To Complementarity of Scientific and Religious Aspects of Education as a Factor of Restoration of Its Cvilization Bases

Mikhalkin V.S.

Abstract


Importance of the reference to the civilization foundation of education is dictated by strengthening of information-psychological, or civilized, wars in which scientifically based methods and technologies of introduction into the opponent consciousness of values of a leading civilization are used. Today promotion of liberal values of the West, which destroy the culture of Russian orthodox civilization and strengthening of moral degradation of a young generation, is taking place through formation and various communication media. Perversity of devaluation of cultural values and traditions of Orthodoxy in the solution of the educational problems is underlined in Bases of the state cultural policy. Among overall objectives and problems of this document it is affirmed: "preservation of historical and a cultural heritage and their use for purposes of education; transfer from generation to generation of values traditional for the Russian civilization and norms, traditions, customs and samples of behavior". In the paper the restoration of the status of teaching physics in a high school, as a kind of spiritual manufacture, which is based on replacement of an antagonism of scientific and religious pictures of the world by their mutual complementarity is discussed. This tendency of development of education is in full accord with preservation of cultural values and norms of orthodox Christianity which are traditional for the Russian civilization and which create the conditions for development of creative potential of subjects of education.

Keywords


science and religion; complementarity and synergy; transcendence and integrity of the real world; belief and knowledge

