Regional System of Providing the Psychological Health f Participants of Educational Relations: Qualimetry Aspect

Miroshnichenko A.A., Merzlyakova D.R.

Abstract


The paper presents the problem of assessing the psychological health of participants in educational relations. The process of preserving and strengthening the psychological health of participants in educational relations is inseparable from the educational process. Education, as an integrated process, is focused on the intellectual, spiritual, moral, creative, physical and (or) professional development of a person. Based on the analysis of theories of psychological health, the main criteria (components) of the given phenomenon are determined. The algorithm of group expert evaluation of components of psychological health is presented. The system of ensuring psychological health of participants in educational relations and its levels are considered: the level of the student, his social environment (teachers and parents), the educational organization, the municipality and the region is considered. Methods of recording the state of psychological health at each level are indicated. At the level of the trainee they are the fixing indicators of the psychological health of schoolchildren with tracking the dynamics of these criteria. At the level of the system “the parent - the trainee - the teacher” it is the identification of the specificity of the state of psychological health, taking into account age characteristics, individual and personal characteristics, as well as the characteristics of the social roles. At the level of the educational organization it is the monitoring of the psychological health of participants in educational relations, taking into account organizational risk factors. Expertise of the state of psychological health at the municipal level should be transferred to public associations of teachers on a profile basis, and at the regional level it should be comprehensive and interdepartmental.

Keywords


psychological health; participants of educational relations; pedagogical system; education system; qualimetry; group expert assessment

