ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ: VITAL, SOFT, HARD, META И MENTAL SKILLS

Авторы

  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Э. Ш. Некипелов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-60-75

Ключевые слова:

человеческий капитал, человеческий ресурс, трудовые отношения, vital, hard и soft skills, mental и meta skills

Аннотация

Статья посвящена исследованию навыков, формирующих человеческий капитал личности. Необходимость исследования связана с произошедшей трансформацией социального пространства в целом, а также с изменениями экономических, образовательных и трудовых отношений. Произошедшая трансформация сказалась на профессиональной деятельности человека и показала, насколько слаб человек в условиях резких изменений внешней и внутренней среды. В ходе исследования было выявлено, что существующее деление всех навыков, необходимых человеку для осуществления успешной профессиональной деятельности, на hard skills и soft skills не имеет точных оснований, а выделенные отдельно vital skills не только не изучены, но даже не имеют точного терминологического определения. В связи с этим авторами было предложено выделять дополнительно mental skills и meta skills. Авторами были даны определения и перечень навыков, составляющих ту и другую группу. Среди mental skills выделены: 1) быстрое принятие решений, быстрое извлечение из памяти информации, способность быстро реагировать, быстрая адаптация к изменяющимся правилам, быстрый отбор нужных параметров для решения задач - все эти навыки обусловлены скоростью мышления, 2) способность человека менять свое поведение при изменившейся ситуации, изменение ролей, способность оценивать последствия, способность параллельно выполнять несколько заданий, эффективное переключение с одной задачи на другую, планирование оптимальных эффективных путей решения задачи, способность решать комплексные проблемы, нейтрализация рутинной работы - все эти навыки определяются гибкостью мышления. К meta skills были отнесены логическое, критическое, аналогическое, креативное, тактическое и стратегическое мышление. В завершение исследования были сделаны выводы, что реализация всех типов навыков формирует человеческий капитал личности, который, в свою очередь, приходя в столкновение с другими капиталами личности и во взаимодействие с ними, формирует человеческий ресурс.

Биографии авторов

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Э. Ш. Некипелов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент, кафедра «Водоснабжение и водоотведение»

Библиографические ссылки

The human capital report 2016. URL: https://www.weforum.org/reports/the-human-capital-report-2016/ (дата обращения: 30.01.2022).

Там же. URL: https://www.weforum.org/reports/the-human-capital-report-2016/ (дата обращения: 30.01.2022).

Некипелова И. М. Гуманитаризация высшего образования в пространстве постлокдауна // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6. № 3. С. 116-127.

Vital skills. URL: https://vitalskills.co.uk/ (дата обращения: 02.02.2022).

Marr B. The 10 Vital skills you will need for the future of work // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2019/04/29/the-10-vital-skills-you-will-need-for-the-future-of-work/?sh=23dcd1043f5b (дата обращения: 02.02.2022).

Vital skill definition and meaning // Collins English Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/vital-skill (дата обращения: 02.02.2022).

Голуб Е. В., Сапрыкин И. С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения // Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 4 (9). С. 109-114.

Бабанова Е. М. Влияние социальных барьеров на процесс непрерывного инклюзивного образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 30-33.

Зорина Е. В. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. № 20 (5). С. 165-184.

Кантор В. 3., Пузань В. В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 151-163.

Кантор В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56.

Лешер О. В., Деменина Л. В. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-educati- on.ru/121-18603 (дата обращения: 08.02.2022).

Марголис А. А., Рубцов В. В., Серебрянникова О. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10-17.

Найдина И. В. Психологические основы деятельности водителя : учебное пособие. Москва, 2014. 63 с.

Рожков Л. Б., Найдина И. В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством. Москва : ООО «Торговый Центр МААШ», 2014. 60 с.

Васильева М. Б. Психофизиологические основы деятельности водителя. Из опыта работы // Молодой ученый. 2015. № 10.1 (90.1). С. 50-53.

Пересмотренная рекомендация о техническом профессиональном образовании (19.11.1974, UNESCO) // Университетская информационная система Россиb/ URL: https://uisrussia.msu.ru/yunesko.php (дата обращения: 4.09.2021).

Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.10.1989, UNESCO) [Convention on Technical and Vocational Education]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900832.php (дата обращения: 4.09.2021).

Там же. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900832.php (дата обращения: 4.09.2021).

Luxton E. How long will your skills last? Depends on your job // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/09/how-long-work-skills-last-depends-on-job (дата обращения: 02.02.2022).

Некипелова И. М. Языковая система как объект исследования постнеклассической науки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (19). C. 116-121.

Липкин Е. Индустрия 4.0: Умные технологии - ключевой элемент в промышленной конкуренции». Часть 9. Развитие аналитических систем // Современная электроника. URL: https://www.soel.ru/online/kniga-industriya-4-0-umnye-tekhnologii-klyuchevoy-element-v-promyshlennoy-konkurentsii-chast-9-razvi/ (дата обращения: 30.01.2022).

Пушкарева Т. П. Информационное моделирование памяти // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 233-237.

Там же. С. 233-237.

Штарьков Ю. М. Универсальное кодирование. Теория и алгоритмы. Москва : Физматлит, 2013. 288 с.

What employees are saying about the future of remote work / A. Alexander, De Smet A., M. Langstaff, D. Ravid // McKinsey Quarterly, April 1, 2021. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/what-employees-are-saying-about-the-future-of-remote-work (дата обращения: 05.02.2022).

Колантаевская А. С., Гришина Н. В., Базаров Т. Ю. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. 2016. Вып. 4. С. 51-62.

Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 272 с.

Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков : Гуманитарный центр, 2017. 360 с.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва : Академический проект, 2003. 336 с.

Кузанский Н. Об учёном незнании. Москва : Азбука, 2001. 320 с.

Raiskums B. W. An Analysis of the Concept Criticality in Adult Education. Minneapolis: Capella University. 2008.

Ennis R. H. Critical Thinking Assessment / Fasko D. Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory, and Practice. Hampton Press, 2003. Рp. 293-314.

Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. National Council for Excellence in Critical Thinking. URL: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766 (датаобращения: 30.01.2022).

Некипелова И. М. Язык и речь: рост и истинность информации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (44). С. 146-148.

Загрузки

Опубликован

03.06.2022

Как цитировать

Некипелова, И. М., & Некипелов, Э. Ш. (2022). ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ: VITAL, SOFT, HARD, META И MENTAL SKILLS. Социально-экономическое управление: теория и практика, 18(1), 60–75. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-60-75

Выпуск

Раздел

Статьи