Active Teaching Methods as Effective Means for Healthy Lifestyle Formation at Health and Safety Training Course

Kugusheva T.V., Heruvimova T.A.

Abstract


The literary sources analysis on the pedagogically reasonable ways and practical application was conducted in the paper. The authors also studied the scholars’ healthy lifestyle motivation methods. The school plays the significant role in the healthy lifestyle knowledge, skills and habits formation. The paper is devoted to the middle-scholars’ healthy lifestyle knowledge formation peculiarities. The students learn the upper “Health and Safety” training course information including extracurricular activities. The authors pay particular attention to the level of formation of the studied feature. The worked out methodology based on active teaching methods is also diagnosed. The classes activity (critical thinking development technology, group work on “World Café” technology, interactive “brainstorming” teaching method and others), extracurricular activities (creative tasks, cinquain composition, etc.), sports activities (participation in sports competitions, games, contests, relay races) aimed at healthy lifestyle formation, script writing, video and its presentation, etc.) are described in the paper. The criterial apparatus based on the following interrelated components was elaborated: cognitive (characterizes a person's health knowledge); motivational one (determines the motivation features for healthy lifestyle cognition); active one (assumes healthy lifestyle implementation). To the components taken as a basis, the formation indicators and levels were formulated (high, medium, low). The adapted specific research methods were presented in diagnosis by each component. The authors present the research results which evaluate the middle-scholars’ healthy lifestyle methodology effectiveness. The active teaching methods are used in the case.

Keywords


education; secondary educational institutions; health and safety; healthy lifestyle; active teaching methods

