Analysis of Mistakes Made by Modern Online Stores

Ibragimova L.A., Mitryukova A.I.

Abstract


This paper describes the history of the development of Internet commerce in Russia, and mistakes of entrepreneurs selling goods and services through a global network. Analysis of the most common mistakes at opening online stores is performed. This analysis is based on the opinions of the owners of such business, which they expressed in forums devoted to online trading, as well as on the papers published on this subject. Basing on the identified errors, recommendations were formulated for those wishing to create their own business on the Internet and for those who want to improve an already existing online store. This paper tells about the right choice of assortment and suppliers, about the necessary functions of the site of the online store, how to create a unique offer in its segment of the market. Besides all of the above, the text of the paper allows for learning about the importance of a unique content to promote the store in search engines, as well as the costs, which can be saved at the initial stages of operation. The results of this analysis are important for further development of the system methods of creating online stores, which will be a kind of instruction for online store opening without large investments.

Keywords


online store; Internet commerce; analysis of problems; content; website promotion

Full Text

Открывая свое дело, важно рассмотреть область будущей деятельности, узнать историю в собственном бизнесе. Анализ ошибок играет важную роль в последующей разработке собственного интернет-магазина и создании системной методики по открытию такого вида торговли в целом. Цель данного анализа заключается в идентификации ошибок уже существующих предприятий и рекомендаций, чтобы их избежать. Отправной точкой развития интернет-торговли в России стала попытка открытия Андреем Герасимовым интернет-магазина по продаже компакт-дисков в 1995 г. Этот бизнес практически сразу пришлось закрыть ввиду его нерентабельности, а 31 августа 1996 г. произошел успешный старт интернет-магазина книг symbol.ru, который работает по сей день (сейчас его название books.ru) [1]. В 1998 г. было запущено три интернет-проекта: интернет-банкинг от Автобанка, виртуальный банк IMTB и магазин книг, видео- и аудиозаписей, а в следующем году было разработано решение, позволяющее существенно ускорить обработку заказов - автоматический интернет-шлюз. [2]. Примечательным является тот факт, что основными покупателями первого книжного онлайн-магазина (1996 г.) были жители отдаленных от столицы уголков России, а сегодня основная доля покупателей приходится на крупнейшие города, такие как Москва и Санкт-Петербург [3]. Таким образом, дефицит тех или иных товаров в отдаленных городах подтолкнул их жителей делать онлайн-покупки, а в дальнейшем потребители из центральной части также оценили удобство таких магазинов, доверившись их хорошей репутации на рынке. Усиленный рост интернет-торговли начался с 2008-2009 гг., когда даже существующие «привычные» магазины стали размещать свои товары в сети. Выросла конкуренция: один и тот же товар можно было купить в различных магазинах с разными ценами, условиями доставки и гарантиями. Особую роль играют китайские интернет-магазины, являющиеся благодаря своим низким ценам отправной точкой «привыкания» российских потребителей к онлайн-покупкам. Обычно, имея опыт первой покупки, люди охотнее приобретают товары и услуги через интернет. Однако многие (по данным исследовательской компании Nielsen в 2015 г. 70 %) по-прежнему не доверяют онлайн-платежам и предоплате, предпочитая оплачивать товары при получении, что негативно сказывается на новых и мелких интернет-магазинах, работающих по принципу дропшиппинга (такие магазины не имеют собственного склада и являются посредниками между поставщиком и покупателем, товар при этом отправляется со склада поставщика). Впрочем для удобства потребителей за последнее время выросло количество способов безналичных платежей и оплаты онлайн. С 2015 г. стоит отметить интенсивный рост интернет-продаж в регионах, так как в крупных городах рынок был уже практически насыщен. Многие крупные российские магазины сосредоточились на развитии региональных интернет-магазинов [4]. Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день уже имеется определенный опыт открытия и управления интернет-магазином в России. Но, разумеется, никто не готов раскрывать секреты успеха, и в свободном доступе методики и рекомендации по созданию интернет-магазинов отсутствуют. Можно найти лишь статьи без конкретики, в большинстве из которых, бесспорно, содержится полезная информация (в некоторых - даже с примерами), но она не структурирована и во многих случаях не является актуальной на 2017 г. Некоторую информацию можно найти в сети Internet. Например, на портале Openbusiness.ru есть подробная статья на данную тему под названием «Исчерпывающее руководство по созданию интернет-магазина», но она была опубликована более пяти лет назад [5]. Существуют компании, специализирующиеся на создании интернет-магазинов «под ключ» и сайтов для них с последующим консультированием по вопросам бизнеса на платной основе. Поэтому тематика настоящей статья является актуальной и может быть интересна специалистам и предпринимателям в рассматриваемой сфере. В настоящее время лишь 20 % из открывшихся интернет-магазинов остаются на рынке по истечении года с момента открытия, а половина из них закрываются в последующие 2-3 года [6]. Чтобы понять, почему это происходит, авторами настоящей статьи был проведен анализ форумов, посвященных интернет-торговле, статей на данную тематику и мнений владельцев такого бизнеса. В результате выделены и систематизированы основные ошибки при создании различных интернет-магазинов, приведенные ниже, а также предложены варианты возможных действий, позволяющих избежать негативных последствий такого рода ошибок. 1. Неправильная постановка задач. Часто случается такое, что новички неверно определяют задачи для достижения цели своего интернет-магазина: получение прибыли и удовлетворение потребительского спроса. Для корректной постановки задач поможет метод построения «дерева целей», при котором главную цель разбивают на подцели и определяют задачи для достижения каждой из них [7]. 