Practice-Oriented Approach to Training Future Economists and Trends of Humanization and Fundamentalization of Education

Mishina S.V.

Abstract


The paper analyzes the different directions of the practice-oriented approach to training future economists in the USA, EU, Japan and Russian Federation. The first direction is connected with the organization of practices and training of students, the second direction involves the use of educational activities in practice-oriented technologies. The author's view is that the practice-oriented approach has changed the essence of the humanization and fundamentalization education trends. By the end of the XX century these trends are associated with deep scientific training, with the expansion of horizons of students. At the beginning of the XXI century and humanization fundamentalization interpreted as strengthening the role of the humanities and basic sciences to ensure training of competitive economics. The effectiveness of this process depends on the practice-oriented nature of the teaching of the humanities and basic sciences.

Keywords


practice-oriented approach; humanization; fundamentalization; higher education; professional training of future economists; professional competence; professionally significant qualities

Full Text

Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке будущих экономистов реализуется в зарубежных системах высшего образования по следующим направлениям: изменение структуры образовательной деятельности и активное применение практико-ориентированных технологий. Первое направление получило широкое распространение в виде увеличения доли практик и стажировок в структуре высшего образования. Причем в университетах США, Европы и Японии поиск компании, где предполагается проходить стажировку, вменяется в обязанность студента. Зачастую именно место стажировки определяет будущую карьеру студента-экономиста, поскольку прохождение стажировки в престижной компании - это демонстрация работодателям таких качеств выпускника, как ориентация на успех, мобильность, способность к лидерству и пр. Кроме того, успешность прохождения стажировки часто открывает перед выпускником возможность остаться работать в данной компании. Компании, в свою очередь, принимая стажеров, фактически осуществляют рекрутинг и обновление кадров. С этой целью во многих зарубежных компаниях созданы специальные центры по работе со стажерами и по их обучению. Наиболее гибкой в этом плане оказалась система высшего экономического образования Германии, в которой была апробирована практика дуального обучения. Изначально дуальное обучение применялось в среднем профессиональном образовании, но, показав высокую эффективность в подготовке кадров, стало активно использоваться университетами и бизнес-школами. Причем в данном случае речь идет не о классических университетах, которые часто критикуют за излишне теоретизированный подход к обучению, а о современных бизнес-школах, которые демонстрируют достаточно высокий уровень конкурентоспособности, и, как следствие, их востребованность среди абитуриентов неуклонно растет. Наиболее популярными среди подобного рода университетов являются Берлинская, Кёльнская, Лейпцигская, Мангеймская и Мюнхенская бизнес-школы. Следует отметить, что в настоящее время практикуется достаточно много вариантов дуального обучения. Тем не менее общей схемой данного вида обучения является интеграция классического теоретического университетского образования и реальной практики в компаниях, на предприятиях, которая реализуется во время практического триместра. Особенностью дуального обучения также является то, что студенты получают зарплату в компаниях, в которых они стажируются; университет, безусловно, следит за тем, чтобы студенты реально проходили стажировку, а не выполняли роль обслуживающего персонала. По окончании трехгодичного срока обучения студент получает диплом бакалавра с необходимым количеством зачетных единиц (210 ECTS). Работодатели предпочитают выпускников, прошедших дуальное обучение, поскольку им не надо тратить время и ресурсы на адаптационный период. Опыт Германии по дуальному обучению в настоящее время востребован многими европейскими государствами, а также Российской Федерацией. Неслучайно данный опыт рекомендован для реализации на территории РФ Агентством стратегических инициатив, Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ [1]. Второе направление реализации практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего экономиста связано с поиском и внедрением в образовательную практику технологий и методик, позволяющих сформировать компетенции и профессионально значимые качества студента, характерные для практической профессиональной деятельности. Одной из зарекомендовавших себя практико-ориентированных образовательных технологий является case-study. Метод кейсов был разработан в начале XX в. в Гарвардском университете и использовался для обучения студентов экономическим дисциплинам. Сущность метода кейсов заключается в том, что формируется пакет документов, или кейс, описывающих типичную или нетипичную ситуацию из реальной экономической практики. К кейсу прилагается задание, которое нацелено на выработку у студентов навыков решения типичных или нетипичных ситуаций, формирование способностей групповой работы, опыта принятия решений, лидерских качеств и пр. [2]. Метод кейсов активно применяется в европейском бизнес-обучении с 70-х гг. XX столетия. Известен, помимо гарвардского варианта кейсов, манчестерский вариант. Более 40 лет действует некоммерческая организация по созданию банка кейсов и их распространению European Case Clearing House (ECCH), в которую входят более 340 европейских университетов [3]. В отечественную систему высшего экономического образования метод кейсов вошел сравнительно недавно - с начала 90-х гг. XX в. В настоящее время данная технология активно применяется в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов во многих образовательных организациях высшего образования на территории Российской Федерации. К практико-ориентированным образовательным технологиям, применяемым в профессиональной подготовке будущих экономистов, относятся также технологии обучения действием и экспериментального обучения. Технология обучения действием зародилась в Европе в начале 70-х гг. XX в. Данная технология была разработана Р. Ревансом, который считал, что эффективность профессиональной подготовки экономистов зависит от того, насколько система обучения соотносится с реальными экономическими процессами. Так, выживаемость фирмы, по Р. Ревансу, определялась