Dialogue of Cultures as a Pedagogical Category in Multicultural Education of University Students

Martyanova I.A.

Abstract


The paper proves the necessity of introducing the concept of a dialogue of cultures in the educational process of the modern University. Pedagogical status of the dialogue of cultures as the methodological foundations of multicultural education is defined. An attempt is made to reveal meaningful aspects of cultural dialogue as a pedagogical category.

Keywords


dialogue of cultures; multicultural education; multicultural identity; intercultural communication; educational process

Full Text

Мировые интеграционные процессы качественно изменили социокультурную среду и условия жизнедеятельности человека. Постепенно размываются международные, этнические и культурные границы между людьми. Современный человек не замкнут в своем культурном ареале, он включен в широкое поликультурное пространство, часто вынужден жить, учиться и работать в инокультурном для себя окружении. В сложившихся условиях обостряется проблема совершенствования механизмов социализации и инкультурации молодого поколения в открытом и поликультурном социуме, где пересекаются разные культуры, этносы, религии, мировоззрения. Наблюдаются такие характерные проявления низкого уровня адаптивности молодежи, как ценностно-нормативная неопределенность, утрата этнической идентичности и культурная маргинальность, неприятие других этнофоров и пренебрежение к иным этническим (культурным) картинам мира, незнание коммуникативных стратегий межкультурного общения [1, с. 294]. Подобные негативные проявления затрудняют продуктивную адаптацию выпускников вуза в современном мире, снижают возможности реализации их жизненных планов, тормозят социальную мобильность. В связи с вышеизложенным на образовательные учреждения всех уровней возлагается большая ответственность - воспитание этнически идентичной и поликультурной личности, способной на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур. Атрибутивными свойствами поликультурной личности выступают гуманность, установка на общечеловеческие ценности, диалогическое мышление, этнокультурная толерантность и многокультурная идентичность. Только такой тип личности может полноценно реализовать себя в глобальном мире независимо от национальной и культурной принадлежности [2, с. 97]. Большим воспитательно-образовательным потенциалом для формирования поликультурных свойств молодежи обладает высшая школа. Поскольку студенчеству присущи повышенная потребность в общении и социальная активность, вуз может использовать эти факторы для актуализации поликультурных, в том числе толерантных качеств личности в процессе обучения. Решение этой задачи необходимо сочетать с развитием у студентов навыков конструктивного взаимодействия, овладением технологией сотрудничества, включающей способности преодолевать свои этно- и культурно-центристские предубеждения, умения корректировать собственное поведение с целью достижения взаимопонимания в межкультурном взаимодействии. В последние годы в отечественной педагогике успешно развивается поликультурное образование, которое реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Поликультуризм в образовании помогает обратить культурное многообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию молодежи к меняющимся условиям существования, помогает им сформировать многогранную картину мира, приобрести навыки эффективного взаимодействия с представителями соседних культур и в мировом пространстве [3]. Востребованность поликультурного образования в России обусловлена самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека. Очевидно, что педагогика поликультурности должна стать важным направлением в образовательной деятельности современного вуза, пронизывать все учебные дисциплины и внеучебную деятельность студентов. Цель поликультурного образования - создать условия для формирования и развития компетенций, обеспечивающих возможность выпускникам вуза полноценно функционировать в условиях культурного плюрализма. Как поликультурная личность студент должен знать: - особенности культуры своего народа во взаимосвязи с мировой культурой в исторической ретроспективе и в современном формате; - различные культурные модели мира (формируется через знакомство с религиями, традициями, искусством народов мира); - демократические ценности и права человека. Обладать следующими компетенциями: - готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству в полиэтнокультурной среде; - готовность к кросс-культурному общению в режиме диалога (полилога); - готовность противостоять различным проявлениям национализма, культурной агрессии, культурной дискриминации и культурному вандализму. - способность преодолевать этнокультурные и национальные барьеры в общении; - способность к толерантному восприятию социокультурных различий в деловом взаимодействии; Концептуальную роль в реализации модели поликультурного образования и формировании поликультурных компетенций студентов играет теория диалога культур, которая становится методологическим принципом построения и содержания образовательного процесса вуза как культурной деятельности. Культурные смыслы поликультурной педагогики реализуются прежде всего в процессе общения, где студент раскрывается и как субъект межкультурной коммуникации, и как носитель и трансформатор определенных культурных ценностей. Впервые диалог культур стал разрабатываться в философском и культурологическом контекстах в трудах М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, А. С. Лосева, Ю. С. Лотмана и др. Заложив в основу межкультурного взаимодействия принцип «диалога культур», исследователи подчеркивают диалогическую сущность гармоничного сосуществования и взаимодействия в многокультурном пространстве. Кроме межкультурного диалога философы рассуждают и о внутреннем диалоге культуры: культура может строиться только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов [4-6]. В целом концепция диалога культур основана на «отношении культуры к культуре как к равноправной и равноценной при всех ее отличиях и интересной, нужной, желанной именно в ее непохожести, ее уникальности» [7, с. 15]. Ценность диалога культур в том, что он объединяет культуры «во времени и пространстве», сохраняя культурные различия во всем их богатстве и многообразии. Очевидно, что диалог культур - это вопрос не только о гуманитарных контактах культур, но и о способах приобщения отдельно взятой личности к духовным ценностям этих культурных образований. Без диалога культур нет духовного развития личности. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными мирами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры. [8, с. 111]. Таким образом, диалог культур в философско-культурологическом аспекте - это эффективный способ взаимопознания и взаимопроникновения культур как основы культурного развития и культуротворчества. На микроуровне, где диалог культур актуализируется в общении отдельных людей, - это универсальная ценность, которой необходимо руководствоваться для достижения взаимопонимания и согласия в межкультурном взаимодействии. В педагогической теории и практике идея диалога культур плодотворно развивается уже несколько десятилетий. За это время сформировались различные подходы к пониманию педагогической сущности и интерпретации этого понятия. Много интересных и результативных исследований посвящено практической реализации диалога культур в рамках преподавания иностранных языков и построения учебного процесса в эффективной диалогической форме. Анализ и обобщение различных точек зрения показывают, что диалог культур отличается теоретической глубиной и практической многоаспектностью. Содержание диалога культур как педагогической категории раскрывается в следующих взаимосвязанных между собой аспектах. · Как философская доктрина диалог культур задает ценностные ориентиры для содержательного наполнения поликультурного образования, его целей, задач, методологических подходов. В этом плане только гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса способствует приобщению студентов к общечеловеческим ценностям и универсальным нравственным императивам. Формируя гуманистическое мировоззрение молодежи, вуз закладывает духовные основы межкультурного общения, взаимопонимания и сотрудничества. · Межкультурный аспект связан с формированием личности студента как субъекта межкультурного диалога. В этом ракурсе решаются следующие педагогические задачи: с одной стороны, формирование и развитие позитивной этнокультурной идентичности студента, которая основана на внутреннем диалоге субъекта с родной культурой, духовном освоении ее ценностей, культурного опыта; тем самым молодежь активно включается в важнейший процесс культурной преемственности. С другой стороны, формирование у студентов ценностно-позитивного взгляда на культурное многообразие мира и расширение их поликультурного кругозора через приобщение к мировому культурному наследию. Диалог культур здесь выступает механизмом духовной интеграции личности студента в различные культурные миры на основе взаимодействия «Я - этнокультурная общность - общество - мировая цивилизация». · Коммуникативный аспект понятия диалога культур обращает современный образовательный процесс вуза к диалогу между всеми субъектами обучения. Педагогическая задача - сформировать у студентов готовность к диалогическому общению как оптимальной коммуникативной стратегии. Определяющим педагогическим условием развития коммуникативных и толерантных свойств личности является создание коммуникативно-развивающей среды обучения, активизирующей коммуникативный потенциал студентов на основе диалога, совместной деятельности и взаимоотношений сотрудничества. Включить студентов в интенсивную коммуникативную деятельность на основе сотворчества и диалога позволяют интерактивные технологии, включающие внутренние механизмы саморазвития обучающихся [9]. Тем самым, приобретая в условиях обучения опыт плодотворного сотрудничества в поликультурной среде вуза, студент сможет перенести его во внешний мир и успешно использовать (что соответствует современной компетентностной парадигме высшего образования). Итак, как педагогическая категория диалог культур выступает в статусе методологического принципа реализации поликультурного образования в вузе. Все три аспекта (философский, межкультурный, коммуникативный) имеют междисциплинарный характер, то есть в рамках преподавания любой дисциплины возможно организовать процесс обу-чения в духе диалога культур: гуманизировать цели и содержание предмета с позиций толерантного восприятия других культур и их представителей, конструировать ситуации межкультурного диалога между студентами, увеличить количество внеаудиторных заданий (проведение различных исследований, разработка проектов, подготовка семинаров, конференций и т. п.) в микрогруппах. Наибольшим потенциалом для внедрения идей диалога культур в образовательный процесс обладают дисциплины социально-гуманитарного знания, на которые ложится основная нагрузка формирования духовного облика молодежи. Таким образом, диалог культур как основа межкультурной коммуникации обретает большое методологическое значение для разработки педагогических основ поликультурного образования. Как методологический принцип диалог культур является сквозной составляющей всей учебно-воспитательной работы вуза, ориентируя образовательный процесс на приобретение студентами полезного опыта межкультурного общения в духе мира, толерантности, веротерпимости, сотрудничества. В этом случае высшая школа как важнейший институт социализации молодежи будет способствовать развитию диалога между культурами как совместно проживающих народов, так и в мировом пространстве.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Мартьянова И. А. Поликультурное образование в вузе как основа успешной социализации студенческой молодежи в условиях глобализации // Реальность этноса. Образование и этносоциализация молодежи в современной России : сб. статей по материалам XIV Междунар. науч.-практич. конф. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - С. 294-300.

Мартьянова И. А. Формирование поликультурной личности студента в образовательном процессе вуза // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 7. - С. 97-99.

Мартьянова И. А. Поликультурное образование в вузе: концептуальные подходы // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 10. - С. 80-82.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1986. - 444 с.

Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - C. 34-41.

Библер В. С. От наукочтения к логике культур : Два философских введения в двадцать первый век. - М. : Политиздат, 1991. - С. 19.

Каган М. С. Понятие «культуры» в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. - 1979. - Вып. 4. - С. 11-20.

Радугин А. А. Культурология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 2001. - С. 111.

Мартьянова И. А. Диалог культур как методологический принцип организации образовательного процесса в вузе // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества : сб. материалов I Междунар. науч.-практич. конф. - М. : Ин-т стратегических иссл., 2011. - С. 217-221.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-1-116-118

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)