Psychological State of Hearing-Impaired and Deaf First-Year Technical University Students. Results of the Lucher Color Test

Shishkina А.А.

Abstract


The paper deals with the problem of inclusive education which is relevant to the entire national education. It manifests itself most sharply in higher educational institutions which previously had no experience with inclusion, but according to the legislation they are obliged to ensure the right of people with disabilities to receive education. The problem is covered with respect to studying the psychological state of hearing-impaired and deaf first-year students of a technical university. Specific features of training students with hearing impairment are given. The results of the Luscher color test obtained during the first semester - in the beginning, the middle and the end of it - are analyzed. The test results obtained in different periods show that all students perceive the current situation as a stress and they need constant support. At the end of the first semester they have a desire to maintain their position which they start perceiving as prestigious. It is concluded that there is a slight positive dynamics of the students’ psychological state during the learning process. The author points out the necessity of using this technique due to the students’ limited social mobility and small vocabulary.

Keywords


higher education; inclusive education; hearing-impaired students; psychological state; Luscher color test

Full Text

Сегодня для многих людей с ограниченными физическими возможностями обучение в вузе становится сбывшейся мечтой, важной ступенью к самостоятельной жизни и развитию. Однако реализация этой мечты требует от них колоссальных усилий: терпения, старания, системности и оптимизма. Таким студентам требуется гораздо больше времени для контактных занятий и самостоятельной работы. Обучение слабослышащих и глухих студентов специфично по ряду причин: отсутствие социальной мобильности, неумение выражать свою точку зрения, работа в основном кратковременной памяти, отсутствие образного мышления, низкий уровень логического мышления, трудности построения сложных предложений и логически связанных текстов [1, с. 109; 2, с. 119]. К указанным особенностям следует добавить малый лексический запас, который обусловлен ограниченностью языка жестов. В нем отсутствуют падежи, склонения, род, предлоги, союзы и т. п. Наибольшие сложности возникают, когда слабослышащие и глухие студенты в повседневной и учебной деятельности сталкиваются с фразеологизмами (сесть в калошу, взять быка за рога) и омонимами (дробь математическая, ружейная, барабанная). Обычно это приводит к непониманию и отрицанию ситуации. Исходя из этого, кроме преподавателей по отдельным дисциплинам подразумевается работа дополнительных специалистов: сурдопереводчика, психолога, социального педагога и воспитателя. Немаловажным фактором обучения является психологический комфорт обучающихся, их мотивация и целеустремленность, устойчивость к стрессовым ситуациям, понимание собственных проблем и желание активно их решать. Однако не в каждом учебном заведении, даже высшем, есть психолог, целенаправленно занимающийся со студентами с ограниченными возможностями здоровья, поэтому для обнаружения указанных потребностей и установок студентов преподавателю-предметнику необходимо овладеть некоторыми инструментами коррекционной педагогики и психологии. Однако есть методики, которые имеют универсальное значение для оценки психологического состояния людей, различающихся по возрасту, образованию, профессии и заболеваниям. Эти методики просты и для студентов, и для преподавателей, которые могут не владеть специальными знаниями психологии. Для изучения психологического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху была выбрана одна из таких методик - цветовой тест М. Люшера. М. Люшер - классик психологии цвета. Он сопоставил восприятие отдельных цветов и их сочетаний с психологическими состояниями людей. «Тест позволяет понять, в какие цвета окрашена для вас жизнь, а интерпретации подробно объясняют вам характер проблем, стоящих перед вами, и подсказывают, насколько вы способны справиться с ними» [3, с. 10]. Исследование проводилось с помощью классического варианта сокращенного теста М. Люшера, который включает восемь цветов. Это наиболее популярный и простой вариант теста, который, однако, «высвечивает важные стороны человеческой индивидуальности и обращает внимание на существование зон психологического и физического напряжения» [4, с. 24]. В силу малой социальной мобильности и ограниченного лексического запаса слабослышащих и глухих студентов цветовой тест М. Люшера приобретает особую актуальность. Преподаватель с помощью цвета не только делает процесс зрительного восприятия более информативным, увлекает и объясняет цветом [5], но и получает важный инструмент для понимания и коррекции психологического состояния студентов. В проведении цветового теста М. Люшера участвовала группа слабослышащих и глухих студентов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова в количестве 8 человек. Для исследования динамики психологического состояния слабослышащих и глухих студентов тест проводился три раза в течение первого семестра на занятиях по философии: в начале обучения (начало сентября), в середине (начало ноября) и в конце (конец декабря). По итогам тестирования были сделаны выводы, отражающие ценностные ориентиры студентов [6, с. 248], характеризующие отношение к их положению в обществе и оценку собственных сил в достижении целей, т. е. самооценку и уровень притязаний. На первом этапе исследования, проведенного в сентябре, анализ цветового теста показал, что все студенты воспринимают сложившуюся ситуацию как стресс. У 5 студентов есть острая потребность в покое и защите, желание избавиться от расстройств и физических недомоганий, беспокойство за свою свободу в достижении намеченных целей. У 3 студентов выявлено ощущение социальной пропасти между ними и окружением. 