Full Text

Проблема формирования личности обучающегося была и остается одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед отечественным образованием. В начальный период перехода России к рыночным отношениям образование и обучение стали рассматриваться как синонимы. Передав воспитательную функцию стихийному рынку, образовательные организации были вынуждены сконцентрировать основные усилия на реализацию обучающей функции. В результате произошло совмещение понятий «личность» и «успешный обучающийся» как цели и результата образовательного процесса. Ошибочность такого совмещения очевидна, так как успешность в освоении учебных дисциплин еще не гарантирует социально-позитивной роли обучающегося в обществе. Достижение этой роли и ее исполнение основано на таких качествах личности, как мировоззрение, интересы, идеалы, мотивы и должно целенаправленно формироваться в процессе воспитания. Рассмотрим процесс формирования личности исходя, например, из структуры К. К. Платонова [1]. В существующей образовательной практике ее формирование в основном обеспечивается через подструктуру социального опыта, которая содержит знания, умения, навыки и осуществляется в обучении. Несомненно, учебная деятельность оказывает влияние на все остальные подструктуры: биопсихические свойства, психические процессы, направленности личности. Такое влияние не всегда позитивное. По сведениям Психологического института Российской академии образования, в школу приходят 20 % детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе их количество увеличивается до 60 % [2]. Одновременно фиксируется рост таких проявлений, как агрессия и девиантное поведение обучающихся. Анализируя данные статистики различных форм девиантного поведения можно сказать, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60 %. Подростки (от 14 до 18 лет), употребляющие спиртные напитки, составляют 90 %, наркотики употребляют 45 % мальчиков и 18 % девочек. Далее рассмотрим статистику преступности несовершеннолетних. В 2005 г. число несовершеннолетних преступников составляло 53 %, в 2012 г. - 69 %, в 2016 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось примерно на 5 % [3]. Приоритет учебной работы над иными ценностями негативно влияет и на педагогов. Так, в выборке из 200 педагогов Удмуртии выявлены следующие симптомы профессионального «выгорания». Эмоциональное истощение, возникающее при избыточной рабочей нагрузке, было выявлено у 56 % педагогов. Цинизм (тенденция развивать негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, защита от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с учеником как с объектом) характерен для 40 % педагогов. Редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, была определена у 39 % педагогов [4]. Допустимо утверждать, что перечисленные значения нарушений психологического здоровья участников образовательных отношений являются заниженными. Причина в их эпизодичности, инициативном и фрагментарном характере измерений. Для объективной диагностики, профилактики и обеспечения психологического здоровья всех участников образовательных отношений в целом необходима систематизация этой деятельности. Примем следующие утверждения. Во-первых, психологическое здоровье является величиной комплексной, состоящей из компонентов и весовых коэффициентов, отражающих значимость компонента; во-вторых, психологическое здоровье каждой из категорий участников образовательных отношений (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность) может различаться как по компонентам, так и по весовым коэффициентам; в-третьих, система обеспечения психологического здоровья имеет региональный статус и многоуровневую структуру. Психологическое здоровье на каждом уровне и в целом, также определяется через компоненты и весовые коэффициенты; в-четвертых, определение значений компонентов и весовых коэффициентов для участников образовательных отношений, уровней и системы в целом должно основываться на квалиметрическом подходе и применении метода групповых экспертных оценок (ГЭО) [5, 6, 7]. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» приоритет жизни и здоровья человека отнесен к основным принципам государственной политики в сфере образования [8]. Термин «психологическое здоровье» является относительно новым для психологической науки и характеризует всю личность в целом. Говоря об умственном, психическом, физическом развитии и здоровье, мы подчас забываем о духовном развитии человека, а «духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному» [9, с. 124]. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [10, с. 16]. Психологическое здоровье зарождается и укрепляется как в семье, так и в образовательных организациях и является результатом обучения, развития и воспитания на каждом этапе онтогенеза. Оно рассматривается как цель и критерий успешности личностного развития человека [11, с. 48]. Следовательно, работа по формированию психологического здоровья должна быть систематизированной и целенаправленной. На основании анализа литературы по критериям психологического здоровья нами были выделены компоненты, определяющие уровень данного феномена у участников образовательных отношений [12-15]. Уровень развития данных характеристик будет различаться в связи с возрастными, индивидуальными и социальными особенностями участников образовательных отношений. Соответственно, при проведении расчетов весовой коэффициент критериев психологического здоровья будет различаться для каждой категории участников образовательных отношений. Кпсихол.здор = С1Кадапт + С2Кстресс + С3Кпринят + + С4Ксоц. орм + С5Ккрит.ан + С6Кзрел.чувств + С7Кгарм + + С8Кпланир + С9Кответств + С10Кконтроль + С11Кидентичн Здесь Кадапт - критерий адаптации и способность преобразования. Кстресс - критерий стрессоустойчивости. Кпринят - критерий принятия и положительного отношения к себе и другим. Ксоц.норм - критерий соответствия социальным нормам и ролям в обществе. Крит.ан - критерий критического анализа действительности. Кзрел.чувств - критерий зрелости чувств. Кгарм - критерий гармонии между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней. Кпланир - критерий способности планировать и осуществлять свой жизненный путь. Кответсв - критерий чувства ответственности перед своими близкими, прошлыми и будущими поколениями. Кконтроль - критерий наличия чувства контроля; умения выбирать ситуации, соответствующие собственным потребностям и ценностям. Кидентичн - критерий постоянства и идентичности своего физического и психического Я. При определении значений компонентов и весовых коэффициентов психологического здоровья для каждой категории участников образовательных отношений и уровня системы предлагается следующий алгоритм. 1. Организационно-подготовительный этап рабочей группы. 2. Этап формирования экспертной группы. 3. Этап экспертизы компонентов и весовых коэффициентов для категорий участников образовательных отношений и уровней системы. 4. Этап рабочей группы по обработке результатов экспертизы. 5. Этап рабочей группы по разработке проекта системы обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений. 6. Этап формирования экспертной группы. 7. Этап экспертизы проекта системы обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений. 8. Этап рабочей группы по обработке результатов экспертизы и разработке нормативно-методического сопровождения построения и функционирования системы обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений [16]. В отечественной системе образования наибольшее число полномочий сосредоточено на уровнях органов местного самоуправления и образовательных организаций. При этом стратегия и финансирование осуществляется регионом. Исходя из существующей иерархии целостности и управляемости систему обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений возможно внедрить только на уровне региона. Первый уровень - это уровень самого обучающегося, мера его ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На этом уровне наибольшее значение имеет влияние родителей и ближайшего семейного окружения, так как они формируют привычки и навыки жизнедеятельности. По нашему мнению, положительная динамика каждого обучающегося в процессе сохранения и укрепления психологического здоровья будет одним из критериев качества образования. Психологическое благополучие неотделимо от других сфер жизнедеятельности человека и необходимо разрабатывать комплексную систему измерения показателей психологического здоровья обучающихся с учетом его образовательных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей. Измерения должны быть квалиметрически обоснованными и охватывать динамику развития каждого обучающегося. Образование как комплексный процесс ориентировано на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. Каждый из перечисленных компонентов развития является значимым, недопустимо их игнорирование, динамика изменений развития должна быть доступна для измерений [17]. На данном уровне можно определять вышеперечисленные критерии психологического здоровья с учетом их динамики. Данные личностные характеристики обучающегося необходимо отслеживать в течение всего учебного года с помощью методов педагогической и психологической диагностики с учетом возрастных особенностей обучающихся. Соответственно, позитивная динамика при сравнении результатов диагностики в начале учебного года и в конце будет показателем сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся. Второй уровень - это уровень педагогов и родителей. Влияние значимых взрослых в процессе развития ребенка и подростка может способствовать как ухудшению, так и укреплению психологического здоровья. Значимые взрослые должны помогать детям и подросткам в процессе индивидуального развития и социализации и сами являться примером динамического состояния внутреннего благополучия, которое позволяет раскрыть свои способности на любом возрастном этапе. Семья является важнейшим институтом социализации и, безусловно, оказывает значительное влияние на развитие ребенка и в том числе на уровень его психологического здоровья. В контексте нашего исследования родители и педагоги как значимые взрослые могут помочь ребенку сформировать систему отношений, так как они будут являться примером поведения и могут помочь выработать социально-позитивную роль в обществе. На данном уровне можно определять вышеперечисленные критерии психологического здоровья у следующих участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов и родителей. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, индивидуально-личностные характеристики, а также специфику выполнения социальных ролей. Необходимо отслеживать психологическую готовность родителей к формированию позитивной динамики умственного, личностного, социального и физического развития своих детей. Для того чтобы обеспечить систему измерения динамики развития психологического здоровья обучающегося родители должны стать активными участниками образовательных отношений. Качественная помощь родителей в обеспечении психологического здоровья своих детей возможна при условии формирования у них психолого-педагогической компетентности и понимания учебных противоречий и проблем [18]. Также задачей родителей является формирование благоприятного психологического климата в семье и взаимодействие с педагогами в процессе формирования позитивной динамики развития ребенка. Задача педагога в процессе обучения и воспитания в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья будет заключаться в создании психолого-педагогических условий положительной динамики развития каждого обучающегося и прежде всего - создании условий для реализации индивидуальной образовательной программы каждому обучающемуся, позволяющей сохранить и укрепить их психологическое здоровье. Представленные показатели могут быть определены методами педагогической и психологической диагностики и должны отслеживаться в течение всего учебного года. Измерение динамики развития должно быть квалиметрически обоснованным, сравнение должно быть с самим обучающимся - «вчера и сегодня» [19]. Позитивная динамика позволит определить уровень психологического здоровья участников образовательных отношений на данном уровне. Третий уровень - это уровень образовательной организации. На этом уровне важна помощь администрации педагогу в организации учебно-воспитательного процесса, способствующему сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. Ведущую роль в создании здоровьесберегающей образовательной среды имеет образовательная организация. В образовательной организации должна быть выстроена система мониторинга психологического здоровья участников образовательных отношений. На данном уровне необходимо проведение комплексной экспертной оценки деятельности образовательной организации в контексте выявления рисков, неблагоприятно влияющих на психологическое здоровье участников образовательных отношений. Экспертами будут являться представители родительской общественности, педагоги, представители администрации и узкие специалисты (медицинские работники, психологи, социальные работники и т. д.). Соответственно, положительная динамика в развитии обучающихся, в том числе и психологического здоровья, должна быть приоритетной при оценивании и стимулировании труда. Чем более высокие результаты труда педагога, тем более должен быть высокооплачиваемым его труд. При этом система оценивания труда должна быть прозрачной и квалифицированной [20]. На этом уровне будет проведено обобщение результатов мониторинга психологического здоровья участников образовательных отношений. Определены основные негативные и позитивные тенденции в процессе сохранения и укрепления психологического здоровья. В результате проведенного мониторинга психологического здоровья будут выявляться негативные личностные характеристики обучающихся (агрессивность, тревожность и т. д.), педагогов (профессиональные деструкции) и организационные факторы риска, негативно влияющие на участников образовательных отношений. Рассматриваться вопросы соответствия методики обучения и воспитания процессу сохранения укрепления и сохранения психологического здоровья обучающихся. Критериями качества обучения будет позитивная динамика умственного, личностного, социального и физического развития детей и подростков, а также позитивное профессиональное развитие педагогов. Данная работа должна проводиться в течение учебного года с постоянным отслеживанием полученных показателей. Четвертый уровень - это муниципальный уровень. Его основными элементами являются: сеть образовательных учреждений и иных социальных институтов, осуществляющих воспитательные функции; органы управления образованием (муниципальные и общественные); процессы, происходящие в образовательной системе (управленческие, обеспечивающие, образовательные, инновационные и др.). На данном уровне также необходимо отслеживать динамику критериев психологического здоровья участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей, администрации. Выявление особенностей профессионального становления и развития педагогов, уровень их психологического благополучия. Мониторинг деятельности образовательных организаций по динамике состояния психологического здоровья обучающихся позволит выявлять проблемы и решать их на муниципальном уровне. Данные функции должны быть переданы общественным объединениям педагогов по профильному принципу [21]. При создании системы мониторинга психологического здоровья участников образовательных отношений необходимо учитывать социально-экономические условия жизни в данном городе. Прежде всего социальный заказ будет определяться реальными потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах и граждан города в образовательных услугах. При этом нужно понимать, что существует реальный предел интеллектуальных, финансовых, научных и материально-технических ресурсов в пределах данного муниципального образования [22]. Критериями качества обучения на данном уровне будет позитивная динамика психологического здоровья участников образовательных отношений в образовательных организациях и в системе дополнительного образования. Данная работа также должна проводиться в течение всего года с выявлением групп риска среди обучающихся и педагогов. Экспертиза негативных факторов риска здоровья на муниципальном уровне должна быть передана общественным объединениям педагогов по профильному принципу. Пятый уровень - это региональный уровень. Региональная система образования - это совокупность взаимосвязанных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории. На данном уровне необходимо проводить обобщенный анализ мониторинга психологического здоровья участников образовательных отношений с использованием метода экспертной оценки. Для этого необходима работа с общественными объединениями педагогов в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений. В их полномочия должны входить организация мониторинга деятельности образовательных организаций и аттестация педагогов. При аттестации должны быть критерии положительной динамики развития обучающихся, в том числе и состояние их психологического здоровья. На данном уровне также необходимо отслеживать динамику критериев психологического здоровья участников образовательных отношений. Изучение состояния психологического здоровья на уровне региона должно быть комплексным и межведомственным, что позволит более точно описывать существующую ситуацию проводить анализ главных и второстепенных факторов риска. При этом необходимо учитывать территориальные, исторически сложившиеся социальные, ментальные и национальные особенностями региона, так как они во многом определяют процессы изменений в отечественной системе образования. Критериями качества обучения на данном уровне будет позитивная динамика психологического здоровья участников образовательных отношений с учетом региональных особенностей: социальных, ментальных и национальных. Данная работа также должна проводиться в течение всего года с выявлением групп риска среди обучающихся и педагогов. Экспертиза негативных факторов риска здоровья на региональном уровне должна быть комплексной и межведомственной. Таким образом, процесс сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений неотделим от системы обучения и воспитания. Так как согласно концепции К. К. Платонова одной из подструктур личности является жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки, жизненный опыт влияет на другие подструктуры личности: биопсихическую, познавательную и направленность личности. Поэтому процесс изучения психологического здоровья участников образовательных отношений должен быть комплексным и включать все уровни системы образования: самого обучающегося, его родителей и педагогов, образовательной организации, муниципалитета и региона. Методами регистрации показателей психологического здоровья участников образовательных отношений является педагогическая и психологическая диагностика и экспертная оценка. Процесс сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений включает в себя позитивную динамику критериев данного феномена.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М. : Наука, 1986. - 254 с.

