The System of Management of Science, Innovations and High Technologies in the Process of Implementing the Sixth Technological Order

Galiakhmetov R.A., Galiakhmetova M.R., Fayzulin M.I.

Abstract


This paper examines the problems of forming a system of modern approaches to managing innovative processes in the Udmurt Republic, which, in addition to the main goals and objectives, should identify priority investment projects for enterprises, industry, defense industry and infrastructure development, reflect the ways of developing new activities and creating conditions for attracting companies in priority sectors of the economy. Ways of improving the efficiency of enterprises are proposed by increasing the labor productivity and introduction of new production technologies. The problems of the development of new technologies are clearly characterized and highlighted, such as: the outdated structure of innovative expenditures of enterprises aimed mainly at technical re-equipment; there are no links with enterprises, research organizations and universities, consulting firms, cooperation partners; the innovative infrastructure of the region is not fully developed; the problems of training personnel for scientific, scientific and technical, and innovative activities in the Udmurt Republic have not been resolved; it is not possible to systematically conduct scientific research on priority areas for the development of science, technology and technology related to the implementation of the Concept of the Social and Economic Development of the Udmurt Republic for 2015-2025; the complex of organizational and financial mechanisms of targeted development in the interests of the region's economy of scientific, scientific, technical and innovative activities has not been fully developed. Areas of implementation of program activities on promotion of innovations in the Udmurt Republic are outlined.

Keywords


innovations; the sixth technological structure; region; enterprise

Full Text

В настоящее время Удмуртская Республика находится на 11-м месте в рейтинге инновационного развития регионов Приволжского федерального округа, что вряд ли можно характеризовать как успешный показатель. Анализ состояния науки и инноваций в Удмуртской Республике дает возможность выделить проблемы, не позволяющие, на наш взгляд, говорить о системной динамичной работе по развитию новых технологий в регионе: - устаревшая структура инновационных расходов предприятий, направленных в основном на техперевооружение; - отсутствие связей с предприятиями, научно-исследовательскими организациями и университетами, консалтинговыми фирмами, партнерами по кооперации; - не развита в полной мере инновационная инфраструктура региона; - не решены проблемы подготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности в Удмуртской Республике; - не обеспечено системное проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией Концепции социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2015-2025 годы; - не в полной мере сформирован комплекс организационных и финансовых механизмов целевого развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в интересах экономики региона. Вышесказанное обусловливает актуальность формирования современных подходов к управлению инновационными процессами. Исходным моментом в формировании новых подходов к управлению развитием технологических укладов в Удмуртской Республике является «Стратегия социально-экономического развития УР до 2025 года», в которой помимо основных целей и задач определены приоритетные инвестиционные проекты предприятий, промышленности, ОПК и развитие инфраструктуры, отражены пути развития новых видов деятельности и создания условий привлечения компаний в приоритетные секторы экономики, предложены пути повышения эффективности деятельности предприятий за счет увеличения производительности труда, внедрения новых технологий производства [1]. Основная цель при этом предполагает обеспечение устойчивого роста инновационной экономики в республике. В качестве основных задач определены: - обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости в инновационном секторе экономики - промышленности, строительстве и ЖКХ, АПК; - создание условий для развития существующих и создания новых компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона; - обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона; - обеспечение в 2020 г. роста доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 50 %, и др. [2]. Основные направления формирования системы управления развития инновациями в Удмуртской Республике представляют из себя следующие мероприятия: - совершенствование нормативной базы; - проведение научных исследований в интересах экономики региона; - развитие организационных и финансовых механизмов; - развитие инновационной инфраструктуры; - подготовка кадров для инновационной деятельности; - разработка и реализация инновационных проектов; - развитие инновационных кластеров в регионе. В качестве приоритетов в системе управления инновациями определены: - федеральная инновационная политика; - региональная инновационная политика. Инструментами реализации при этом являются: - программы инновационного развития госкомпаний; - инновационные кластеры; - технологические платформы [3]. Отраслевыми приоритетами инновационного развития в Удмуртской Республике считаются традиционные отрасли - приборостроение, оружейная, АПК, ракетостроение; но актуально рассмотрение вытекающих из анализа приоритетных направлений развития науки, технологий и техники новых секторов: - биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; - биомедицинские и ветеринарные технологии; - геномные, протеомные и постгеномные технологии; - клеточные технологии; - компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий; - технологии биоинженерии; - технологии диагностики наноматериалов и наноустройств; - технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам; - технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов; - технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта; - технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения; - технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств; - технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии; - технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе. В качестве стадий инновационного процесса могут быть определены следующие: 1. Фундаментальные исследования, развивающиеся в основном за счет федерального бюджета, МОН (вузы), ФАНО (ФТИ, ИМ), РФФИ, РГНФ, региональное софинансирование. 2. Прикладные НИР и НИОКР, финансируемые за счет ФЦП (Постановление 218), республиканского бюджета (50 %), средств предприятий (50 %) [4]. 3. Опытное производство, реализуемое в основном за счет средств предприятий. 4. Серийное производство. Направления реализации программных мероприятий по продвижению инноваций в Удмуртской Республике: - комплексные исследования экономического, социального, политического и историко-культурного развития Удмуртской Республики в современных условиях; - разработка основ формирования новых технологий на основе результатов фундаментальных исследований [5]; - разработка научных основ создания новой техники и технологий в высокотехнологичных отраслях промышленности Удмуртской Республики; - разработка и принятие комплекса нормативно-правовой документации, обеспечивающей развитие науки в Удмуртской Республике; - формирование программы развития кадрового потенциала в Удмуртской Республике (рисунок). Таким образом, вышеизложенное, на наш взгляд, позволяет более логично и обоснованно подойти к созданию системы и повышению эффективности управления инновационными процессами в регионе. Механизм формирования и реализации инновационных процессов

Galleys

PDF (Русский)
References References

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации : Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899.

Рогозин Д. О. Рост производительности труда - главный фактор устойчивого развития России после 2020 года // Национальная оборона. 2017. № 11. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/exclusive/2014/ 0813/180013394/detail.shtml (дата обращения: 11 ноября 2017 г.).

Файзулин М. И. Продвижение инноваций в сфере оборонно-промышленного комплекса. М. ; Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2017. 76 с.

О стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года : Закон Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ (в ред. законов Удмуртской Республики от 10.04.2015 № 15-РЗ, от 08.12.2016 № 83-РЗ).

Одегов Ю. Г., Галиахметов Р. А., Абдурахманов К. Х., Галиахметова М. Р. Маркетинг персонала : монография. Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2015. 348 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-27-29

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2018 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)