Practice of Applying the Process Method for Regulating the Quality of Work at Construction Enterprises

Simchenko O.L.

Abstract


The relevance of the paper is due to the current need to address issues related to ensuring the quality of work in the construction industry. This problem is especially acute for large enterprises with complex production and management systems, the efficiency and effectiveness of which largely depends on the methods applied to management and their continuous and purposeful improvement. In this regard, the paper presents a process method for regulating the quality of work. Its characteristic features are singled out and described. Practical aspects of the application of this method in the activity of large construction enterprises are revealed. Particular attention is paid to the functional systematization of processes and the definition of the structure of documentation in the Quality Management System (QMS). A full analysis and description of specific levels of the Documentation Framework in the QMS is presented. In this regard, the basic scheme of the formation of the process in the QMS Standard is considered in detail. Based on the practice, studies on the subject matter investigated showed positive results of applying the process method for regulating the quality of work, and also concluded that the conceptual basis for determining the effectiveness of enterprises is not one method but their complex.

Keywords


process method; processes; quality; Quality Management System (QMS); quality manual; organization standards (STO); work instructions; records

Full Text

В текущих рыночных условиях реализации политики импортозамещения проблемы организации производства качественной строительной продукции (работ, услуг) очень актуальны для российских предприятий. На практике данная проблема указывает на наличие серьезных недостатков в существующей системе управления, а также на необходимость коренных преобразований в системе менеджмента качества [1]. Анализ статистических данных показывает, что низкое качество продукции (работ, услуг), обусловленное существенной экономией подрядчика, приводит к возрастанию количества дефектов, которые влияют на конструктивную безопасность построенных зданий и сооружений [2], появлению тенденции увеличения удельной массы нарушений на один объект. Одним из способов повышения эффективности регулирования качества работ на сегодняшний день является применение процессного метода. Данный метод позволяет принятой на предприятии системе менеджмента качества (СМК) функционировать на базе процессов, которые охватывают все виды деятельности и определяют качество строительства зданий, строений, сооружений и выпускаемой продукции. К ним можно отнести: - процессы управления формированием политики и целей в области качества [3]; - процессы управления ресурсами - информацией, документацией, материальными ресурсами, оборудованием, инфраструктурой, производственной средой, персоналом, финансами; - процессы управления производственной деятельностью, включая анализ и идентификацию требований заинтересованных в качестве продукции сторон, выполнение СМР, контроль; - процессы управления сбором и анализом данных о результатах функционирования и результативности СМК; - процессы управления осуществлением корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение и повышение результативности СМК. Процессы управления должны находиться под постоянным контролем и подвергаться периодическому измерению и анализу на предмет их пригодности и результативности, для чего в системе менеджмента качества требуется установить соответствующие критерии, методы, средства, источники информации. Результаты мониторинга и измерений необходимо регистрировать и сохранять. Следует отметить, что собственно сама процедура внедрения процессного метода предусматривает планирование и реализацию предупреждающих мероприятий, в рамках которых требуется целевое выделение недостающих для поддержки процессов ресурсов. Изучением вопросов развития процессного метода в регулировании качества работ как научного направления исследователи начали заниматься еще в первой половине XX в. Наиболее фундаментальный вклад в развитие теоретической и методологической базы данного вопроса внесли А. Файоль, Ф. У. Тейлор, У. Э. Шухарт, У. Э. Деминг, Д. М. Джуран и Ф. Б. Кросби; среди отечественных ученых - М. Ю. Абелев, Ю. П. Адлер, А. Н. Асаул, В. В. Асаул [4]. В настоящее время исследованием и применением процессного метода регулирования качества работ активно занимаются предприятия различных сфер деятельности, в числе которых следует отметить ООО «Алмаз-Антей Строй» - крупную российскую строительную компанию, входящую в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и выполняющую функции заказчика и генерального проектировщика при строительстве объектов промышленного и гражданского назначения [5]; ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» (Главное управление № 8) - ведущее строительное предприятие Удмуртской Республики, основным направлением деятельности которого является строительство и ввод в эксплуатацию объектов специального, гражданского и промышленного назначения [6]. Так, в целях развития и поддержания процессов на вышеуказанных предприятиях определены человеческие ресурсы. В частности, назначен представитель руководства по качеству (ПР), ответственные за организацию функционирования и соблюдения процессов, в отделах назначены уполномоченные по системе качества. Предоставление финансовых и материальных ресурсов на развитие и улучшение системы осуществляется ежегодно в рамках Целевой программы по качеству. На рис. 1 представлена содержащая полное описание процессов структура документации, принятая в системах менеджмента качества ООО «Алмаз-Антей Строй» и Главного управления № 8. Руководство по качеству (1-й уровень) дает полное описание системы менеджмента качества и предназначено для целей информации и осуществления общего руководства со стороны высшего звена управления. Стандарты организации (СТО) (2-й уровень) содержат описание процессов управления деятельностью по качеству. Они устанавливают цели процесса, входы и выходы, последовательность действий, кто за выполнение этих действий отвечает, кто является владельцем процесса, где регистрируются результаты процесса, как и на основе каких методических ресурсов деятельность выполняется, какие применяются критерии для измерения результативности. Стандарты организации по своей форме являются процедурами. В Руководстве по качеству при описании процессов даются ссылки на соответствующие стандарты организации. Рабочие инструкции, документы внешнего происхождения (технические регламенты, правовые и нормативные акты, международные и государственные стандарты, своды правил, СНиПы, методики, руководящие документы, инструкции и предписания) (3-й уровень) в системе менеджмента качества обращаются как документы, в которых излагается методика деятельности, обеспечивающая эффективную рабочую практику. Стандарты организации содержат ссылки на данные документы, если только помещенные в СТО указания недостаточны для квалифицированного выполнения деятельности. Положения об отделах и службах, должностные инструкции определяют правовой статус субъекта управления, его функции, ответственность и полномочия. Записи (документы четвертого уровня) (4-й уровень) выполняют функцию регистрации и сохранения результатов функционирования системы менеджмента качества и используются для целей прослеживаемости или доказательства соответствия и результативности СМК. Рис. 1. Структура документации в СМК Основу системы менеджмента качества большинства современных предприятий составляют стандарты организации, которые определяют управление всеми основными функционирующими в системе процессами. В этой связи рассмотрим базовую схему формирования процесса в Стандарте организации СМК представленных предприятий (рис. 2). Опираясь на вышеизложенное, необходимо сформулировать следующие основные результаты применения процессного метода для достижения целей обеспечения качества на предприятиях ООО «Алмаз-Антей Строй» и «Главное управление № 8». 1. Соблюдение в процессе строительства и реконструкции объектов капитального строительства: - требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды; - соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и конструкций требованиям технических регламентов, сводам правил и проектной документации; - требований энергетической эффективности зданий и сооружений. 2. Улучшение экономических показателей деятельности, поддержание и повышение его деловой репутации [7]. Применение упомянутого метода в комплексе с другими методами [8] и инструментами управления позволяет в конечном итоге значительно повысить качество строительно-монтажных работ, эффективность производства в целом, а также повысить конкурентоспособность предприятия, что, безусловно, является одной из важнейших целей рыночного субъекта. Рис. 2. Базовая схема формирования процесса в Стандарте организации СМК

