Analysis of Housing and Communal Services Reformation in the Udmurt Republic

Grakhov V.P., Kislyakova Y.G., Ivanova T.N.

Abstract


The main laws and regulations in the field of housing and communal services in the Russian Federation are considered. The current state of this industry in the Udmurt Republic is analyzed. The restructuring and modernization of housing and communal services in the Udmurt Republic are presented.

Keywords


housing and communal infrastructure; Housing Code of the Russian Federation; reorganization; quality; national reserve; managerial system; modernization

Full Text

Реформирование в сфере ЖКХ в нашей стране включает все изменения в вопросах прав и обязанностей субъектов жилищных правоотношений, порядок предоставления и пределы пользования жилыми помещениями, способы управления многоквартирными домами, затрагивает вопросы регистрационного учета граждан по месту жительства, приватизации жилых помещений и др. Реформа ЖКХ основана на нормах Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации и гл. 2 ст. 40 Конституции Удмуртской Республики каждый имеет право на жилище. Указанные конституционные гарантии реализуются через создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, часть первая ст. 6 гл. 1 Конституции Удмуртской Республики), и применительно к жилищным правоотношениям в части оказания жилищно-коммунальных услуг выражаются в качественном предоставлении услуги. Конституционный статус указанных прав граждан предопределяет высокую значимость их правовой реализации в законодательном аспекте. Общие положения Конституции РФ о праве на жилище конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав. В соответствии с подпунктом «к» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить. Федеральное законодательство в сфере обеспечения защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг базируется на Конституции Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере. Ключевым нормативно-правовым актом жилищного законодательства является Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (далее ЖК РФ), вступивший в законную силу 1 марта 2005 г. ЖК РФ определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере. На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также ведомственными нормативными правовыми актами. [1]. Вступивший в силу в 2005 г. ЖК РФ дал возможность свободного рынка частных компаний. В это первое десятилетие происходило становление отношений потребитель - исполнитель. Была начата попытка создания саморегулирования в управлении домами. Введение лицензирования деятельности управляющих организаций - важный этап в наведении порядка в жилищно-коммунальной сфере. Во исполнение требований федерального законодательства в Удмуртии создана и действует лицензионная комиссия. Всего комиссией было рассмотрено 168 заявлений от управляющих организаций о выдаче лицензий, в отношении 135 организаций принято положительное решение. Таким образом, лицензирование позволило навести порядок на рынке предоставления жилищных услуг населению, исключив из процесса обслуживания многоквартирных домов ряд недобросовестных управляющих компаний. Появились рычаги воздействия на управляющие компании в случае невыполнения ими обязательств. Но данный процесс не завершен. Так, с 1 мая 2015 г. по сегодняшний день в лицензионную комиссию поступило и рассмотрено 35 заявлений от новых организаций, желающих работать на рынке ЖКХ. Качество жизни населения во многом зависит от благоустройства территорий и от проведения регулярных капитальных ремонтов. Возможны два принципиальных варианта проведения капитального ремонта: 1. Комплексный капремонт, направленный на восстановление функций и характеристик всех элементов здания. 2. Выборочный капремонт, направленный на восстановление функций и характеристик отдельных элементов здания, исчерпавших свой ресурс или пришедших в аварийное состояние. В обоих случая восстановление характеристик и функций всех либо отдельных элементов здания должно осуществляться в соответствии с требованиями современных норм и регламентов, т. е. требования при капитальном ремонте должны быть аналогичны требованиям, предъявляемым при строительстве новых зданий. Одним из важнейших результатов капремонта является сокращение потребления энергоресурсов [2]. Собственникам жилья необходимо контролировать качество и содержание капремонта. Контроль работ по капремонту следует осуществлять по следующим критериям: · соблюдение требований современных нормативов; · соблюдение требований качества выполняемых работ. Все проектные решения должны пройти официальную экспертизу. Целесообразно поручить независимому эксперту, специалисту вторичную экспертизу проекта капремонта; контроль соблюдения проектных решений при выполнении строительно-монтажных работ; оценку качества выполненных работ путем контроля функций и характеристик отремонтированных