Full Text

Анализ образовательных систем наиболее развитых стран мира, проведенный многими научно-педагогическими экспертами, показывает, что воспитание в них основывается на национальных вероисповеданиях. К примеру, в североамериканских и западноевропейских странах воспитание учреждается на представлениях протестантства, основу китайского образования составляют традиции конфуцианства, а основой воспитания в странах исламской цивилизации является мусульманское вероисповедание. Правомерность и плодотворность религиозных основ образования и воспитания была подтверждена на одном из международных семинаров ЮНЕСКО, где отмечалось, что важнейшей причиной угасания творческого потенциала народа является национальная система образования, далекая от духовных/сакральных традиций и культуры своего народа. Исходная православная основа русской цивилизации в начале XX в. была насильственным образом заменена идеологией диалектического материализма. В ней доминировало представление о человеке как о существе, не имеющем духовных начал, развитие которого определяется лишь социальными факторами. Руководством страны советского периода высшая школа была призвана на решение практических задач общества и тесную связь с наукой. Усилиями ее выпускников был совершен гигантский рывок в подъеме экономики и в технологическом соревновании с Западом. Высшее профессиональное образование, по оценкам даже политических оппонентов СССР, занимало лидирующее положение в мире по качеству выпускаемых инженерно-технических специалистов. Однако достигнутый научный и технический взлет СССР не смог уберечь его от политического крушения. Подобный исход свидетельствует о том, что узкопрагматическое профессиональное образование вне его цивилизационных оснований не является гарантом стабильности развития общества. Порочность девальвации духовных ценностей и традиций православия в решении воспитательных целей и задач образования осознается многими представителями руководства образования и всей страны. Необходимость их возвращения прозвучала во многих выступлениях и обращениях президента России В. В. Путина. Законодательным началом возрождения исторических основ российской цивилизации и отказа от бытующей либерально-западнической концепции образования положено утверждением «Основ государственной культурной политики» в феврале 2014 г. Среди главных целей и задач этого документа указывается «сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала» [1]. Утверждение духовных ценностей российской цивилизации в качестве основ культурной политики создает преференцию для реального воплощения религиозного видения мира в сферу образования. Его центром является бытие истинного Бога, вопрос существования которого тысячелетиями обсуждается философами, теологами и учеными, но не имеет должного внимания в светском образовании. Сегодня этот извечный вопрос получает первоначальное обсуждение в религиозно-культурологических курсах «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры». Их введение в образовательные стандарты среднего образования отвечает возрастающей значимости религиозных традиций России и толерантности диалога между представителями различных религиозных культур. Возвращение религиозной картины и христианского видения мира в систему высшего образования знаменуется открытием в 2012 г. кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ МИФИ) [2], которая призвана обобщить опыт аналогичных кафедр, существующих и открывающихся в других университетах и светских вузах страны. Дальнейшим вполне логичным шагом дополнения светского образования его духовным собратом является включение ВАК РФ в 2016 г. в государственный образовательный стандарт специальности «Теология». В этой связи отметим, что во многих развитых странах мира богословие и теологические дисциплины гармонично входят в программы светских образовательных учреждений. Возвращение к православной традиции в современном образовании акцентирует наше внимание к взаимоотношениям знания и веры. Надуманность их противопоставления убедительно раскрывается в публикации С. Л. Головина [3], где указывается, что вера имманентна идеологии научного исследования. Она положена в само основание науки: вера в объективное существование законов природы (принцип казуальности); вера в единство этих законов во всей Вселенной (принцип универсальности); вера в разумный характер этих законов, дающий возможность их рационального постижения (принцип рациональности). Вся эта система основополагающих научных принципов принимается без доказательства, т. е. на веру. Религиозная вера свойственна природе человека, не уничтожается научными знаниями и характерна для многих творцов науки. Их свидетельства о благотворном влиянии религиозной веры публикуются в замечательной книге Т. Димитрова [4]. Приведем некоторые из них. М. Планк: «Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными». В. Гейзенберг: «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог». А. Эйнштейн: «Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога». Можно сколь угодно долго умножать высказывания великих основоположников науки, подтверждающих, что вера в Бога составляет главный источник их творческого потенциала. Дополнительность научных знаний религиозной верой избавляет человека от плотско-душевного существования и возвращает его к сакральным основам бытия. Важнейшим условием ее зарождения у студентов является, по мнению выдающегося физика и педагога Луи де Бройля [5], развитие в вузовских курсах физики трансцендентных и трансцендентальных понятий. Эти прилагательные имеют общий корень (от лат. transcendens - выходящий за пределы). Первые из этих понятий относятся к объектам, выходящим за пределы опыта и эмпирического познания, и являются преимущественно предметом веры. Вторые имманентны нашему сознанию, его способности априорного осмысления опыта и предвидения его результатов. Известный философ и математик Б. Рассел сравнивал трансцендентальные понятия с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. В отечественном образовании начало признания и освоения веры