2. Выбор неподходящей ниши. У многих возникают сложности в выборе ниши - области товаров или услуг (например: компьютеры, мебель, кофе, парикмахерские услуги): часто выбор неопытных предпринимателей падает на высокочастотные (часто запрашиваемые) или чересчур узкие ниши (с небольшим количеством запросов). При выборе ниш с высокой частотностью будет очень тяжело бороться с конкуренцией, а что касается узких ниш, то здесь все индивидуально: в большинстве случаев заказов не будет вообще либо они будут редкими, однако в случае с дорогостоящими товарами прибыль будет большой даже при редких заказах. На основании вышеперечисленного разумнее выбирать ниши со средней частотностью, при этом обращая внимание на то, насколько вы разбираетесь в продукции, реализацией которой собираетесь заниматься. Проблемой могут стать условия хранения и габариты некоторых товаров. Для желающих связать свою деятельность с продажей сезонных товаров, актуальных только в определенное время года (например, надувных бассейнов), необходимо понимать тот факт, что продажи будут непостоянными, и бóльшую часть года заказов будет мало. В этом случае нужно тщательно проанализировать величину прибыли от такой деятельности - хватит ли ее для функционирования организации. Если нет, то необходимо поменять вид деятельности или выбрать дополнительную нишу для работы в другой сезон [8, 9]. 3. Непродуманные действия владельца бизнеса. Случается такое, что при создании магазина молодой предприниматель лишь поверхностно представляет свои действия и их последовательность, что плохо влияет на скорость открытия магазина и может повлечь за собой проблемы в будущем. Для достижения поставленной цели рекомендуется использовать процессный подход. Определить задачи, после чего продумать план действий: 1) выделить основные и вспомогательные процессы; 2) разработать алгоритм взаимодействия процессов; 3) создать графическую модель интернет-магазина на основе выделенных процессов; 4) разработать четкий алгоритм действий (желательно со сроками) [10]. 4. Оттягивание времени открытия. Молодые предприниматели стремятся учесть все нюансы, перед тем как открыть магазин, и из-за страха потерпеть неудачу постоянно откладывают открытие. Многие порой не доходят до старта, продумывая даже самые незначительные мелочи. Кто-то месяцами откладывает старт из-за того, что не может придумать название или дизайн сайта; кто-то выискивает все больше и больше информации, по факту удаляясь от цели. Можно долгое время рассматривать различные варианты, но все мелочи продумать невозможно. И пока одни раздумывают над этим, другие уже начинают свою работу. Поэтому не следует слишком много времени тратить на продумывание мелочей, достаточно разработать процессы и начать работу, а логотип, функционал сайта и прочее можно будет изменить по мере необходимости [11]. 5. Ненужные функции на сайте. Молодые предприниматели часто проявляют свой перфекционизм в разработке сайта магазина, стремясь сделать его лучше, чем у конкурентов. Они создают функции, которые на их сайте не только не приносят пользы и удобства покупателям, но порой даже мешают ориентироваться в навигации. Качественный сайт прост для пользователя, акцент сделан на самих товарах, имеется удобный фильтр поиска. Отличительной чертой, чтобы посетителям запомнился интернет-магазин, служит логотип и дизайн, а привлекать будущих клиентов призвано уникальное предложение, отражающее, чем же хорош именно этот интернет-магазин. В процессе работы магазина станет понятно, каких функций не хватает данному сайту, и их разработку можно будет заказать дополнительно. 6. Популярные слоганы и неуникальные тексты. Одним из самых непростых моментов является формулировка уникальных предложений, того, чем ваш магазин отличается от других. Часто предприниматели не могут самостоятельно выделить эти отличия и используют слоганы конкурентов, которые похожи друг на друга и не несут в себе ничего нового: «низкие цены», «лучший сервис», «мы лидеры, мы самые лучшие и давно работаем», «высокое качество» и т. д. Чтобы найти отличительные преимущества в вашем сегменте рынка, рекомендуется провести мозговой штурм и вспомнить поставленную цель. Так вы сможете сгенерировать несколько слоганов и выбрать подходящий. Тексты на сайте должны обладать 100%-й уникальностью, если вы хотите продвигаться в топ по поисковым запросам. Это один из главных методов продвижения в интернете. Поэтому не стоит целиком копировать чужую информацию. Как минимум необходимо сделать рерайт понравившегося текста, а лучше написать новый текст. Если у вас в штате нет сотрудников, занимающихся написанием текстов, можно заказать описания для вашего интернет-магазина у фрилансеров [12-15]. 7. Единственный поставщик на целую группу товаров. Лучше иметь несколько поставщиков, так как могут сложиться форс-мажорные ситуации, когда единственный поставщик прекратит свою деятельность, изменит условия работы, или внезапно возросшая цена окажется для вас слишком высокой. К тому же часто одни и те же товары бывают в наличии у нескольких поставщиков. 8. Закупка больших партий товаров. Многие теряют большие суммы денег, закупив слишком большую партию товара, на который упал спрос. Даже в том случае, если предварительно спрос был проанализирован, и он был высоким, по непредвиденным обстоятельствам закупленный товар может стать невостребованным даже через короткое время, что практически невозможно спрогнозировать заранее. В связи с этим лучше делать небольшие закупки или работать с поставщиками, имеющими возможность отгрузки товара по одной штуке [16]. 9. Аренда помещений без необходимости. Расходы на аренду офиса не оправданы на первоначальных этапах работы, когда прибыль минимальна, а затраты велики. В том случае, когда необходимо провести встречу с поставщиком или клиентом, можно провести ее в кафе или ресторане. А подписание договоров сейчас чаще всего производится по e-mail с отправкой оригиналов почтой. При продаже небольших товаров также не имеет смысла арендовать склад. Единственный вариант, когда это делать выгодно, - продажа крупногабаритных товаров, таких как печи, мебель и др. Также можно не закупать товар, а осуществлять доставку напрямую от производителя, выступая в роли посредника. 10. Халатное отношение к финансам. Неразумное использование денежных средств может привести к их дефициту. Эта ошибка часто встречается на начальных этапах работы магазина. Лучше всего иметь запас денежных средств, а также тщательно проводить расчеты будущих затрат и их учет. 11. Работа в одиночку. Распространенной ошибкой является то, что предприниматель работает один, пытаясь одновременно заниматься всеми сферами работы одновременно, начиная от разработки сайта и заканчивая ведением бухгалтерии и доставкой заказов. Целесообразно делегировать полномочия либо пользоваться услугами фрилансеров, а также различными онлайн-сервисами (например, отдать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг) [17]. Данные ошибки и рекомендации по их предупреждению следует учитывать при разработке бизнес-процессов будущего интернет-магазина. Это поможет при создании магазина любой направленности, а также разработке системной методики создания магазинов в сети Интернет. Знание перечисленных ошибок и путей их предотвращения позволит молодым предпринимателям сократить степень риска и повысит их шансы на успешное открытие и функционирование интернет-магазинов.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Интернет-портал «Бухгалтерия.ru». URL: http://www.buhgalteria.ru/article/n133678