элементов здания. В 2015 г. в Удмуртской Республике был завершен переход на новую систему формирования фонда капитального ремонта. Закончен этап становления некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». В марте собственники многоквартирных домов получили первые платежки за капитальный ремонт. За счет взносов собственников на счете Фонда капитального ремонта накоплена достаточная сумма, позволившая реализовать до конца июня 2016 г. краткосрочный план по проведению капитального ремонта общего имущества в 202 многоквартирных домах. Финансирование работ в этих домах составило около 240 млн руб. В 2015 г. на территории Удмуртской Республики проводились работы по капитальному ремонту, но еще в рамках Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Отремонтировано 117 домов общей площадью свыше 300 тыс. м2. Для этих целей из Фонда содействия реформированию ЖКХ было привлечено 72 млн руб., из республиканского бюджета - 65 млн руб. Кроме того, в декабре 2015 г. в Фонде содействия реформированию ЖКХ защищена заявка на замену 24 лифтов на сумму 10 млн руб. В целом благодаря действию закона № 185 [3] за счет федеральных и республиканских средств с 2008 по 2015 гг. удалось капитально отремонтировать 2184 многоквартирных дома на общую сумму 3 млрд 200 млн руб. В настоящее время в жилищно-коммунальном комплексе закладываются основы развития отрасли на долгосрочную перспективу преобразования по ряду приоритетных направлений: модернизация жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами при недопущении резкого роста тарифов (цен) и бюджетных расходов. Основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения. Одной из приоритетных задач, обозначенных в данном Указе Президента России, является реализация региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья [4]. В Удмуртской Республике в программе приняли участие 18 муниципальных образований. По программе предполагалось расселить 196 аварийных домов общей площадью 27 тыс. м2, переселить в новое жилье более 2000 человек. На 1 января 2016 г. строительство домов и переселение граждан завершено в 15 муниципальных образованиях, в 3 строительство домов пока еще продолжается. Из 181 аварийного дома к концу 2106 г. планируется расселить 2169 человек. На эти цели направлено 775 млн руб., 380 млн руб. из которых - средства фонда. В существующих условиях средства, вкладываемые в строительство нового жилья для переселенцев, являются поддержкой строительных организаций муниципальных образований Удмуртской Республики, задействованных в процессе возведения жилья. Правительством Удмуртской Республики на эти цели выделены дополнительные средства в размере более 1 млрд руб. Ежегодно из федерального и республиканского бюджетов выделяются средства для поддержания работоспособного состояния коммунального комплекса Удмуртской Республики. В 2015 г. из средств регионального бюджета построены, реконструированы и капитально отремонтированы объекты инженерной инфраструктуры на сумму более 262 млн руб.; на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности из федерального бюджета получено около 11,5 млн руб. Благодаря данной финансовой поддержке в прошлом году введено в эксплуатацию 8 энергоэффективных котельных, капитально отремонтировано более 26 километров инженерных сетей. Во всех газифицированных районах Удмуртии ведется техническое перевооружение котельных с переводом на газовое топливо. Так, за последние 5 лет общее количество переведенных на газ котельных составляет 88. В Удмуртской Республике капитально отремонтированы 43 артезианские скважины, построен 21 км водопроводной сети в сельской местности. Потребность в капитальном ремонте артезианских скважин, являющихся основными источниками водоснабжения населения в большинстве районов республики, остается высокой, однако, благодаря финансовой поддержке из республиканского бюджета, за последние пять лет муниципалитетам удалось отремонтировать 280 артезианских скважин. По состоянию на 1 января 2016 г. во всех муниципальных районах и городских округах Удмуртской Республики разработаны и утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Реализация мероприятий по модернизации и развитию объектов коммунальной инфраструктуры в целях повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению стала одним из важнейших приоритетных направлений в работе отрасли. Общий объем средств на выполнение организационно-технических мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики к отопительному периоду из всех источников финансирования в 2015 г. составил более 1,4 млрд руб., из них: - 1,15 млрд руб. - средства бюджетов муниципальных образований предприятий и организаций ЖКХ; - 262 млн руб. - средства бюджета Удмуртской Республики. В условиях ограниченности регионального бюджета перед Правительством Удмуртской Республики стоит важнейшая задача по привлечению частных