Analysis of the Formation and Use of Means of the Pension Fund of the Russian Federation in 2011-2016 and Evaluation of Performance Indicators of the Russian Pension System

Volkova T.G.

Abstract


The pension system is one of the most important elements in the field of social security in developed countries, it affects the formation and change of social status of citizens, and it is a reflection of the performance of the main functions of the state. Thus, currently the Russian pension system is going through a hard time and rightly criticized because of low pensions, costly and inefficient operation, and also it requires the additional sources of financing both from the budget and from other fields. The pension system of Russia plays a huge role not only in social and political life of the state, but also in its fiscal operations, exerting the significant influence on the formation and redistribution of financial resources, regional and sectoral aspects on the stability and balance of the financial system of the state. The relevance of the study of the pension system is due to the fact that the current pension reform did not achieve its goals. The deficit of the budget of the PFRF is growing, the welfare of pensioners in the conditions of growing inflation is decreasing and the dissatisfaction with the reform of insured persons, on the contrary, increases. In order to understand the reasons for the failure of the pension reform, one should start with primary analysis of the formation and use of means of the Pension Fund of the Russian Federation in 2011-2016, and also evaluate the performance of the pension system of the Russian Federation.

Keywords


pension system; Pension Fund of Russia; pension

Full Text

Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения развитых стран, влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства. При этом в настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо подвергается критике из-за низких размеров пенсий, является дорогостоящей и малоэффективной, а также нуждается в дополнительных источниках финансирования как из бюджетной, так и из других сфер. Пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. В связи с этим немаловажное значение имеет стратегический и оперативный анализ текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России (ПФР) в частности. Нами был проведен анализ основных показателей пенсионной системы РФ за период 2011-2017 гг. традиционным способом. В табл. 1 представлен анализ влияния численности пенсионеров на демографическую нагрузку населения РФ. Из табл. 1 следует, что с каждым годом в России численность пенсионеров растет темпом, превышающим рост численности населения. В связи с этим демографическая нагрузка на население также растет: удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения вырос с 0,29 до 0,31, что связано с увеличением пенсионного бремени для бюджетных показателей и ростом пенсионных выплат, следовательно, ростом расходов бюджета ПФР. Далее проведем сравнительный анализ среднего размера трудовых (страховых) пенсий со средней величиной прожиточного минимума и средним размером заработной платы по РФ за период 2010-2016 гг. (табл. 2). Таблица 1. Численность пенсионеров и демографическая нагрузка населения в РФ Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Общая численность пенсионеров, тыс. чел. 41819 42367 42837 43327 43797 45182 45687 Общая численность населения РФ, тыс. чел. 142856 143056 143347 143667 146267 146545 146804 Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения 0,29 0,29 0,30 0,30 0,30 0,31 0,31 Источник: составлено автором на основе данных [1]. Таблица 2. Динамика и соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера и средним размером заработной платы Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Средний размер назначенных трудовых (страховых) пенсий, руб. 7476 