Physical Education of Russian Students in the XX and XXI Centuries

Anisimova A.Y., Gibadyllin I.G.

Abstract


Analysis of physical education in our country shows that its development is characterized by the periodic change of direction and priorities of the content. These priorities are directly linked to foreign policy, with the state and health of the nation, with new theoretical and practical scientific developments of leading scholars and teachers in the country. Change of direction is quite frequent in domestic physical education in higher educational institutions. The reason for this phenomenon is, first and foremost, that the establishment of the methodology of physical education in educational institutions of our country took place in an environment where even basic components of scientifically-methodical fundamentals of the disciplines were not developed. At different stages of the subject formation the educational process has been focused on different objectives: military training; preparation for employment; Communist upbringing and the formation of a new man; preparation to the complex of GTO norms; training sports reserve; formation of the competences, etc.

Keywords


higher education institutions; students; work programs; physical training; exercise; physical education

Full Text

В России в начале XX в. физическое воспитание было организовано в средних учебных заведениях. На занятия отводилось 2-3 часа в неделю. В большинстве гимназий, кадетских корпусах, реальных и коммерческих училищах занятия проводили педагоги, имевшие специальную подготовку. Занятия по физическому воспитанию строились в основном по методу сокольской гимнастики. То есть кроме повышения физической подготовленности оно решало задачи патриотического и нравственного воспитания учеников. После Октябрьской революции в России в 1918 г. создаются органы Всевобуча - всеобщее военное обучение трудового населения, где физическое воспитание занимало лидирующую позицию. Усиление военно-прикладной подготовки было продиктовано сложившейся ситуацией в стране - гражданская война и иностранная интервенция. Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в учебные планы Петроградского высшего педагогического института в январе 1921 г. Но уже в июле 1929 г физическое воспитание вводится во всех вузах страны как обязательный предмет [1]. Анализ первой учебной программы по физическому воспитанию в вузах [2] показывает, что главная проблема, которую должно было оно решить, - это улучшение физического состояния современного рабфаковца. Дело в том, что даже среди рабфаковцев, признанных здоровыми, значительная часть не обладала качествами вполне развитого, взрослого человека - силой, ловкостью, быстротой, выносливостью и умением быстро передвигаться и преодолевать препятствия в любой естественной обстановке. Начиная с 1931 г., учебные программы по физическому воспитанию студентов пытаются дифференцировать по профилю их будущей профессии, то есть в физическом воспитании на первый план выходят задачи подготовки к трудовой деятельности. Так, «Типовая программа и материалы по физической культуре для ВТУЗов, ВУЗов, КОМВУЗов, техникумов и рабфаков (кроме медицинских и педагогических)», утвержденная Учебно-методическим сектором НКП РСФСР 25 мая 1931 г., кроме учета специфики профессии ориентировала на соблюдение гигиенических требования к организации учебного процесса. Например, в программе рекомендовано практические занятия по физической культуре не включать в расписание вуза рано утром (7-9 часов), непосредственно до и после принятия пищи. Ни в коем случае не допускать уменьшения числа часов, перенесения занятий на вечернее время. И еще одно знаковое событие для физического воспитания в СССР было в 1931 г. - принятие его программно-нормативной основы, нашедшей свое отражение в комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Основная причина принятия данного комплекса заключалась в необходимости укрепления обороноспособности страны. Учебный план Типовой программы по физическому воспитанию 1931 г. включал теоретический и практический разделы. Теория преследовала цель по формированию правильного понимания идей, задач и влияния физической культуры на трудящихся. Теоретические занятия проводились в форме бесед. Практический раздел учебного плана включал две части: спортивно-гимнастический комплекс; военно-прикладной комплекс. Занятия по физическому воспитанию всегда начинались со строевых приемов и упражнений, что подчеркивает опять же его военно-прикладную направленность в СССР в начале 30-х гг. Политическая и экономическая ситуация для СССР оставалась очень сложной. Военная угроза со стороны капиталистических стран, и прежде всего Германии, была вполне реальной. Поэтому в 1937 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР утверждают новую «Программу по физической культуре для вузов» [3]. Содержание программы 1937 г. включало два раздела: теоретический минимум и практические занятия. Теоретическая подготовка была направлена на усвоение знаний основ физического воспитания, самоконтроля физкультурника, спортивного массажа и санитарно-гигиенических