инвестиций в отрасль. Одним из действенных механизмов государственно-частного партнерства является передача объектов коммунальной инфраструктуры частным операторам на условиях концессионных соглашений. На сегодняшний день реализуется 33 концессионных соглашения в семи районах республики. Привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной отрасли ведется также посредством передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочную аренду. В 1-м полугодии 2016 г. в республике заключено 33 концессионных соглашений в шести районах - 5 в сфере теплоснабжения и 28 в сферах водоснабжения и водоотведения; 580 объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры переданы по концессионным соглашениям. Привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной отрасли ведется также посредством передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочную аренду. В республике заключено 198 договоров долгосрочной аренды, передано в долгосрочную аренду 5498 объектов. Для регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги приняты меры, направленные на исключение необоснованного роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги за счет утверждения Правительством Российской Федерации индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на период с 1 июля 2014 г. по 2018 г. включительно [5]. В 2016 г. был полностью завершен переход на долгосрочное регулирование цен (тарифов) в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения. Таким образом, выполнена одна из приоритетных задач, поставленная перед органами регулирования в Указе Президента Российской Федерации [6]. На 2014 г. долгосрочные тарифы установлены для 15,5 % предприятий от общего количества регулируемых организаций; на 2015 г. показатель увеличен до 51 %, на 2016 г. достиг 100 % [7]. В целях социальной поддержки граждан на территории Удмуртской Республики предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 2015 г. субсидии были предоставлены практически 28 тыс. семей на общую сумму свыше 500 млн руб. Содействие формированию и укреплению правового порядка на рынке жилищно-коммунальных услуг, стимулирование оказания качественных и своевременных услуг, начисление и взимание оптимальной оплаты, сохраняющей баланс интересов всех участников жилищных правоотношений, укрепление правовой защищенности потребителей, осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, развитие и совершенствование системы регионального общественного контроля являются правовыми гарантиями осуществления гражданских прав и обязанностей субъектами жилищных правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг. В настоящий момент в Удмуртской Республике в отрасли жилищно-коммунального хозяйства трудится около 16 тысяч человек. В 2015 г. объем выполненных работ, оказанных услуг по отрасли составил более 40 млрд руб., из них 18 млрд руб. - это услуги, оказанные населению. Организациями реализовано ресурсов: жилищных услуг - 5,6 млрд руб., тепловой энергии и горячей воды - 8,4 млрд руб., электроэнергии - 12,8 млрд руб., газа - 10 млрд руб., отпущено холодной воды и принято стоков - 2,4 млрд руб. За отчетный период (январь - июнь 2016 г.) Министерством энергетики и ЖКХ УР установлено 24 тарифа для организаций, осуществляющих деятельность в сфере поставки коммунальных ресурсов. По итогам 1-го полугодия 2016 г. в республику из федерального бюджета по всем направлениям поступило 13,3 млрд руб., или 65,2 % к плану на 2016 г., в том числе Минэнерго и ЖКХ УР - 225,1 млн руб. 25 марта 2016 г. одобрена заявка по этапу 2016-2017 гг. на получение финансовой поддержки фонда ЖКХ. Плановый срок завершения 1 сентября 2017 г. В настоящее время 30 % от плановой суммы (148 млн руб.) поступили в УР. В органах местного самоуправления начались конкурсные процедуры. Таким образом, реформирование жилищно-коммунальной сферы является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационно-экономических задач.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Родина Е. А. Законодательное регулирование процессов реформирования в сфере ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». - 2015. - № 1(11). - С. 13-17.

Грановский А. Л. Качественный капитальный ремонт как возможность экономии энергоресурсов // Энергосбережение. - 2016. - № 1. - С. 23-25.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Грахов В. П., Манохин П. Е., Иванова Т. Н. Реструктуризация в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 4(44). - С. 17-24.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600.

Информация о ходе реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Удмуртской Республике в 2016 году и на плановый 2017 год за 1-е полугодие 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/razvitie/




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-1-50-53

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)