Full Text

Предлагаемая в статье методика формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) у обучающихся среднего звена общеобразовательных школ обусловливается тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека. Вопрос практического применения педагогически обоснованных путей и способов мотивации к ведению здорового образа жизни обучающимися в настоящее время остается нерешенным. В последние годы негативное влияние современной окружающей среды (природной, техногенной и социальной) на здоровье ребенка стало все более очевидным. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов общеобразовательных учреждений в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся [1]. Вопросы формирования здоровой личности обучающихся рассматриваются в исследованиях Н. М. Амосова, И. И. Брехмана, И. С. Грач, П. Ф. Лесгафта, В. П. Петленко, В. А. Скумина и других ученых. В исследованиях Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, Н. Н. Куинджи, Л. Г. Татарниковой и других раскрыта роль образовательной школы в укреплении здоровья детей. Важная роль в формировании знаний, умений и навыков здорового образа жизни принадлежит школе. Содержание курса ОБЖ выходит за рамки урока, включая внеурочную и внеклассную деятельность. Введение в курс ОБЖ новой методики, способствующей формированию знаний о здоровом образе жизни, позволит учителю в дальнейшем эффективно формировать универсальные учебные действия у обучающихся как основы умения учиться. Итак, предполагается, что формирование знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена будет успешным в результате применения разработанной нами методики, основанной на активных методах обучения. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач: изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; разработать и обосновать критериальный аппарат оценки уровней сформированности знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ у обучающихся среднего звена; разработать, апробировать и оценить эффективность методики формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ, основанной на активных методах обучения. Многие факторы обусловливают возможность формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников, в том числе и особенности их психологического развития. Именно в подростковом возрасте, как отмечают ряд ученых, здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью для ребенка [2]. Тем не менее формирование знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни должно быть активным, диалогичным и принимать различные организационные формы. Основными формами организации являются: учебная (проведение уроков), внеучебная (выполнение домашних заданий) и внеклассная (участие в мероприятиях школы) виды деятельности, проводимые учителем. В процессе обучения используются активные методы - методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Кроме того, основной особенностью активных методов обучения является побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями [3]. Опытно-экспериментальная работа была посвящена непосредственной реализации методики формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ, основанной на активных методах обучения. Эксперимент проводился на базе МАОУ «ООШ № 12» (г. Чайковский, Пермский край). Для проведения эксперимента с целью выявления однородности групп по уровню сформированности знаний о здоровом образе жизни нами было проведено анкетирование «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (О. Н. Бельц). В результате анкетирования было определено 2 группы: экспериментальная (ЭГ, 19 чел.) и контрольная (КГ, 20 чел.). ЭГ обучалась по разработанной нами методике. В КГ процесс формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ проходил по традиционной форме обучения в обычных условиях, характерных для среднего звена общеобразовательной школы. К реализации методики были привлечены студенты кафедры «Теория и методика физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «ЧГИФК», которые во время прохождения производственной практики успешно внедряли активные методы обучения в образовательный процесс экспериментальной группы. С целью выявления уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни был разработан критериальный аппарат, основанный на следующих взаимосвязанных компонентах: - когнитивный (характеризует знания человека о своем здоровье); - мотивационный (определяет особенности мотивации к познанию в области здорового образа жизни); - деятельностный (предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни) [4]. К взятым за основу компонентам нами были сформулированы показатели, уровни - высокий, средний, низкий. В диагностику по каждому компоненту входят адаптированные по специфике нашего исследования методики, которые содержат в себе блоки вопросов и заданий, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности показателей определенного компонента знаний о здоровом образе жизни (таблица). С целью совершенствования методов, средств и форм в организации уроков по формированию знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ были разработаны и внедрены в учебную, внеучебную и внеклассную деятельность занятия, основанные на активных методах обучения. Характеристика уровней сформированности показателей компонентов здорового образа жизни Компоненты Показатель Методики оценки Когнитивный · полнота знаний о ценности здорового образа жизни · тест «Ориентация школьника на здоровый образ жизни» (В. С. Кукушин) · системность знаний о здоровом образе жизни · тест «Какое у тебя здоровье?» (Т. В. Орлова) Мотивационный · настойчивость в стремлении достижения цели · методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» (А. В. Ермолина, Е. П. Ильина) · степень выраженности внутренней мотивации к здоровому образу жизни · методика «Образ жизни школьников» (М. Рокич) Деятельностный · степень сформированности умений и навыков по реализации здорового образа жизни · анкета «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни» (А. Г. Носов) Урочная деятельность: - технология развития критического мышления - работа в группах по технологии «мировое кафе»; - технология развития критического мышления - урок-игра «Своя игра»; - метод активного обучения - тренинг; - интерактивный метод обучения - метод «мозгового штурма» («мозговая атака»); - интерактивный метод обучения - «эвристическая беседа»; - технология развития критического мышления - игра «Кластер»; - технология развития критического мышления - игра «Инсерт»; - интерактивный метод обучения, использование кейс-технологий (case-study) и др. Внеурочная деятельность (подготовка домашнего задания): - подготовка к проведению уроков в виде игр, тренингов и др.; - выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу); - составление кроссворда (10 вопросов на тему «Здоровый образ жизни»); - составление синквейна (главное слово «здоровье») и др. Внеклассная деятельность: - участие в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности (соревнования, игры, конкурсы, эстафеты), направленных на формирование здорового образа жизни; - проведение личных спортивных состязаний (подтягивание, прыжок в длину, метание гранаты, бег 1000 м, стрельба из пневматической винтовки); - разработка сценария, съемка видео, представление на классных часах и др. Формирующий этап эксперимента в экспериментальной группе включал непосредственное проведение уроков по предмету ОБЖ, внеурочной и внеклассной деятельности в рамках разработанной нами методики формирования знаний о здоровом образе жизни, основанной на применении активных методов обучения. По окончании педагогического эксперимента был вновь применен диагностический инструментарий и получены следующие результаты. 1. Показатели уровня сформированности когнитивного компонента: в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем сформированности сократилось на 16 %; на 5 % увеличилось количество обучающихся со средним уровнем сформированности, с высоким уровнем сформированности - также увеличилось на 10 %. В контрольной группе произошли несущественные изменения: уменьшилось количество учащихся с низким уровнем сформированности на 5 %, увеличилось количество обучающихся со средним уровнем на 5 %, а количество учащихся с высоким уровнем сформированности данного компонента осталось прежним. 2. Показатели уровня сформированности мотивационного компонента: в экспериментальной группе произошло сокращение количества обучающихся с низким уровнем сформированности на 32 %, со средним - увеличилось на 16 %, с высоким - увеличилось на 15 %. В контрольной группе количество обучающихся с низким уровнем сократилось на 10 %, со средним - увеличилось на 10 %, с высоким уровнем сформированности данного компонента осталось на прежнем уровне - 3 человека (15 %). 3. Показатели уровня сформированности деятельностного компонента: в экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем сформированности уменьшилось на 16 %, со средним уровнем - увеличилось на 5 %, а количество обучающихся с высоким уровнем сформированности увеличилось на 11 %. В контрольной группе количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось на 10 %, количество обучающихся со средним уровнем - увеличилось на 5 %, а количество обучающихся с высоким уровнем сформированности увеличилось на 5 %. Для выявления уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни по окончании эксперимента в КГ и ЭГ обучающимся был предложен итоговый тест (рисунок). Результаты оценки уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни (контрольный этап эксперимента) Итак, основываясь на результатах, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, можно говорить о том, что за исследуемый период в обеих группах были отмечены положительные сдвиги в формировании знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ. Однако у обучающихся экспериментальной группы в целом наблюдается достоверное превышение прироста результатов по сравнению с контрольной группой. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики, основанной на активных методах обучения. Анализируя проведенную опытно-экспериментальную работу в рамках формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена в курсе ОБЖ, мы видим эффективную положительную динамику у школьников. Несомненно, федеральные образовательные стандарты нового поколения диктуют учителю прогрессивные формы, методы и средства обучения, поэтому представленная методика формирования знаний о здоровом образе жизни, основанная на активных методах обучения, позволит перейти на более качественный виток в образовательной и воспитательной деятельности учителя.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Киселева Э. М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 1(29). - С. 102-104.

Социально-педагогическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области здоровьесбережения обучающихся : материалы всерос. науч.-практ. конф / науч. ред. А. А. Орлов. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. - 416 с.

Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция) [материалы междунар. конф. «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» : спец. выпуск. - М., 2011. - С. 149-150.

Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Основы здорового образа жизни. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 255 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-136-138

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)