положено великим «дидактом» физики О. Д. Хвольсоном, который рассматривал ее преподавание как вид духовного производства. В нем при предотвращении «возвеличивания знания и пагубного умаления веры» создавался продукт «построения правильного миропонимания» [6]. Преподавание физики в современном университетском и техническом образовании практически полностью утратило участие в производстве этого «продукта» [7]. Ее изложение в учебниках физики ведется в рамках редукционизма, абсолютно незаменимого для ознакомления с предметом, но затрудняющего рассмотрение ее реальности в иерархии наук, выстраиваемой по степени возрастания сложности от физики к химии, биологии, антропологии вплоть до космологии. На этой вершине проникновения физических знаний в науку и культуру общества одной из важнейших проблем, испокон веков волнующих человека, является проблема происхождения Вселенной. Объяснение ее начальных стадий в науке дается теорией Большого взрыва. Согласно этой теории наша Вселенная возникла около 14 млрд лет назад из некоторого сингулярного состояния с последующим расширением и формированием планет, звезд и остальных ее частей, доступных наблюдениям. Наличие значительных лакун в объяснении Вселенной как единого целого и отсутствие удовлетворительного ответа ее авторов на вопрос, почему она возникла [8], создает основу для сближения знаний науки, которая оперирует традиционной причинностью, и истин религии, оперирующей целевой причинностью, определяющей протекание событий в настоящем, когда их цели находятся в будущем. Эта конвергенция отвечает расширенному принципу дополнительности в описании происхождения Вселенной. Если научная интерпретация пытается дать ответ на вопрос, как из взорвавшегося первосгустока материи создается картина настоящего и будущего мира, то библейская интерпретация сотворения его Богом ex nihilo (лат. - из ничего) отвечает на вопрос, для чего. Одним из важнейших принципов современной космологии является антропный принцип, сущность которого состоит в утверждении связи между фундаментальными свойствами Вселенной и существованием в ней человека. Наблюдаемые свойства нашей Вселенной строго связываются с численными значениями фундаментальных физических констант, ничтожные отклонения которых от существующих значений привели бы к фатальным последствиям для возможности появления в ней «наблюдателя». Эта строгая зависимость также допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. В первой из них антропные характеристики Вселенной выглядят как ответ на вопрос, для чего столь гармонично Творец спроектировал существующий мир. Научная интерпретация основывается на принципиальной возможности существования множества миров, в которых воплощаются различные комбинации значений физических параметров и констант. Подводя итоги развития современной физики, известный физик-теоретик МГУ Ю. С. Владимиров [9] утверждает: «Она прошла полный путь развития по пути гегелевской триады, по закону отрицания. Физика выделилась из греческой метафизики, потом прошла путь феноменологии и опять вторглась в область метафизики». В этой области наука и богословие выступают как интеллектуальные родственники, усилия которых предоставляют уникальную возможность глубокого понимания действительности и поисков смысла жизни. Различные аспекты этого плодотворного взаимодействия представлены в ряде книг: «Религия и наука: история и современность» (И. Барбур), «От науки к Богу» (А. Пикок), «Богословие в век научной аргументации» (Н. Мерфи) и др. Одним из заметных стимулов поддержки подобных исследований явилось учреждение ежегодной премии имени Д. Темплтона за успехи «в исследовании духовной жизни и оптимального взаимоотношения между наукой и религией». Среди лауреатов этой премии выделяется наш соотечественник писатель А. И. Солженицын, удостоенный премии за то, что «своими книгами вдохнул новую жизнь в православную традицию и свидетельствовал о глубокой духовности». В православной традиции духовность связывается со стремлением к обретению опыта жизни в синергийной согласованности человеческой воли и Божественной благодати, запредельной земному миру. Если в прежние времена трансцендентный мир был периферийным дискурсом и антитезой культуры, то в наступившем веке периферийным становится атеизм, который отстаивал и вытеснял традиционную религиозность из светского образования. Данная статья - лишь привлечение внимания всех субъектов физического образования к необходимости и возможности перехода от конфронтации науки и религии в техническом вузе. Они пока не свойственны сфере управления, но присущи значительному числу верующих преподавателей. Использование ими трансцендентных элементов картины целостного мира никак не насаждает религиозного подхода в обучении физики. Принятие веры в Творца Вселенной, несущей огромную силу в исцелении социальных болезней общества и немощей человека, было и остается прерогативой свободной воли.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Основы государственной культурной политики / утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. - С. 7.

http: // Кафедра Теологии (дата обращения 16.03.2015).

Головин С. Л. Мировоззренческая обусловленность научного исследования. - URL: Http://Www. Scienceandapologetics.Org/Text/102.Htm.

Димитров Т. Они верили в Бога: пятьдесят Нобелевских лауреатов и другие великие ученые / пер. Екатерины и Евгения Устиновичей. - E-book, 1990. - С. 7.

Смык А. Ф. Взгляды Луи де Бройля на преподавание физики // Физическое образование в вузах. - 2011. - Т. 17, № 4. - С. 72-76.

Физики о себе. - Л. : Наука, 1990. - С. 33.

Михалкин В. С. К научно-теологической парадигме в мировоззренческом аспекте физического образования // Физическое образование в вузах. - 2015. - Т. 21, № 3. - С. 163-171.

Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. - СПб. : Амфора, 2014. - С. 25.

Владимиров Ю. С. Принцип тринитарности в физике, философии и религии // Метафизика. - 2012. - № 1 - С. 121-139.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-167-170

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)