газ с содержанием сероводорода. Исследования показали, что склонность такого трубопровода к коррозионному разрушению тем выше, чем больше концентрация и парциальное давление сероводорода и напряженное состояние трубопровода. Для обеспечения надежной работы таких систем допускаемое максимальное напряжение определяется в зависимости от предела текучести металла труб. При определении же кольцевых напряжений от внутреннего давления необходимо учитывать начальную овальность сечения трубопровода. В статье излагаются вопросы прогнозирования кольцевых напряжений в стенке эксплуатируемого трубопровода по параметрам пульсаций давления рабочей среды. Приводится математическая модель и результаты экспериментальных исследований.

Биография автора

А. Н. Краснов, Уфимский государственный нефтяной технический университет

кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств»

Библиографические ссылки

Чирков В. А., Шутов В. Е. Колебания систем трубопроводного транспорта нефти и газа. М. : Недра, 2009. 247 с.

Бидерма В. Л. Теория механических колебаний : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 1980. 408 с.

Васильев Ф. П. Численные методы решения экстремальных задач. М., 1988.

Каминскас В. А., Пупейкис Р. С. О последовательном оценивании чистого запаздывания в линейных дискретных системах // Труды АН Лит. ССР, серия Б, т. 2 (99), 1977.

Загрузки

Опубликован

25.12.2017

Как цитировать

Краснов, А. Н. (2017). ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ГАЗОПРОВОДАХ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ. Интеллектуальные системы в производстве, 15(4), 83–88. https://doi.org/10.22213/2410-9304-2017-4-83-88

Выпуск

Раздел

Статьи