8203 9041 9917 10786 11986 12391 Темп роста среднего размера назначенных трудовых (страховых) пенсий, % 110,1 109,7 110,2 109,7 108,7 111,1 103,3 Средняя величина прожиточного минимума пенсионера, руб. 4521 5032 5123 5998 6617 7965 8081 Темп роста величины прожиточного минимума, % 110,3 111,3 101,8 107,7 110,3 120,4 101,5 Средний размер заработной платы, руб. 20952 23369 26629 29792 32495 34030 36746 Темп роста среднего размера заработной платы, % 110,6 111,5 113,9 111,9 109,1 104,7 108,0 Соотношение среднего размера назначенных трудовых (страховых) пенсий: - со средней величиной прожиточного минимума пенсионера 1,7 1,6 1,8 1,7 1,6 1,5 1,5 - со средним размером заработной платы (коэффициент замещения) 0,33 0,33 0,33 0,32 0,33 0,34 0,35 Источник: составлено автором на основе данных [2]. Из табл. 2 следует, что средний размер назначенных пенсий выше величины прожиточного минимума пенсионера в пределах от 1,5 в 2015 г. до 1,8 раза в 2012 г. Но данный показатель не является объективным, так как прожиточный минимум пенсионеров взят для расчетов средний по РФ, а логичнее анализировать данный показатель в пределах конкретного региона. При этом соотношение среднего размера назначенной трудовой (страховой) пенсии со средним размером начисленной заработной платы (коэффициент замещения) находится в пределах от 0,33 до 0,35. Это означает, что средняя трудовая (страховая) пенсия компенсирует только 1/3 часть средней заработной платы. И это при том, что средний размер трудовых (страховых) пенсий растет, хотя и меньшими темпами, чем средняя по РФ заработная плата. Анализируя причины роста среднего размера трудовых (страховых) пенсий, нельзя не рассмотреть такой экономический процесс в РФ, как индексация пенсий. Индексация пенсий, как известно, проводится в зависимости от темпов инфляции, и именно она является главным фактором их роста. Главным, но не единственным. Для того чтобы оценить, как влияют инфляционные изменения в совокупности с пенсионным индексированием (которое по закону должно проводиться в зависимости от темпов инфляции) на трудовые (страховые) пенсии, мы провели анализ, результаты которого отражены в табл. 3. Таблица 3. Показатели влияния инфляции и индексации на страховые пенсии Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г Инфляция, % 6,58 6,45 11,36 12,9 5,4 Индексация трудовых (страховых) пенсий, % 10,65 10,12 8,31 11,40 4,00 Страховые пенсии 1,05 1,04 0,97 0,98 0,99 Средний размер трудовой (страховой) пенсии, руб. 9041 9918 10786 11986 12391 Изменение трудовых (страховых) пенсий, % 10,2 9,7 8,7 11 3,3 страх., руб. - 9402 9620 10570 11866 Средняя зарплата по РФ, руб. 26629 29792 32495 34030 36746 по средней трудовой (страховой) пенсии 0,33 0,32 0,33 0,34 0,35 0,32 0,31 0,30 0,31 0,32 Источник: составлено автором на основе данных [3]. Сравнивая официальные данные ПФР по показателям индексации и изменения трудовых (страховых) пенсий за конкретный год, мы видим, что проценты индексации превышают показатели изменения пенсий. Имея это несоответствие, попытаемся разобраться в его причинах и найти логическое экономическое обоснование этому факту. Во-первых, проанализируем влияние инфляции на фактическое изменение трудовых (страховых) пенсий. Исходя из данных табл. 3, мы видим, что в некоторые периоды индексация выше инфляции, в некоторых - наоборот; поэтому чтобы оценить, насколько в реальности изменяется фактическая средняя трудовая пенсия, мы предлагаем ввести и рассчитать коэффициент реальной индексации : (1) где - процент индексаци пенсий определенного вида; - процент годовой инфляции. Данный коэффициент показывает реальное изменение пенсий определенного вида за счет инфляции и индексации и позволяет рассчитать реальный размер пенсии в зависимости от показателей индексации и инфляции на соответствующий год: (2) где - средняя реальная индексированная пенсия определенного вида; - средняя пенсия