Theoretical Substantiation of the Need for Stimulation and State Support of the Investment and Innovation Sector in the Region

Simchenko O.L., Grakhov V.P.

Abstract


The paper analyzes the current state, problems and prospects of the investment and innovation sector in the region. The purpose of this paper is to summarize the measures taken and implemented by the state to stimulate the investment and innovation sector and their results. The current instruments for stimulating the investment activity in the region are listed. The conclusion is made that it is necessary to create an effective mechanism of state regulation and stimulate the investment activity of enterprises. In this regard, recommendations are proposed that should be taken into account when deciding on the provision of any support from the state.

Keywords


investment and innovation sector; government support; promotion; public preferences; tax breaks; subsidies; guarantees; performance indicators

Full Text

Темп роста инвестиций является одним из ключевых показателей определения социально-экономического развития региона и увеличения инновационного потенциала. В связи с этим актуальным становится вопрос стимулирования инвестиционной активности как одной из главных задач государственной политики, направленной на развитие экономики в целом. В последнее время в условиях жесткой конкуренции на рынке с зарубежными производителями и в период перехода к работе системы Всемирной торговой организации (ВТО) остро возросла необходимость по замене морально устаревшего оборудования, внедрения новых технологий, позволяющих значительно повысить конкурентоспособность производства и предоставляемых услуг. Однозначно можно сказать, что достижение необходимого уровня конкурентоспособности в ведущих отраслях экономики невозможно без активного участия и твердой поддержки со стороны государства. На сегодняшний день именно государство путем формирования нормативно-правовой среды (создание законов, указов, распоряжений и других нормативно-правовых актов) определяет правила, в соответствии с которыми функционируют участники инвестиционно-инновационного сектора и взаимодействуют между собой. В настоящее время в Удмуртской Республике, несмотря на стабильность в ключевых отраслях промышленности, положительные кредитные рейтинги, рост инвестиций, существует проблема отсутствия крупных инвестиционно-инновационных проектов, реализация которых определяла бы дальнейшие перспективы развития. По данным опроса руководителей крупных и малых предприятий Удмуртской Республики, а также анализа инвестиционно-инновационного сектора региона основными сдерживающими факторами инвестирования в новые инвестиционные проекты или инновационные разработки являются следующие. Экономические: · недостаточность собственных средств у инициаторов проектов; · отсутствие залоговой массы (обеспечения) для кредитования; · высокая стоимость обслуживания кредитов; · высокий уровень налоговой нагрузки на предприятия, планирующие реализацию инвестиционных проектов. Так, многие предприятия, работающие в Удмуртской Республике, по причине наиболее выгодных налоговых условий стремятся зарегистрировать свой бизнес в соседних регионах - Пермском крае, Кировской области, Республике Татарстан; · отсутствие инвестора, готового вложить финансовые средства в проект; · недостаточный уровень спроса на продукцию на внутреннем рынке; · зарегулирование предпринимательской деятельности в регионе. Производственные: · недостаток информации о новых технологиях; · недостаточная компетентность руководителей и научных работников в области менеджмента и маркетинга; · слабая возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями. Прочие: · отсутствие федерального законодательства об инновационной деятельности, предусматривающего регламентацию вопросов государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, а также обеспечивающего защиту интеллектуальной собственности и вовлечение прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот; · неэффективность механизмов сотрудничества бизнеса и региональной власти [1]; · неразвитость инновационной инфраструктуры; · неразвитость системы венчурного финансирования и недоступность венчурного капитала. Все вышеперечисленные проблемы прямо или косвенно свидетельствуют о необходимости интенсивного развития производственного и научного потенциала каждого предприятия, отрасли, субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, создания действенного механизма государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности [2]. Важно отметить, что стимулирование и государственная поддержка инвестиционной и инновационной направленности большинства секторов экономики задается посредством определенных методов взаимодействия с бизнесом. Условно их можно разделить на две группы: экономические и неэкономические (рисунок). Наиболее применяемым и доступным методом на уровне регионов являются предоставление государственных преференций в рамках целевых программ, в частности применение таких инструментов, как налоговые льготы, субсидии и гарантии. Применение налоговых льгот как инструмента поддержки инвесторов на региональном уровне приобретает особый смысл в условиях переходных региональных экономик в связи с дефицитом долгосрочных финансово-кредитных ресурсов, недостаточным уровнем развития инфраструктуры внутренних финансовых рынков, высокими административными барьерами входа и функционирования на региональных рынках и т. д. [3]. Обобщенная схема взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов В качестве наиболее важного инструмента, стимулирующего и активизирующего инвестиционно-инновационную деятельность хозяйственных субъектов, сегодня применяется законная налоговая оптимизация [4], предусматривающая снижение налоговой нагрузки через правомерные целенаправленные действия, регулируемые Налоговым кодексом Российской Федерации в пределах компетенции региональных и местных властей по результатам конкурсов [5-7]. В Удмуртской Республике применяются льготы по налогу на прибыль в размере от 1 до 4,5 % и полное освобождение от налога на имущество на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет [8]. Также одним из инструментов стимулирования инвестиционной активности в регионе является государственная поддержка в форме субсидирования части затрат по лизинговым платежам и части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, привлекаемыми предприятиями на осуществление инвестиционных проектов [9]; при этом имеется ряд преимуществ получения денежных средств путем оформления самого договора лизинга (возможность сэкономить на налогах, применение ускоренной амортизации, отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость выпускаемой продукции или оказываемых услуг и др.) [10]. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен такой механизм предоставления современного инструмента стимулирования инвестиционно-инновационного сектора, как государственная гарантия, позволяющая повысить инвестиционную активность регионального бизнеса и инновационные разработки в приоритетных отраслях [11]. Так, при наступлении гарантийного случая государственная власть берет на себя обязательства по выплате денежной суммы за счет средств соответствующего бюджета за неисполнение (или неполное исполнение) третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Основные положительные моменты применения данных инструментов заключаются в следующем. · Потребность в привлечении льготных кредитов и получение положительного решения кредитного комитета банка заставляет часть предприятий выводить из тени выручку от реализации продукции и имущество; предприятиям становится выгодно платить налоги и получать поддержку со стороны правительства. · Субсидии предоставляются организациям на невозвратной и бесплатной основе. Однако приобретаемое за счет льготных кредитов оборудование сразу монтируется и включается в производственно-технологический цикл, что, как правило, приводит к увеличению физических объемов выпуска продукции, росту массы прибыли и стоимости имущества; увеличивается налогооблагаемая база, следовательно, растут налоговые платежи в бюджет. Таким образом, возврат бюджетных средств обеспечивается косвенно - через прирост налоговых платежей предприятий, получивших государственную поддержку [12]. · Практика подтверждает высокий уровень бюджетной эффективности используемого механизма субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. При этом следует отметить, что при субсидировании процентных ставок по банковским кредитам средства лучше направлять не на счета предприятий, а по договору об исполнении обязательства третьим лицом перечислять непосредственно банку-кредитору, что позволит исключить нецелевое использование бюджетных средств. Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к заключению, что, несмотря на стремления властей Удмуртской Республики максимально содействовать бизнесу для активизации инвестиционно-инновационного сектора региона, предпринятые меры государственной поддержки на сегодняшний день несовершенны. Практически все формы поддержки в республике предоставляются по результатам конкурсов. Соответственно, не все предприятия могут ими воспользоваться, поэтому актуальными по-прежнему остаются вышеперечисленные в статье сдерживающие факторы. Чтобы государственное регулирование стало инструментом экономического роста, оно должно основываться на системе адекватных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, а именно таких, которые обеспечивают стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [13]. Для достижения наилучшей эффективности предоставленной государственной поддержки в нормативно-правовых документах, определяющих основные условия ее предоставления бизнес структурам целесообразно предусмотреть ряд критериев эффективности реализации мероприятия или проекта [14], учитываемых при принятии решении о предоставлении той или иной поддержки со стороны государства. Основополагающими показателями эффективности проекта, претендующего на получение государственной преференции, в частности, должны быть: · социальная эффективность - количество созданных рабочих мест, увеличение оплаты труда работникам предприятия, улучшение условий труда; · налоговая эффективность - увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетов от реализации мероприятия или проекта, получившего государственную преференцию; · инвестиционная эффективность - объем привлекаемых инвестиций при реализации мероприятия или проекта; · инновационная эффективность - степень формирования и стимулирования позитивных тенденций для разработки и применение инновационных методов в производстве и сфере услуг; Вместе с тем следует отметить, что принятые на региональном уровне нормативно-правовые акты нуждаются в постоянном анализе и совершенствовании для отражения в достаточной мере принципиальных требований к условиям предоставления государственных преференций и, соответственно, для повышения эффективности применения льгот в качестве инструмента инвестиционно-инновационного развития региона в целом.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Симченко О. Л. Обоснование направлений достижения устойчивого развития строительных предприятий в нестабильных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 3-10. - С. 102-105.