Раздел «Статьи» интернет-магазина бытовой техники «Техпланета». URL: http://techplaneta.ru/ articles/History_of_occurrence_the_Internet_of_shops/

Книжный интернет-портал «Pro-Books.ru». URL: http://pro-books.ru/news/companynews/7784

Сайт о современных технологиях ритейла и электронной коммерции. URL: ttps://www.shopolog.ru/ metodichka/analytics/rossiyskiy-e-commerce-rynok-v-pervoy-polovine-2016-goda/

Ведущий российский портал бизнес-планов, руководств и франшиз «Openbusiness.ru». URL: ttps://www.openbusiness.ru

Проект «От малого к великому». URL: http://alfabank.rbc.ru

Ребрин Ю. И. Управление качеством : учеб. пособие. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.

Проект «От малого к великому».

Форумы. URL: http://bishelp.ru/forum

Скрипко Л. Е. Процессный подход в управлении качеством : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 105 с.

HTML-форум. URL: http://www.html.by

Бизнес-форум «BizNet». URL: http://www.biznet.ru

Форум об интернет-маркетинге. URL: http://searchengines.guru

Форум о поисковой оптимизации сайтов. URL: http://seo-forum.ru

Бизнес форум «Выгодное дело». URL: http://forumbusiness.net

HTML-форум. URL: http://www.html.by

Форум малого бизнеса. URL: http://fobiz.ru




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-4-47-50

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)