Development of Step-by-Step Mathematical and Algorithmic Support of the Management Model for the Training of Engineering Manpower

Goltsova O.B., Goltsova E.V., Sozonova N.A.

Abstract


At present, the problem of the discrepancy between the professional competencies of university graduates and the real demands of the market is acute. To solve problems, it is necessary to develop a number of new scientific solutions that will help improve the quality of higher education in Russia. First of all, it is necessary to create conditions in the universities of the country for the transition to individual education of students. Individual approach to training will allow students to choose a part of disciplines of the curriculum, focusing on their needs and the future employer. Since the involvement of the employer in the educational process is an important factor in quality education, the paper identifies the main problems of the functional interaction of the university system with the production one. Within the framework of the paper, a conceptual model is presented, in which a method is proposed for increasing the effectiveness of the interaction between the educational process and the employer. The implementation of the method is carried out by means of an algorithm that allows increasing the objectivity of the evaluation of the curriculum, thereby improving the work on its adjustment, according to the requirements of employers. A mathematical model is also provided, with the help of which it is possible to determine which disciplines, and to which extent, is necessary to study by the student in order to master the required professional competence.

Keywords


conceptual model; management algorithm in the educational process; decision support system; competence; individual trajectory of learnin

Full Text

Сегодня в вузах России особое внимание уделяется развитию и улучшению качества высшего образования. Среди новых подходов к обучению все бóльшим интересом пользуется индивидуальный подход, когда потребностям, интересам и возможностям индивидуального учащегося придается больше внимания. Обучение, основанное на таком подходе, поможет сформировать студенту необходимые компетенции и профессиональные качества, отвечающие его личным запросам и требованиям работодателя, которые обеспечат успешное выполнение конкретных функций и задач, связанных с будущей работой студента [1]. На сегодняшний день обучение в вузах нашей страны построено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО (3++)). В данном стандарте указаны требования к реализации основных образовательных программ и компетенции, которые должен освоить выпускник вуза. Является важным, что ФГОС ВО (3++) учитывает право студентов самостоятельно выбирать некоторые дисциплины учебного плана, ориентируясь на свои личные потребности. В действительности же студентам сложно самостоятельно принимать решение о том, какие предметы выбрать и в каком объеме их изучать. Из-за отсутствия связи между тем, что нужно студенту, и тем, что требует работодатель, а также из-за отсутствия механизма, который помог бы студенту правильно выбрать дисциплины, существует проблема перехода к индивидуализации обучения студентов. Необходимо создать в вузах России благоприятные условия для предоставления обучающимся возможности выбора индивидуальных компетенций и соответствующих дисциплин в процессе обучения, чтобы максимально удовлетворить их потребности в получении качественного образования. Чтобы обучение, основанное на индивидуальном подходе, соответствовало ожиданиям о высоком уровне образования, университеты должны установить более тесные связи с работодателями, чтобы своевременно узнавать о требованиях работодателя к навыкам и умениям молодых специалистов, а также гарантировать, что специальность действительно сохраняет спрос на рынке труда [2]. В результате исследования установлено, что функциональное взаимодействие вузовской системы с производственной усложнено в связи со следующими проблемами. 1. Работодатели часто формируют либо узкие требования в виде конкретных функций, необходимых конкретному отделу, либо совсем общие требования. 2. Учебные планы подразумевают работу профессорско-преподавательского состава (ППС) с компетенциями, а не с требованиями, поэтому необходима экспертная группа на кафедре, которая бы приводила требования работодателя в сопоставимый для работы вуза вид. 3. Требования работодателей часто отличаются, поэтому вузу необходима настройка индивидуальной траектории обучения, которая бы работала в рамках общего образовательного процесса. 4. Работодатель не может определить, сколько надо часов на обучение какому-либо навыку и умению. Для налаживания связи между вузом и работодателем, а также для последовательной организации индивидуального обучения студентов в первую очередь необходимо создать информационную систему, которая поможет осуществить поддержку принятия решения при формировании рекомендуемого блока изучаемых компетенций для каждого студента, а затем поможет в составлении списка необходимых для изучения дисциплин [3]. На рис. 1 представлена концептуальная модель поддержки принятия решения при формировании индивидуальной траектории обучения в рамках общего образовательного процесса. Рис. 1. Концептуальная модель поддержки принятия решения при формировании индивидуальной траектории обучения Для работы информационной системы и индивидуализации обучения необходимо своевременное взаимодействие работодателя и вуза, а также учет всех заинтересованных сторон. Индивидуальный учебный план, составленный при помощи данной информационной системы, будет удовлетворять работодателя, вуз и студента. Учебный план содержит в себе набор компетентностных требований по дисциплинам. Рассмотрим формальную реализацию компетентностных требований в учебном плане подробнее [4]. Пусть Nb - множество базового набора компетенций, n - количество компетенций по ФГОС ВО (3++). Общее значение зачетных единиц, выделяемое на i-ю компетенцию в разных дисциплинах, можно представить в виде следующих уравнений: (1) где s - количество дисциплин а согласно учебному плану, в которых изучают соответствующие компетенции причем значение зачетных единиц для bi компетенции представляют соответствующую выборку по дисциплинам; n - количество компетенций. В общем виде формула будет иметь следующий вид: (2) При этом должно выполняться следующее ограничение: {Xb1, Xb2, …, Xbn} = 240 зачетных единиц (120 зачетных единиц для магистратуры). Теоретически учебный план подразумевает возможность расчета значения зачетных единиц на одну компетенцию. Этот показатель можно было бы сравнить с показателем значимости конкретного требования работодателей. Общий алгоритм реализации процесса соответствия показателей (требований работодателя и компетенций) в вузе и на предприятиях представлен на рис. 2 [5]. Рис. 2. Алгоритм процедуры утверждения набора компетентностных требований работодателей и реализации их в учебном плане вуза Такой подход к настройке учебного процесса в соответствии с меняющимися требованиями предприятий формализует процесс внедрения требований работодателя в учебный план, делая его более понятным и доступным для понимания. Алгоритм и модель, разработанные нами, позволят повысить эффективность осуществления процессов по формированию компетенций за счет предоставления доступной, комплексной и качественной поддержки в процессе принятия решений по формированию компетенций в дисциплинах.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Ильина Т. С., Полетайкин А. Н., Канев В. С. Модельно-инструментальный комплекс оценивания качества освоения образовательных программ студентами высшего учебного заведения // Разработка и применение фондов оценочных средств в рамках реализации образовательных программ : материалы 58-й межвузовской научно-методической конференции. 2017. С. 89-97.

Букалова А. Ю., Кривогина Д. Н., Харитонов В. А. Моделирование фило- и онтогенеза профессиональной подготовки современного инженера // Управление большими системами : материалы XII Всероссийской школы-конференции молодых ученых / под общ. ред. Д. А. Новикова, А. А. Воронина. 2015. С. 196-206.

Гольцова Е. В., Клековкин В. С., Гольцова О. Б. Анализ моделей оценки компетентности молодых специалистов // Научное обозрение. 2014. № 10-1. С. 311-313.

Гольцова Е. В., Клековкин В. С., Гольцова О. Б. Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов // Научное обозрение. 2014. № 8-1. С. 181-184.

Гольцова Е. В., Клековкин В. С., Гольцова О. Б. Методики актуализации компетентностных требований обучаемых с предприятиями оборонно-промышленного комплекса // Выставка инноваций - 2014 (осенняя сессия) : Cборник тезисов докладов XVIII Республиканской выставки-сессии студенческих инновационных проектов [Электронное научное издание]. 2014. С. 13-15.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2017-4-100-103

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2017 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)