навыков. Практические занятия были посвящены гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, водному спорту, спортивным играм, велоспорту, дзюдо, рукопашному бою и фехтованию. Большего всего времени рекомендовалось уделять гимнастике. В данной программе основной акцент сделан исключительно на выполнение норм комплекса ГТО. «Все оканчивающие высшие учебные заведения, начиная с выпуска 1941 г., обязаны сдать полностью нормы комплекса ГТО, кроме лиц, отнесенных по состоянию здоровья к 3-й и 4-й медицинским группам. Лица, отнесенные к 1-й медицинской группе, обязаны сдать полностью нормы комплекса ГТО II ступени. Лица, отнесенные ко 2-й медицинской группе, обязаны сдать полностью нормы комплекса ГТО I ступени». В соответствии с данной программой физкультура проводилась в виде обязательных учебных практических занятий (упражнений) на первых трех курсах по 2 часа каждую шестидневку. С 1946 г. в стране активизируется деятельность в области международного спортивного движения, включая подготовку к участию в играх олимпиад. Поэтому содержание учебных программ по физическому воспитанию и характер деятельности спортивных коллективов вузов в конце 40-х - начале 50-х гг. были скорректированы с учетом декабрьского Постановления ЦК ВКП (б) «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний Партии и Правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» и предполагали решение задач развития массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства и завоевания советскими спортсменами, многие из которых были студентами, мирового первенства по важнейшим видам спорта [4]. Как следствие, в 1951 г. авторский коллектив ученых под руководством Б. С. Граменицкого составляют новую государственную Программу по физическому воспитанию в высших учебных заведениях [5]. Новая программа предъявляла более высокие требования к физической подготовленности студентов. Студент, заканчивающий второй курс, должен был завершить сдачу норм ГТО II ступени [6]. То есть в начале 50-х гг. направленность физического воспитания в СССР от военной подготовки молодежи переключается на ее спортивную тренировку, но ни в коем случае не отменяет ее. Так, в 1955 г. была утверждена Министерством образования новая программа для студентов высших учебных заведений. Ее второе название «Обязательный курс физической подготовки по комплексу «Готов к труду и обороне СССР» [7]. Тем не менее Министерство высшего образования разрешило всем учебным заведениям заменить курс общей физической подготовки спортивной специализацией по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, спортивным играм и другим видам спорта в зависимости от условий высших учебных заведений [8]. Однако, несмотря на рост спортивных результатов отдельных спортсменов, показатели здоровья большинства населения страны не улучшались, а имели тенденцию к снижению. В такой ситуации для усиления роли и значения физического воспитания в высших учебных заведениях Министерство высшего образования СССР 18 февраля 1959 г. издает приказ № 177 «О физическом воспитании студентов высших учебных заведений» [9]. Основная направленность рекомендованной программы - решить задачу воспитания нового человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; повысить роль физической культуры и спорта в борьбе за укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение работоспособности будущих специалистов. Проблемы воспитания студенческой молодежи отражает и программа «Физическое воспитание для вузов», утвержденная Министерством высшего и среднего специального образования СССР 4 апреля 1975 г. Идея комплексного воздействия физических упражнений на воспитание молодежи сохранили свое доминирующее положения и в программе для вузов «Физическое воспитание» 1987 г. [10]. В 1989 г. в общесоюзной базисной программе для высших учебных заведений заменяется название учебной дисциплины в вузах с «физическое воспитание» на «физическая культура». И это вовсе не случайно, так как особенностью базисной программы явилось изменение концептуальной установки педагогического процесса. Так, в формулировке самой цели вузовского физического воспитания впервые указывается на формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в социально-профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и в семье. Необходимо отметить, что до 1991 г. содержание всех учебных программ, разработанных научно-методическим советом по физическому воспитанию вузов СССР и утвержденных приказами министерства высшего и среднего специального образования СССР № И-12 от 10.02.1960, № 525 от 15.05.1978, а также № 555 от 7.08.1990 г., утвержденного приказом Государственного комитета по высшему образованию СССР, регламентировалось нормами и требованиями единого Всесоюзного комплекса ГТО. Сдача нормативов в беге на короткие и длинные дистанции, туристических походах, прыжках, метании гранаты, подтягиванию, стрельбе, плаванию обусловливали предпочтение при планировании учебного процесса легкоатлетическим упражнениям, спортивной гимнастике, стрельбе. Выполнение нормативов комплекса ГТО являлось мерилом усвоения программы и давало право на получение