Promotion and Human Resources of Innovations in Defense Industrial Complex

Faizulin M.I.

Abstract


This paper is devoted to the main problems of creating and promoting innovations at enterprises of the defense industry in the Russian Federation. In the paper such concepts as "commercialization of innovations" and "innovative activity" in relation to enterprises of the military industrial complex are considered. Also, the stages of the innovation process at enterprises of the military industrial complex are described with their further breakdown into stages, forms of commercialization of innovations and types of innovative products. The urgency of the work lies in the fact that at the present stage of development the creation and commercialization of innovations is one of the priority areas for defense enterprises, since these processes will help create an additional source of income and reduce the dependence on the state defense order.

Keywords


innovation; commercialization of innovations; military industrial complex; innovative potential; innovative activity

Full Text

Одной из основных задач, стоящих перед предприятиями - исполнителями государственного оборонного заказа, в данный момент времени является продвижение и коммерциализация инноваций. Инновационное развитие предприятий военно-промышленного комплекса (далее ВПК) сфокусировано сейчас на модернизации производств и имеет направленность на формирование научно-технического потенциала. Участие предприятий ВПК в процессе коммерциализации (продвижении) инноваций крайне важно, так как оно способствует: - применению квалифицированных кадров, производственного оборудования и технологий ВПК, которые обладают достаточно серьезным потенциалом, не реализованным в гражданской сфере; - созданию дополнительного источника дохода. Слово «коммерциализация» происходит от лат. commerciorum, что в переводе означает торговля, торговые операции [1]. В процессе изучения современной экономической литературы можно встретить множество различных определений понятия «коммерциализация». Например, под коммерциализацией инноваций понимают: - получение дохода от реализации инновационных продуктов; - перевод результатов научно-исследовательских работ (далее НИР) и опытно-конструкторских работ (далее ОКР) в продукт/услугу, способные конкурировать на рынке; - процесс выведения инноваций на рынок. Таким образом, если рассматривать понятие «коммерциализация инноваций» как процесс перехода нововведения в рыночный продукт, то его можно свести к получению дополнительного дохода. Связать это можно с тем, что помимо научной и технической инновация должна быть ликвидна на рынке. Достижения и результаты, которые были получены в ходе выполнения НИР и ОКР, в дальнейшем реализуются в виде нового продукта/услуги или технологий. Данный инновационный для рынка продукт (уникальный по своим свойствам и характеристикам) и является дополнительным источником дохода предприятия. Инновационный продукт предприятий ВПК может быть представлен в виде: - объектов интеллектуальной собственности; - гражданской продукции, изготовленной на основе технологий военного назначения [2]. Стоит отметить, что коммерциализация инноваций - основная стадия всего инновационного процесса, так как ее результатом является уникальный продукт, который приносит прибыль (экономический эффект) предприятию [3, 4]. Инновационный процесс на предприятиях оборонного комплекса обычно подразделяют на две стадии: 1) создание/производство инновации; 2) коммерциализация инновации. Далее данные стадии можно конкретизировать, разбив их на следующие этапы. 1. Исследование рынка (поиск наиболее актуальных тем). 2. Технико-экономическое обоснование опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. 3. Проведение НИР/ОКР. 4. Подготовка производственных мощностей/ кооперация с предприятиями-соисполнителями. 5. Производство инновационного продукта. 6. Процесс коммерциализации [5]. Этапы 3 и 4 предусматривают разработку технического задания, эскизного проекта, составление необходимой конструкторской документации для постановки инновационного изделия на производство, изготовление НКИА (нестандартной контрольно-измерительной аппаратуры), а также технологическую подготовку производства. Производство инновационного продукта включает в себя промышленное производство на соответствующих мощностях. Процесс коммерциализации предполагает: - продвижение товара; - реализацию; - дальнейшее распространение на рынке. Следует отметить, что большинство исследований проводится предприятиями совместно с ведущими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, что можно связать с отсутствием собственной научной базы. Так, многие предприятия ОПК в Удмуртской Республике создают совместно с высшими учебными заведениями базовые кафедры, на которых не только осуществляется подготовка специалистов по наиболее приоритетным для отрасли специальностям, но и проводятся научные исследования. Инновационную продукцию гражданского назначения предприятия ОПК могут распространять и реализовывать как собственными силами, так и с помощью организаций-посредников. Если инновационный продукт представляет собой объект интеллектуальной собственности, то формой коммерциализации в таком случае будет являться продажа лицензий/патентов, переуступка прав и т. д. Стоит также отметить наличие ряда проблем, которые препятствуют созданию и дальнейшему продвижению инноваций отечественными предприятиями. К основным проблемам следует отнести: - отсутствие финансовых ресурсов для продвижения инноваций (так как основной источник дохода предприятий ВПК - государственный оборонный заказ); - при создании инновационного продукта в большинстве случаев предприятия уделяют мало внимания проведению маркетинговых исследований; - большая часть российских ученых проживает и работает за рубежом; - отсутствие четкой системы нормативного регулирования в данной сфере; - слабая мотивация бизнеса; - слабо развитая инфраструктура не способствует созданию, внедрению и продвижению инноваций. Для разрешения сложившейся проблемной ситуации необходим комплекс мер, который будет стимулировать развитие данного направления. К таким мерам можно отнести: 1) налаживание связей между предприятиями ВПК и непосредственными создателями инноваций, а также университетами; 2) совершенствование нормативной базы в области инноваций и внедрения инноваций; 3) оказание государственной поддержки в части финансирования и создания необходимой инфраструктуры; 4) проведение маркетинговых исследований предприятиями ВПК; 5) создание торговых площадок - так называемых инновационных бирж; 6) создание системы партнерского маркетинга и связей. Внедрение данного комплекса мер должно способствовать созданию, продвижению и внедрению инноваций в российской экономике. Таким образом, коммерциализация инноваций для предприятий ВПК в Российской Федерации - одно из приоритетных направлений, которое необходимо развивать, так как оно не только является одним из дополнительных источников развития, но и способствует снижению зависимости от государственного оборонного заказа, давая шансы предприятию выжить в период кризиса, когда государство снижает объемы закупок. Кроме того, применение инновационных продуктов и технологий, разработанных на предприятиях военно-промышленного комплекса, в гражданской сфере может послужить источником развития других отраслей промышленности, что будет способствовать продвижению продукции отечественных производителей на международных рынках и повышению конкурентоспособности предприятий.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Жданова И. Ф., Вартумян Э. Л. Англо-русский экономический словарь. - 4-еизд., стер. - М. : Рус. яз., 2001. - 880 с.

Мухопад В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. - М. : Магистр, 2010. - 511 с.

Ипполитова А. А. О коммерциализации ОИС в региональной инновационной системе Саратовской области // Инновационная деятельность. - 2012. - № 2(20). - С. 80-88.

Мухопад В. И. Сущность, средства и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в российской экономике // Материалы секционного заседания Третьего Всерос. форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» (20-23 апреля 2010 г.) / под ред. Е. В. Королевой. - М. : Рос. гос. ин-т интеллект. собственности (РГИИС), 2010. - 96 с.

Управление организацией : монография / Р. А. Галиахметов, Р. В. Голев, Ю. В. Федоров, М. И. Файзулин. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2014. - 144 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-96-97

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)