Психологический институт Российской академии образования. - URL: http://pirao.ru, свободный (дата обращения: 14.04.2017).

Интересы и потребности современных детей и подростков / Б. З. Вульфов, Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева. - СПб. : Каро, 2007. - 144 с.

Мерзлякова Д. Р. Профессиональное «выгорание» педагогов в условиях введения ФГОС // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации : сборник статей науч.-практ. конф. - Ижевск, 2016. - С. 65-68.

Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех : учеб. пособие. - М. : ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

Семин Ю. Н. Проектирование инновационных педагогических технологий на основе квалиметрического подхода // Образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 30-37.

Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Экспертные методы в педагогических исследованиях // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 20 Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2015. - С. 164-166.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/, свободный (дата обращения: 14.04.2017).

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Питер, 2008. - 448 с.

Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2008. - 170 с.

Там же. - С. 48.

Плугина М. И. Критерии и показатели психологического здоровья личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2016. - С. 112-114.

Соколовская Л. Б. Критерии психологического здоровья человека // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2012. - С. 50-59.

Хухлаева О. В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 5. - С. 81-90. - www.psyedu.ru.

Шерешкова Е. А. Проблема психологического здоровья в современных психолого-педагогических исследованиях // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 201-205.

Черепанов В. С. Метод групповых экспертных оценок // Педагогика. - 1987. -№ 5. - С. 57-59.

Мирошниченко А. А. Измерение динамики развития обучающегося как основа управления качеством образования в регионе // Современный взгляд на будущее науки : сборник статей междунар. науч.-практ. конф. - Пермь, 2016. - С. 158-160.

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Мирошниченко А. А., Зотова С. С. Рынок образовательных услуг моногорода : Трасформация роли государственного вуза // Вестник ИжГТУ. - 2010. - № 1. - С. 167-170.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-172-176

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)