зачета по физическому воспитанию. С 1992 г. в России активно проводится реформа образования, включая и высшую его ступень. Реформа касается прежде всего введения Государственных образовательных стандартов подготовки специалистов с высшим образованием во всех учебных заведениях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации. В большинстве ГОС ВПО 90-х гг. физическая культура отнесена к циклу общих гуманитарных дисциплин. В результате обучения по дисциплине «физическая культура» бакалавр должен: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. И уже в 1994 г. приказом № 777 от 26 июля Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию отменяет базисную программу и утверждает Примерную учебную программу по физической культуре. Целью введения такой программы является обновление содержания физической культуры студентов, усиление ее образовательных и развивающих функций согласно принятию в стране ГОС ВПО. В Примерной программе цель осталась прежней - формирование физической культуры личности. А вот результатом образования по завершении обучения в области физической культуры, по мнению разработчиков, должно стать создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности. Как видим, цель, сформулированная в программе, не просто не полностью соответствует требованиям ГОС ВПО, но и уводит ее деятельность в сторону, в большей мере связанную с психологией человека, чем с его физической культурой. Это, конечно, создание устойчивой мотивации и потребности. В последующих ГОС ВПО второго поколения начала 2000-х гг. физическая культура сохранила свою образовательную направленность. Это было сформулировано в требованиях к обязательному минимуму содержания образовательной программы и учебных дисциплин. Так, в процессе физического воспитания студентов следовало акцентировать внимание на изучении следующих вопросов: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов и ее социально-биологические основы; основы здорового образа жизни студента; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма и т. д. Однако Примерная программа дисциплины «физическая культура», рекомендованная научно-методическим советом по физической культуре при Минобразовании России от 26 июля 2000 г., практически не отличалась от программы 1994 г., предложенной для реализации ГОС ВПО первого поколения. То есть разрыв между целью, содержанием и результатами обучения по дисциплине «физическая культура» только увеличился. В соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения выпускник вуза в области физической культуры должен обладать следующими компетенциями: владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Вывод Анализ физического воспитания в нашей стране позволяет констатировать, что его развитие характеризуется периодической сменой направленности и приоритетов содержания. Эти приоритеты напрямую связаны с внешней политикой государства, состоянием и уровнем здоровья нации, новыми теоретическими и практическими научными разработками ведущих ученых и педагогов страны. Смена направленности - довольно частое явление в отечественном физическом воспитании в высших учебных заведениях. Причина такого явления заключается прежде всего в том, что создание методики физической культуры в образовательных учреждениях нашей страны проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные компоненты научно-методических основ самой дисциплины. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели: военная подготовка; подготовка к трудовой деятельности; коммунистическое воспитание и формирование нового человека; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО; подготовка спортивного резерва; формирование компетенций и т. д.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта / под ред. В. В. Столбова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 423 с.

Программа для рабочих факультетов. Вып. VIII. - Гос. издательство, 1929. - 40 с.

Программа по физической культуре для вузов. - М. : ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937. - 79 с.

Столбов В. В., Чудинов Г. И. История физической культуры. - М., 1962. - 208 с.

Граменицкий Б. С. Новая программа по физическому воспитанию студентов // Теория и практика физической культуры. - 1952. - Т. XV. - С. 245-252.

Столбов В. В. История физической культуры : учебник для студентов пед. институтов. - М., 1989. - 288 с.

Программа по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений : (Обязательный курс физической подготовки по комплексу «Готов к труду и обороне СССР») : утв. 23/XI 1955 г. - М. : Советская наука, 1956. - 15 с.

Столбов В. В., Чудинов Г. И. История физической культуры. - М., 1962. - 208 с.

Приказ Министерства высшего образования СССР от 18 февраля 1959 г. № 177 // Высшая школа: сборник основных постановлений, приказов и инструкций / под ред. Е. И. Войленко. - М. : Высш. шк., 1965.

Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта / под ред. В. В. Столбова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - С. 138-142.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-1-111-113

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)