Galleys

PDF (Русский)
References References

Дорохова А. В. Основные проблемы управления качеством в строительстве [Электронный ресурс] // VI Междунар. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум» (15 февраля-31 марта 2014 г.). - URL: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/1648.pdf (дата обращения: 23.04.2017).

Там же.

Чазова О. Л., Кислякова Ю. Г. Система контроля качества строительных работ и промышленной продукции в ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» // Строительная наука и производство глазами молодых : материалы науч.-техн. конф. молодых ученых инженерно-строительного факультета ИжГТУ имени М. Т. Калашникова (11-12 февраля 2014 г., Россия, Ижевск). - Ижевск : Ин-т компьютерных иссл., 2014. - С. 233-237.

Котов А. В. Развитие процессного подхода в управлении качеством на предприятиях строительного комплекса : автореф. дис. … канд. экон. наук. - СПб., 2015. - 17 с.

Официальный сайт АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» [Электронный ресурс]. - URL: http://almaz-anteystroy.ru/ (дата обращения: 23.04.2017).

Грахов В. П., Симченко О. Л. Разработка и формирование стратегии инвестиционной политики строительной организации (на примере ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России») : монография. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2016. - 26 с.

Домнина К. Л., Титова О. В. Выявление и диагностика проблем управления качеством строительных материалов в Удмуртской Республике // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва. - 2016. - № 1(30). - С. 58.

Грахов В. П., Кислякова Ю. Г., Чазова О. Л. Развитие контроллинга в системе управления качеством строительной продукции в ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4, ч. 1. - C. 650-653.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-48-50

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)