Непрерывное профессиональное развитие преподавателя в формате массовых открытых онлайн-курсов

Авторы

  • И. А. Кузнецова Удмуртский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-109-115

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное развитие, повышение квалификации, МООК, преподавание английского как иностранного

Аннотация

Проблемы профессионального развития преподавателей могут быть рассмотрены с точки зрения двух не всегда совпадающих позиций: с одной стороны, формальное повышение квалификации, подтвержденное сертификатом/удостоверением и предписанное системой, с другой - повышение квалификации как непрерывный процесс профессионального и личностного роста самого педагога. Второй подход стал предметом изучения в рамках данной статьи. Изучение литературы показало, что не существует готовых стратегий, наборов опций, которые обеспечили бы эффективное профессиональное развитие без локализации, т. е. учета предыдущего опыта преподавателя, а также особенностей контекста, в котором он работает. Ключевыми условиями для данного рода локализации должны стать: непрерывность профессионального развития, его контекстность, социальность и ориентация на исследование и познание. В последние годы появился формат, который обеспечивает реализацию всех вышеобозначенных условий - массовые открытые образовательные курсы (МООК), разработанные специально для преподавателей английского языка. В данной статье через анализ личного опыта участия в двух массовых открытых онлайн-курсах и через изучение лучших практик рассматриваются возможности МООК для успешной реализации системы непрерывного профессионального развития педагога (НПРП), разработанной экспертами Британского Совета. Рассматриваемый контекст - профессиональное сообщество преподавателей английского языка. Анализируются релевантные практики и условия эффективного непрерывного профессионального развития преподавателя в формате МООК.

Биография автора

И. А. Кузнецова, Удмуртский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки), Институт языка и литературы

Библиографические ссылки

Borg S. Contemporary perspectives on continuing professional development. British Council Publications, 2015.

Braddock P. Teaching for success // Teach english, 2016. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/ sites/teacheng/files/TFS_webinar_presentation.pdf (дата обращения: 26.01.1979).

Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing schools systems come out on top. McKinsey & Company, 2007.

Российская система образования глазами россиян / Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2010. URL: http://www.old.wciom.ru/ fileadmin/news/2010/obrazovanie.pdf (дата обращения: 12.12.2017).

Учитель - это звучит?. / Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 3483. 04.10.2017. URL: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116431 (дата обращения: 12.12.2017).

Borg S. Указ. соч.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы. М. : Изд-во МГЛУ, 2003.

Continuing Professional Development (CPD) Framework for teachers // Teachenglish. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/ CPD%20framework%20for%20teachers_WEB.PDF (дата обращения: 01.12.2016).

Barak M., Watted A., Haick H. Motivation to learn in massive open online courses: Examining aspects of language and social engagement // Computers & Education. 2016. Vol. 94, pp. 49-60. URL: https://doi.org/ 10.1016/j.compedu.2015.11.010 (дата обращения: 16.01.2018).

Shaping the Way We Teach English // Cours era. URL: https://www.coursera.org/course/shaping1landscape (дата обращения: 26.11.2015).

Куликова Э. А. Взаимопосещение уроков как один из способов повышения педагогического мастерства // Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. 2013. №. 7. C. 88-92.

Shaping the Way We Teach English // Cours era. URL: https://www.coursera.org/course/shaping1landscape (дата обращения: 26.11.2015).

Secret Teacher: schools have got lesson observations all wrong // The Guardian. 2013. August 10. URL: https://www.the guardian.com/teacher-network/teacherblog/2013/aug/10/secret-teacher-lesson-observationsplaying-the-system (дата обращения: 14.12.2016).

Teach English Now! Foundational Principles // Cours era. URL: https://www.coursera.org/learn/english-principles (дата обращения: 13.12.2015).

Там же.

Загрузки

Опубликован

02.04.2018

Как цитировать

Кузнецова, И. А. (2018). Непрерывное профессиональное развитие преподавателя в формате массовых открытых онлайн-курсов. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(1), 109–115. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-109-115

Выпуск

Раздел

Статьи