скоростью изменения различных компонентов ее деятельности, что детерминируется скоростью изменения внешних условий, таких как изменение рынка, производства, курса валют и пр. Следовательно, технология обучения действием предполагает цикличное обучение, причем каждый цикл, реализуемый в сжатые сроки, представляет собой процесс перевода теоретических знаний в конкретные действия в новых условиях. Таким образом, данная технология не только ориентирует студентов на приобретение конкретного опыта, но и позволяет эффективно формировать такие профессионально значимые качества экономиста, как лабильность мышления, аналитические способности, способности командной (групповой) работы, лидерские качества и пр. [4]. В США в 80-х гг. XX в. Д. Колбом была разработана технология экспериментального обучения. Особенностью данной технологии является то, что вовлечение студентов в практику предваряет теоретическое изучение тем и разделов экономических дисциплин. Очевидно, что справиться с практической деятельностью, не имея достаточного объема познаний в конкретной области, достаточно сложно. В результате студента учат осознавать причины негативного опыта практической деятельности, планировать свою деятельность по преодолению трудностей в процессе рефлексивного осмысления последствий данного опыта. Далее согласно результатам анализа и рефлексии студент осваивает теорию, необходимую для успешного получения опыта практической деятельности. И, наконец, студент снова погружается в аналогичную деятельность [5]. В результате применения технологии экспериментального обучения студенты не только приобретают ценный опыт практической деятельности, но и развивают ряд профессионально значимых качеств: аналитическое мышление, рефлексивные способности, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до логического завершения и пр. В отечественном высшем образовании вопрос об усилении практической составляющей профессиональной подготовки будущих экономистов артикулируется научно-педагогическим сообществом с начала 90-х гг. XX в. (И. Б. Дуракова, А. Р. Марков, С. Д. Резник и др.). Необходимо отметить, что для российской системы образования, в отличие от европейской, американской и японской, характерна централизованная модель управления, которая сокращает возможности первого направления реализации практико-ориентированного подхода - изменения структуры образовательной деятельности. В частности, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) блок «Практика» полностью относится к вариативной части программы, общий объем которой 240 зачетных единиц. То есть образовательные организации высшего образования сами определяют объем практик, хотя стандартом определяется «потолочная» граница практик: для академического бакалавриата отводится не более 12-18 зачетных единиц (не более 7,5 % общего объема программы); для прикладного бакалавриата - не более 18-27 (не более 11,25 % общего объема программы) [6]. С учетом данных условий более перспективным направлением реализации практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих экономистов в образовательных организациях высшего образования РФ является применение практико-ориентированных технологий в образовательной деятельности. Вместе с тем в отечественных и зарубежных практиках профессиональной подготовки будущих экономистов также артикулируются тенденции гуманитаризации и фундаментализации. Гуманитарно- и фундаментально ориентированные подходы находят свое отражение в европейском высшем экономическом образовании. Так, например, отмечается, что особую роль фундаментализация образования играла в старейших университетах Германии, которые осуществляют экономическое образование: Вестфальский университет (Westfälische Wilhelms-Universität), Кёльнский университет (Universität zu Köln), Дрезденский технический университет (Technische Universität Dresden) и др. Тенденция гуманитаризации отчетливо прослеживается и в проекте европейской рамки квалификаций (EQF), в которой представлены обобщенные компетенции, предписываемые специалистам всех областей. Для отечественной практики высшего экономического образования тенденции гуманитаризации и фундаментализации являются характерными исторически. Так, неслучайно критика советской системы профессиональной подготовки будущих экономистов касалась прежде всего ярко выраженной фундаментальности образования, что способствовало излишней теоретизации обучения, оторванности от реальной экономической практики. В настоящее время гуманитарно- и фундаментально ориентированные подходы в российском высшем экономическом образовании приобретают несколько иное содержание. Фактически данные подходы сигнализируют о повышении значимости гуманитарных и фундаментальных наук в профессиональной подготовке будущего экономиста. Вместе с тем, как показывает анализ проведенных исследований, акцентирование на преподавании данных наук имеет под собой несколько иные основания. Речь идет о направленности на подготовку конкурентоспособного экономиста, который должен быть компетентен не только в узкопрофессиональной сфере, но и знать иностранные языки, быть компетентным в информационно-коммуникационной сфере, обладать развитой социокультурной компетентностью и пр. Таким образом, практико-ориентированный подход, реализуя установки социально ориентированного подхода в части необходимости профессиональной подготовки конкурентоспособных экономистов, регулирует процессуально-деятельностную составляющую высшего экономического образования: требования практико-ориентированного характера обучения предписываются как на уровне преподавания профессиональных, в данном случае экономических дисциплин, так и гуманитарных и фундаментальных наук.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. - М., 2015. - URL: http://минобрнауки.рф/

Harvard Business Publishers for educators [Electronic resource] // Access mode: https://cb.hbsp.harvard.edu/cbmp/ pages/home

Долгоруков А. М. Сase study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. - М. : Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 21-44.

Revans R. W. Action Learning - A Management Development Program. - Chartwell Bratt, Bromley, 1972. - 367 p.

Kolb D. A., Fry R. Toward an applied theory of experiential learning // Theories of Group Process / ed. C. Cooper. - London : John Wiley, 1975. - P. 118-153.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика (уровень бакалавриата)» : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327 [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-177-179

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)