Таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата в техническом вузе

Авторы

  • А. Б. Искандерова ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • Е. Г. Булатова ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-123-127

Ключевые слова:

компетенция, математические компетенции, виды математических компетенций, модель формирования математических компетенций студента бакалавриата технического вуза

Аннотация

Современное высшее образование РФ основано на модели подготовки студентов, ориентированной на развитие его активности, способности принимать решение и нести ответственность за сделанный выбор. Обсуждается вопрос, что результаты обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) представлены в терминах компетентностного подхода, и поэтому их невозможно измерить. Отсутствие измерителей результатов подготовки студентов по дисциплине «математика» не позволяет установить соответствие подготовки будущего бакалавра заданным требования ФГОС. Представлена таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата в техническом вузе, перечень которых разработан методом групповых экспертных оценок. Модель предусматривает формирование трех групп математических компетенций: базовых, методологических, креативных. Каждая группа математических компетенций представлена деятельностными и когнитивными составляющими. Иерархическая структура математических компетенций соответствует модели их формирования. Предложенный перечень математических компетенций является обобщенным. Для реализации целей диагностики степени сформированности компетенции необходимо конкретизировать их в контексте определенной темы дисциплины. Рассмотренная модель математических компетенций позволяет конкретизировать цели обучения, формулировать рекомендации для оптимального формирования системы компетенций, оптимизировать процесс обучения студентов.

Биографии авторов

А. Б. Искандерова, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Профессиональная педагогика»

Е. Г. Булатова, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Физика и оптотехника»

Библиографические ссылки

Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы интенсификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в ХХI века). СПб. ; М. ; Кострома : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; КГУ им. Н. А. Некрасова ; Смольный университет РАО, 2007. 150 с.

Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/ 00121542-subetto.pdf (дата обращения: 24.01.2018).

Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образования сегодня. 2017. № 1. С. 9-16.

Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

Зеер Э. Ф. Научно-методологическое обеспечение содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода // Материалы науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы готовности выпускника ссуза к профессиональной деятельности». Ижевск : Проект, 2006. С. 3-8.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Вопросы образования сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования : материалы XIV Всерос. конф., кн. 2. М., 2004. С. 6-12.

Хуторской А. В. 12 ошибок ФГОС // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1-14.

Планы по ФГОС. Бакалавриат. URL: http://www.istu.ru/uchebnyj-protsess/normbase (дата обращения; 24.01.2018).

Загрузки

Опубликован

02.04.2018

Как цитировать

Искандерова, А. Б., & Булатова, Е. Г. (2018). Таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата в техническом вузе. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(1), 123–127. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-123-127

Выпуск

Раздел

Статьи