Чазова О. Л., Грахов В. П., Соловьев М. В. Основные направления повышения конкурентоспособности на предприятиях строительной отрасли // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12, ч. 3. - C. 821-825.http://elibrary.ru/pic/1pix.gif

Клименко М. С. Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности на примере регионов ЮФО // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 1. - С. 80-85.

Князев С. Я., Бакирова З. Р., Грахов В. П. Экономическая оценка производственного потенциала строительных организаций региона // Строительная наука и производство глазами молодых : материалы Всерос. науч. техн. конф. молодых ученых инженерно-строительного факультета (Ижевск, 21-22 февраля 2012 г.). - Ижевск : Изд-во ИжГТУ. - С. 112-115.

Совершенствование инструментария оценки и анализа экономической эффективности инвестиционных проектов в строительстве / В. П. Грахов, С. А. Мохначев, П. Е. Манохин, Н. Р. Камалов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - Мытищи : Российский университет кооперации, 2015. -С. 68-75.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций» от 22 августа 2005 г. № 126. Редакция постановления от 1 августа 2016 г. № 316. - Доступ из профессиональной справ. системы «Техэксперт».

Клименко М. С. Указ. соч.

Алексеева Т. Р. Лизинг в инновационном развитии строительного комплекса : монография. - М. : МГСУ, 2014. - 156 с.

Грахов В. П., Кислякова Ю. Г., Чазова О. Л. Проблемы механизма формирования инвестиционной политики // Проблемы экономики и юридической практики. - М. : Юр-ВАК, 2014. - С. 71-73.

Преференции для развития // Промышленность Юга России : газета СПП ВО. - 2005. - № 6. - С. 78.

Логунов В. Н., Корчагин Ю. А. Государственное регулирование экономики. - Воронеж : ЦИРЭ, 2009. - 210 с.

Грахов В. П., Симченко О. Л. Разработка и формирование стратегии инвестиционной политики строительной организации (на примере ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России») : монография. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2016. - С. 19.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-128-130

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)