3 студента хотят произвести благоприятное впечатление на окружающих и добиться признания себя незаурядной личностью, считают, что на данный момент их недооценивают. В итоге на начальном этапе обучения в вузе 4 студента считают, что держат ситуацию под контролем и проявляют инициативу в преодолении препятствий, т. е. самооценка и уровень притязаний адекватны; 4 студента ощущают бессилие и невозможность как-то повлиять на ситуацию, избегают серьезных усилий и не желают принимать на себя новые обязательства, т. е. самооценка и уровень притязаний занижены. На втором этапе исследования, проведенного в ноябре, анализ цветового теста показал, что большинство студентов продолжает воспринимать свое состояние как стрессовое. У 5 из 8 студентов присутствует эмоциональная неудовлетворенность, вызванная отсутствием единомышленников, дружеской поддержки, поэтому они вынуждены идти на компромисс, чтобы объединиться с другими людьми. В итоге 7 студентов, согласно результатам теста, проявляют инициативу в преодолении препятствий и трудностей, ведут активную деятельность и стремятся к успеху. 1 студент испытывает потребность в покое, усталость от конфликтов и борьбы, разочарование. На третьем этапе исследования, проведенного в декабре, анализ цветового теста показал, что все 8 студентов нуждаются в бόльшем признании со стороны окружающих, считают, что их недооценивают и слишком многого от них требуют. При этом 4 студента боятся утратить свой нынешний социальный статус студента вуза и престиж. У всех 8 студентов наблюдается желание обрести надежного союзника, потребность отождествлять себя с новыми социальными ролями и новыми социальными группами. Несмотря на то, что 7 студентов, согласно анализу теста, проявляют эмоциональную сдержанность, к своему окружению они выдвигают высокие эмоциональные требования, ищут отношений взаимной симпатии, доверия и нежности. Для 7 студентов обнаружена потребность сблизиться с другими людьми и оказывать им помощь. В итоге на завершающем этапе исследования 7 студентов из 8 чувствуют, что смогут преодолеть существующие трудности, построить надежное, комфортное будущее, проявляют настойчивость и целеустремленность. 1 студент из 8 только надеется, что в последующем у него появятся возможности реализации своих целей, но в данный момент, согласно результатам теста, не прилагает к этому серьезных усилий. Таким образом, анализ цветового теста М. Люшера дает возможность сделать предварительный вывод о положительной динамике психологического состояния слабослышащих студентов на период первого семестра обучения в вузе. Тест продемонстрировал повышение устойчивости студентов к стрессовым ситуациям и обнаружение ими возможностей для преодоления трудностей. Над желанием защититься от всего мира начинает преобладать потребность кому-то помочь, что, несомненно, обнаруживает уверенность в своих силах. Однако в целом новые жизненные обстоятельства продолжают восприниматься студентами как стресс, проявляется острая потребность в постоянной поддержке, симпатии и понимании. На всех этапах проведения тестирования интерпретационные таблицы показывают наличие внутреннего душевного конфликта в минимальном виде, который не носит серьезного характера. Ни у одного студента не выявлен глубокий внутриличностный конфликт. Возможно, такие результаты связаны с недостаточным временем проведения исследования (один семестр), поскольку студенты с ограниченными возможностями здоровья по слуху нуждаются в более длительной адаптации к изменившимся условиям жизни и обучения. Это может быть связано и со сменой места жительства, и с первой продолжительной разлукой с семьей, поскольку многие студенты являются иногородними и проживают в общежитии. Еще один момент, ограничивающий объективность исследования, - проведение теста исключительно на контактных занятиях по философии. По внешним признакам, по характеру общения и участия в контактных занятиях наличие внутри- и межличностного конфликтов не прослеживается. Если студенты первого набора (2015/16 уч. год) активно участвовали в специальных спортивных мероприятиях города и республики (хоккей, футбол, горные лыжи), то студенты второго (2016/17 уч. год) включились во внеучебную деятельность вуза (участие в концертах). Все студенты активно взаимодействуют друг с другом и преподавателями, старательно осваивают учебную программу. Для наиболее комплексного изучения психологического состояния слабослышащих и глухих студентов представляется необходимым продолжить исследование в дальнейшие периоды их обучения в вузе с привлечением времени других занятий (помимо философии) и с применением новых методик. Изменение психологического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху видится возможным с привлечением профессионального психолога, специазилирующегося на коррекционной психологии.
References References

Серебрякова Ю. В., Шишкина А. А. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 107-111.

Шишкина А. А. Эссе как форма самостоятельной работы для слабослышащих и глухих студентов (на примере философии) // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.-прак. конф. - 2016. - С. 119-121.

Люшер М. Цвет вашего характера // М. Люшер. Цвет вашего характера. Д. Сара. Тайны вашего почерка / пер. с англ. и предисл. В. Ю. Емельянова. - М. : Вече ; Персей ; АСТ, 1996. - С. 5-245.

Там же. - С. 24.

Шишкина А. А. Цвет как инструмент повышения восприятия слабослышащих студентов в процессе обучения // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - № 3(5). - С. 18-20.

Шишкина А. А. Ценностные ориентиры системы вузовского образования // Инновации в образовании : электронное научное издание : сборник материалов науч.-метод. конф. преподавателей и сотрудников ИжГТУ имени М. Т. Калашникова (Ижевск, 13-15 апреля 2016 г.) / ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. - Ижевск : ИННОВА, 2016. - С. 247-249. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26544939_81928536.pdf (дата обращения: 07.04.2017).




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-170-172

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)