определенного вида; - коэффициент реальной индексации. По результатам расчетов (табл. 3) мы видим, что средняя трудовая (страховая) пенсия по РФ за исследуемый период по данным ПФР росла сильнее, чем эта же пенсия, но скорректированная на коэффициент реальной индексации (т. е. фактически изменившаяся в результате индексации и инфляции). Этот парадокс объясняется тем, что страховая пенсия формально увеличивается не только за счет индексации, но и за счет дополнительных страховых взносов работающих пенсионеров. То есть если учесть, что основная масса пенсионеров в РФ не работает, значит, процент прироста страховой пенсии по данным ПФР некорректно отражает данную ситуацию. В связи с этим можно считать, что коэффициент реальной индексации позволяет получить более объективную картину изменения размера пенсий в РФ. Также при помощи данного коэффициента мы можем получить более реальный коэффициент замещения, который отражает реальное отношение средней трудовой (страховой) пенсии к средней зарплате. Причем посчитать это можно как по РФ, так и по конкретному региону. Из табл. 3 видим, что реальный коэффициент замещения () ниже, чем этот же коэффициент, рассчитанный по данным официальной статистики ПФР, т. е. фактически трудовая пенсия компенсирует меньшую долю потерянной заработной платы нетрудоспособного гражданина. Далее рассмотрим динамику среднего размера назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в РФ (табл. 4). Таблица 4. Динамика среднего размера назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в РФ за 2011-2016 гг., руб. Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп роста, % Средний размер трудовых (страховых) пенсий: 8202,9 9040,5 9917,5 10786,0 11986,0 12391,1 151,06 - по старости 8165,8 8876,1 9790,1 10716,4 11569,1 12830,4 157,12 - по инвалидности 5136,5 5539,3 6106,3 6669,2 7209,9 8040,1 156,53 - по случаю потери кормильца 4819,1 5333,1 5959 6598,6 7185,1 7924,9 164,45 Государственные пенсии пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф 6855,9 7514,3 8402,6 8639,2 9779,2 10766,7 157,04 Государственные пенсии государственных служащих 10968,6 11495,3 12422,9 14020,1 15550 17186,4 156,69 Пенсии за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) 56574,2 56630 64057,4 364284 361990 446260 788,81 Пенсии летчиков-испытателей 51017,9 56311,3 64321,4 67704 76855,4 85736,2 168,05 Социальные пенсии 4730,5 5206,4 5919 6446,4 7548,3 8302,4 175,51 Источник: составлено автором на основе данных [4]. Из табл. 4 видно, что наибольший средний размер пенсий в РФ у таких немногочисленных категорий, как космонавты и летчики-испытатели. Их пенсии в разы превосходят средний размер трудовых (страховых) пенсий и даже пенсии государственных служащих, которые в полтора раза выше, чем трудовые пенсии по старости, и в два раза выше, чем трудовые пенсии по инвалидности и потере кормильца. Анализ показателей функционирования пенсионной системы РФ в 2011-2016 гг. был бы неполным без бюджетных показателей ПФР. Проанализируем сначала динамику доходов Пенсионного фонда РФ за 2011-2016 гг. по данным с сайта ПФР (табл. 5). Из табл. 5 следует, что за 2011-2016 гг. доходы бюджета ПФР выросли на 2369 млрд руб., или на 45,07 %. Страховые взносы занимают бόльшую часть доходов ПФР: в 2012 г. их доля составила 49,3 %, в 2013 - 54,2 %, в 2014 г. увеличилась до 60 % и составила максимум за 6 лет, но в 2015 г. их доля снова упала до уровня 2013 г. и составила 54,3 %. Бюджетные ассигнования на протяжении 6 лет стремительно растут в связи с ростом среднего размера пенсий в результате индексации. В 2015 г. доходы ПФР увеличились на 15,7 %, или на 968 млрд руб., в 2016 г. доходы ПФР возросли на 498 млрд руб., но при этом в 2014 г. наблюдалось снижение доходов на 229 млрд руб., или на 3,6 %. Проанализируем динамику расходов Пенсионного фонда РФ за 2011-2015 гг. по оперативным данным с сайта ПФР (табл. 6). Таблица 5. Динамика и структура доходов бюджета ПФР за 2011-2016 гг. Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % Доходы, в т. ч.: 5256 100 5890 100 6388 100 6159 100 7127 100 7625 100 - страховые взносы на ОПС 2681 51 2904 49,3 3460 54,2 3690 60 3864 54,3 4130 54,16 - пенсионные накопления 418,1 7,97 476,9 8,1 590,2 9,24 83,6 1,36 169,2 2,38 125,3 1,64 - доп. страховые взносы 4,4 0,08 6,2 0,15 7,4 0,11 9,8 0,12 11,8 0,16 5,7 0,07 - ассигнования из федер. бюджета 2150 40,9 2500 42,4 2327 36,4 2372 38,5 3078 43,2 3355 44,1 Прочее 2,5 0,05 2,8 0,05 3,3 0,05 3,9 0,02 4,0 0,05 9 0,12 Источник: составлено автором на основе данных [5]. Таблица 6. Динамика и структура расходов бюджета ПФР за 2011-2016 гг. Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % Расходы, в т. ч.: 4922 100 5451 100 6379 100 6190 100 7670 100 7830 100 - страховые пенсии 3798 77,2 4200 77,1 4833 75,8 5000 80,8 5790 75,5 6018 76,8 - пенсионные накопления 301,2 6,09 323,3 5,93 502,2 7,87 201,7 3,25 546 7,12 298 3,81 - гос. пенсии 259 5,26 300 5,0 327 5,13 301 4,86 391 5,1 413 5,27 - социальные выплаты 341,3 6,93 360,2 6,61 417,2 6,51 341,4 5,51 512 6,66 572 7,37 - материнский капитал 171,3 3,48 21,4 3,9 237,4 3,72 270,7 4,37 329 4,29 365 4,66 Прочее 51,2 1,04 55,1 1,01 62,2 0,97 75,2 1,21 102 1,33 164 2,09 Источник: составлено автором на основе данных [6]. Из табл. 6 следует, что за 2011-2016 гг. расходы бюджета ПФР в целом увеличились на 2908 млрд руб. Это связано с инфляцией и индексацией пенсий (в первую очередь страховых, так как они составляют наибольшую долю в структуре доходов - 75-77 %); также фактором увеличения расходов бюджета ПФР стал прирост числа пенсионеров. Страховые пенсии занимают бόльшую часть расходов ПФР: в 2011 г. их доля составила 77,2 %, в 2013 - 77,1 %, в 2014 - увеличилась до 80,8 % и составила максимум за 6 лет, но к 2016 г. их доля снова упала и составила 54,3 %. На протяжении 6 лет наблюдался рост материнского капитала с 171,3 до 365 млрд руб., что обосновывается ростом рождаемости. При этом в 2014 г. наблюдалось снижение расходов на 188,4 млрд руб., или на 3 % из-за уменьшения числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии. Сведем главные бюджетные показатели в общую табл. 7. Из табл. 7 следует, что расходы превышают доходы на протяжении трех лет. Ситуация с бюджетом ПФР ухудшилась резко в 2015 и 2016 гг. Бюджет в 2015 г. исполнен с дефицитом в размере 543,7 млрд руб., что вызвано девальвацией рубля в конце 2014 г. (бюджет ПФР уже был принят), и, следовательно, инфляция потребовала разного роста пенсионных расходов. В 2016 г. дефицит бюджета составил 204,42 млрд руб.; это может говорить о том, что часть этих средств образована в результате перевода гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ. Таблица 7. Динамика исполнения доходов и расходов бюджета ПФР за 2014-2016 гг., млрд руб. Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. Утверждено Исполнено % исполнения Утверждено Исполнено % исполнения Утверждено Исполнено % исполнения Доходы бюджета ПФР 6290 6159 97,92 7091 7126 100,5 7731 7625 98,63 Расходы бюджета ПФР 6416 6190 96,48 6964 7670 110,14 7413 7829 105,6 Величина дефицита / профицита бюджета, (-)/(+) -126 -31 24,6 127 543,7 -428,11 318 -204,42 -64,28 Источник: составлено автором на основе данных [7]. Таким образом, в результате проведенного анализа показателей функционирования пенсионной системы можно на начальном уровне выявить ее проблемы и несовершенство системы ее оценки.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).

Официальный сайт Пенсионного фонда России. - URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 25.05.2017).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Там же.

Официальный сайт Пенсионного фонда России.

Там же.

Там же.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-67-70

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)