Social Approach to the Training of Future Economists in the Modern System of Higher Education of the Russian Federation and Abroad

Mishina S.V.

Abstract


The paper analyzes the problem of realization of social approach to training future economists in the United States, European Union, Japan and the Russian Federation. According to the author, social approach is based on the idea of competitiveness of the future economist. The implementation of this approach in national systems of higher education is expressed at the level of graduate models, including the requirements for the level of his professional competence and professionally important qualities.

Keywords


social approach; competitiveness of higher education; professional training of future economists; professional competence; professionally significant qualities

Full Text

Профессиональная подготовка будущих экономистов в американских, западноевропейских и японских университетах издавна строилась на основе социально ориентированного подхода. Для российской системы высшего экономического образования данный подход приобретает актуальность лишь в 90-х гг. XX в. Рассмотрим подробнее реализацию социально-ориентированного подхода в национальных системах высшего экономического образования США, Евросоюза, Японии и Российской Федерации. Несмотря на децентрализованность системы образования США, для американской системы экономического образования характерна модель будущего специалиста, которую можно описать посредством профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций. Профессионально значимыми качествами являются: организационные способности, американская деловитость, стремление к выгоде. Помимо стандартного набора профессиональных компетенций в американской модели будущего экономиста выделяются такие специфические компетенции, как способность делегирования полномочий и способности настроиться на восприятие и мышление партнера [1]. Система профессиональной подготовки будущих экономистов в США включает в себя как ведущие вузы (Пенсильванский университет, Гарвард, Стэнфорд), так и взаимодействие с социальными партнерами, основной деятельностью которых является углубленное дополнительное образование будущих экономистов, а также их адаптация в профессиональной среде (например, Американская ассоциация менеджмента (АМА)). Западноевропейская система экономического образования вплоть до 90-х гг. XX в. была ориентирована на методологические установки американской системы, однако изменение европейской образовательной политики происходит с 1999 г. - года подписания 29 странами Болонской декларации, основная цель которой - создание единого европейского образовательного пространства [2]. Изменения, которые позиционировались Болонской декларацией, касались унификации структуры и содержания, а также технологии европейского университетского образования. Особую значимость приобрела система трехуровневого образования, которая позволила дифференцировать профессиональную подготовку среднего звена экономических специальностей (бакалавр), управленческих кадров в сфере экономики (магистр) и исследователей экономики (доктор). Идеология Болонского процесса была продолжена Лиссабонской резолюцией (2000 г.) и «Брюггской инициативой» (2001 г.), принятой в рамках Копенгагенского процесса. Основная идея, содержащаяся в данных документах, касается повышения конкурентоспособности европейского образования, а значит, согласуется с быстроменяющимися запросами социума. Инновационность данных стратегий заключается в том, чтобы не просто подстраиваться под существующие запросы, а косвенно формировать их самим посредством повышения качества высшего образования, его привлекательности, доступности и открытости. Одним из значимых акцентов в развитии европейской системы высшего образования стала ориентация на подготовку конкурентоспособного выпускника, готового к трудоустройству и мобильности [3]. Для настройки национальных систем европейского высшего образования согласно указанным векторам развития была запущена в 2008 г. Европейская рамка квалификаций (EQF). Данный инструмент содержит обобщенные требования к результату профессиональной подготовки, следовательно, он применим ко всем направлениям профессиональной подготовки, в том числе в сфере экономики. В европейской рамке квалификаций дифференцируется 8 квалификационных уровней по таким параметрам, как знание, умение, компетентность. В частности, бакалавр должен соответствовать 6-му квалификационному уровню, магистр - 7-му, доктор - 8-му. Рассмотрим данные квалификационные уровни применительно к экономическим направлениям подготовки более подробно. Бакалавру экономики предписывается владение практическими и теоретическими знаниями последних достижений, научных направлений и школ в области профессиональной экономической деятельности, а также критическое осмысление данных знаний. Магистр экономики должен владеть передовыми практическими, концептуальными и теоретическими знаниями в области профессиональной экономической деятельности, которые ориентированы на дальнейшее развитие экономики, создание новых экономических концепций. Доктор экономики владеет данным набором знаний, но уже в плоскости междисциплинарного применения. Бакалавр экономики должен обладать умениями решать сложные и непредсказуемые проблемы в практической экономической деятельности; критически анализировать, интерпретировать и оценивать сложную информацию; проводить исследования в профессиональной экономической деятельности. Также выделяются умения самообразования и оценки. Магистру экономики предписывается похожий набор умений, однако акцент при их описании смещается в сторону анализа данных из различных областей, а также стратегический и инновационный характер применения данных умений. Умение оценки действий, методов и результатов привязано к краткосрочным и долгосрочным последствиям. Доктор экономики должен обладать умениями создавать новые подходы, концепции, методы в процессе научных исследований для решения ключевых экономических проблем. Оценочные умения характеризуются междисциплинарной областью применения. Среди набора компетенций, предписываемых бакалавру экономики, ключевая роль отводится ответственному отношению к планированию и осуществлению собственной и чужой профессиональной деятельности, в том числе к инициированию заданий и руководству ходом их выполнения, к самообразованию себя и других, к распределению ресурсов. Для магистра экономики характерны компетенции, связанные с более высоким уровнем ответственности и самостоятельности. Руководящие компетенции выходят на первый план. Также стоит отметить компетентность в области обучения других. Для доктора экономики предполагается обладание всеми вышеперечисленными компетенциями, однако отмечается высокая степень автономности, лидерские качества, авторитет, а также компетентность в области распространения нового знания [4]. Помимо указанных универсальных характеристик бакалавра, магистра, доктора экономики, содержащихся в европейской рамке квалификаций EQF, ведущими экономическими школами Западной Европы (Оксфордский университет, бизнес-школа INSEAD (Франция), Интернациональный институт развития менеджмента (Швейцария), Лондонская бизнес-школа LBS) формируется определенный образ будущего экономиста. Специфику европейского специалиста в области экономики определяет набор ключевых профессионально значимых качеств: способность вести переговоры, юридическая компетентность, коммуникативная компетентность, организаторские способности, в том числе и самоорганизаторские [5]. Существенно отличается от американской и западноевропейской моделей экономического образования система профессиональной подготовки экономических кадров в Японии, хотя в этой стране также реализуется социально ориентированный подход, поскольку образ будущего экономиста ориентирован на конкурентные преимущества японской экономики и социокультурные реалии. Особенностью японской модели конкурентоспособного экономиста является ориентация на ценности коллективизма, которые детерминируют следующий набор качеств профессионала: работоспособность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, ориентация на саморазвитие, способность работать в коллективе [6]. Ключевыми центрами, в которых ведется подготовка экономических кадров, являются Осакский, Токийский, Киотский, Нагасакский университеты. Для японского высшего экономического образования характерна модель выпускника, описывающая следующие группы компетенций: технологические, коммуникативные, концептуальные. Технологические компетенции связаны с выполнением конкретных операций, характерных для профессиональной деятельности специалистов сферы экономики. Коммуникативные компетенции определяют эффективность ведения переговоров, организации коллективной профессиональной деятельности, руководства коллективом. Концептуальные компетенции нацелены на анализ и прогноз событий, включают в себя способности принимать решения, нести ответственность, координировать политику развития организации [7]. Следует отметить, что для работников экономической сферы низшего звена ключевыми являются технологические компетенции, в то время как для специалистов среднего и высшего звена бóльшее значение имеют коммуникативные и концептуальные компетенции. Данная дифференциация проявляется на всех уровнях организации профессиональной подготовки будущих экономистов - от содержания и методики обучения до технологии и диагностики. Социально ориентированный подход в подготовке экономических кадров реализуется в последние десятилетия и в отечественной системе высшего образования, что связано, как отмечает Н. И. Гвоздева, с переходом от номенклатурной модели экономиста, реализуемой в высшем экономическом образовании СССР, к современной модели конкурентоспособного специалиста в области экономики [8, с. 33]. Исследователь считает, что конкурентоспособного экономиста должно отличать новое творческое экономическое мышление, способность решать разноуровневые проблемы, инициативность, лидерские качества и пр. Р. А. Фатхутдинов также рассматривает конкурентоспособность как качественный результат профессиональной подготовки будущих экономистов, который отвечает уровню мировой экономики, выступает социальным заказом современной России. Соответственно, чтобы быть конкурентоспособным, выпускнику необходимо обладать соответствующими компетенциями и профессионально значимыми качествами, которые востребованы в условиях современной рыночной экономики [9, с. 34]. Следует отметить, что развитие современной системы высшего экономического образования Российской Федерации базируется на принятии инноваций, характерных для западноевропейского высшего образования. В частности, согласно установкам Болонской декларации, произошел переход на трехуровневую систему профессиональной подготовки, введена система зачетных единиц и пр. Наиболее прогрессивными в этом отношении являются ведущие вузы страны: Высшая школа экономики, Московский государственный университет и др. Кроме того, в контексте принятия в Европе рамочных квалификационных документов в России также разработана в 2008 г. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации и проект 2012 г.; на основе данных документов создаются профессиональные стандарты, призванные заменить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Вместе с тем, как отмечает Л. Полищук, идеи конкурентоспособности высшего экономического образования в России реализуются далеко не в полной мере. Исследователь называет следующие проблемы: разобщенность российского экономического образования географически и на уровне «межрегионального экономического неравенства», как следствие - ограничение мобильности студентов и преподавателей; локализованность конкурентной борьбы вузов за студентов городской средой; отсутствие конкурентной среды на уровне грантов, заказов на разработки, пожертвований; заниженные требования к студентам ввиду незрелости российского рынка труда в экономическом сегменте [10, с. 51]. Таким образом, социально-ориентированный подход базируется на идее конкурентоспособности будущего экономиста как основы конкурентоспособности экономической системы в целом. Понятие конкурентоспособности обусловлено следующей ключевой установкой: экономическое образование должно быть ориентировано на подготовку кадров, отвечающих запросам современного общества, следовательно, мобильность выступает ключевым качеством и будущего экономиста, и системы экономического образования.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Старовойт А., Князев Е., Кожин Р. Подходы к обучению менеджеров в зарубежной и российской практике [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6. - URL: http://www.eduherald.ru

Зона европейского высшего образования [Электронный ресурс]: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. - URL: http://www.bologna.ntf.ru

Копенгагенский процесс / сост. О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева. - М. : Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. - 132 с.

Европейская рамка квалификации EQF (в переводе национального офиса программы TEMPUS) [Электронный ресурс] / Национальный офис TEMPUS в Российской Федерации. - 2016. - URL: http://www.tempus-russia.ru

Там же.

Ингиу Оу. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее / пер. с англ. В. А. Спивак. - М. : Эксмо, 2007. - 160 с.

Исикава К. Японские методы управления качеством : сокр. пер. с яп. - М. : Экономика, 1988. - 215 с.

Гвоздева Н. И. Формирование творческого экономического мышления - требование современной экономики // Наука и общество. - 2014. - № 4(19). - С. 32-35.

Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С. 18-23.

Полищук Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - С. 44-53.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-1-124-126

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)