Analysis of Average per Capita Pension Security in the Regions of the Russian Federation and the Methodology for Differentiated Territorial Pension Indexation

Volkova T.G.

Abstract


The current pension reform of the Russian Federation requires in the course of its implementation an assessment of a number of indicators that characterize its effectiveness. Among the indicators, we consider it expedient to single out the pension replacement ratio, which reflects the average per capita pension security. This indicator was put into operation in 1919 with a view to non-violent ways of resolving the existing social conflicts by the International Labor Organization (ILO) Convention No. 102 “On Minimum Standards of Social Security”. This coefficient establishes norms for the payment of pensions for old age, disability and the loss of a bread-winner in relation to the level of wages. The analysis of the substitution coefficient for the Udmurt Republic (UR) and the RF revealed the following: while the average salary in Russia is consistently higher than in the UR, the average pension is practically at the average Russian level and even slightly higher. This leads to the fact that the replacement factor for the UR is about 0.5 (which is higher than the Convention’s 0.4), and on average in Russia this coefficient does not exceed 0.35. Based on this fact, we can state that the level of pension provision in UR, despite the rather low level of wages, is above the average for the Russian Federation. Thus, we consider it advisable to conduct a comparative analysis of the level of pensions in the regions of the Russian Federation using this ratio. A comparative analysis of the regional replacement rate was conducted for all regions and the Russian Federation as a whole, based on the official indices of the average labor pension and the average wage level. The analysis showed that in about a third of all RF subjects the coefficient is below the established minimum ILO. In this regard, we consider it expedient to ensure compliance with the requirements of ILO Convention No. 102 “On Minimum Standards of Social Security” in these regions. The proposed Methodology of differentiated territorial pension indexation will make it possible to approach these requirements in the whole of the Russian Federation. It is recommended to use the replacement coefficient regional. Such a measure, in our opinion, will help raise the percentage of indexation in the most problematic regions, from the point of view of the replacement rate, and more effectively raise the lowest pensions in the regions, and also reduce the costs of the FIU for indexation.

Keywords


replacement rate; pension indexation; average regional pension

Full Text

Введение Проводимая сегодня реформа пенсионной системы РФ требует в процессе своего осуществления оценки ряда показателей, характеризующих ее эффективность. Попытки оценить эту эффективность делались в разные периоды неоднократно в работах разных авторов [1-3]. Среди таких показателей считаем целесообразно выделить «пенсионный коэффициент замещения», отражающий среднедушевую пенсионную обеспеченность. Данный показатель был введен в действие в 1919 г. с целью ненасильственного пути разрешения существующих социальных конфликтов Международной организацией труда (МОТ) Конвенцией № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [4]. Этот коэффициент устанавливает нормы выплаты пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца относительно уровня зарплаты и рассчитывается как (1) где - коэффициент замещения; - средний размер пенсии; - средний размер заработной платы. В Конвенции утверждено, что как эквивалент замещения пенсионных прав должен составлять не менее 40 % (0,4) от уровня обеспечения гражданина в трудоспособный период [5]. Данный показатель широко используется для оценки уровня пенсионного обеспечения в разных странах мира [6, 7]. Проведенный нами ранее анализ коэффициента замещения по УР и РФ выявил следующее: несмотря на то, что средняя по РФ зарплата стабильно выше, чем по УР, средняя пенсия при этом практически находится на среднероссийском уровне и даже немного выше. Это приводит к тому, что по УР составляет около 0,5 (что выше принятого Конвенцией - 0,4), а в среднем по РФ данный коэффициент не превосходит 0,35! Опираясь на данный факт, можно констатировать, что уровень пенсионного обеспечения в УР, несмотря на достаточно низкий уровень зарплат, является выше среднего по РФ [8, 9]. Таким образом, считаем целесообразным проведение сравнительного анализа уровня пенсионного обеспечения по регионам РФ с использованием данного коэффициента: (2) где - коэффициент замещения региональный; - средний размер пенсии по региону; - средний размер заработной платы по региону. Данный коэффициент показывает, какую долю средней зарплаты по региону компенсирует расчетная средняя трудовая пенсия по региону. Также этот коэффициент считаем целесообразным сравнить с подобным коэффициентом по РФ: (3) где - коэффициент замещения по РФ; - средний размер пенсии по РФ; - средний размер заработной платы по РФ. При этом более точную оценку эффективности пенсионного обеспечения в РФ и регионах можно получить, используя коэффициент замещения, рассчитанный с использованием средней реальной индексированной пенсии (). Анализ среднедушевой пенсионной обеспеченности в регионах РФ Нами был просчитан и проведен сравнительный анализ регионального коэффициента замещения по всем регионам и РФ в целом исходя из официальных показателей средней трудовой пенсии и среднего уровня зарплаты. За основу расчетов были взяты официальные данные Федеральной службы статистики [10]. Полученные показатели были разделены в две таблицы. В табл. 1 представлены регионы, имеющие коэффициент замещения в 2017 г. выше рекомендуемого значения 0,4, причем таких субъектов оказалось большинство. В табл. 2 представлены регионы с коэффициентом замещения ниже 0,4 - это немногочисленные субъекты с достаточно высоким уровнем зарплаты, но и с высоким региональным уровнем прожиточного минимума. Анализ таблиц показал, что примерно в трети всех субъектов РФ данный коэффициент ниже установленного минимума МОТ (0,4). И даже среднее по РФ значение коэффициента (0,34) этот минимум не превышает. В связи с этим считаем целесообразным обеспечить выполнение требования Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» в этих регионах. Методика дифференцированной территориальной пенсионной индексации Предлагаемая методика дифференцированной территориальной пенсионной индексации позволит приблизиться к выполнению этих требований на территории РФ. При этом рекомендуется использовать коэффициент замещения региональный (см. формулу (2)). Если этот показатель будет меньше, чем 0,4 (требование Конвенции), то регион будет считаться регионом с пенсионным обеспечением ниже требуемого уровня, и плановую индексацию в этом регионе рекомендуется проводить в полном объеме, т. е. по всем пенсионерам данного вида. Если этот показатель будет больше, чем 0,4, то регион будет считаться регионом с пенсионным обеспечением выше требуемого уровня, и плановую индексацию рекомендуется проводить дифференцировано, т. е. только по индивидуальным пенсиям определенного вида, удовлетворяющим следующему условию: где - пенсия индивидуальная. Таблица 1. Регионы с коэффициентом замещения в 2017г. выше 0,4 Заработная плата средняя Средняя пенсия Коэффициент замещения Прожиточный минимум 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2017 Российская Федерация1) 30141,26 32629,12 34012,27 36740,23 39147,75 9154 10030 10889 12081 13323 0,304 0,307 0,320 0,329 0,340 10328 Центральный федеральный округ 36608,03 40154,76 41899,69 46032,28 48335,41 9201 10095 10961 12178 13456 0,251 0,251 0,262 0,265 0,278 Белгородская область 22240,73 23974,68 25363,51 26868,73 29077,33 8777 9635 10456 11639 12984 0,395 0,402 0,412 0,433 0,447 8371 Брянская область 19145,81 20811,89 21634,19 22858,89 24411,47 8578 9315 10145 11266 12477 0,448 0,448 0,469 0,493 0,511 9279 Воронежская область 22203,52 24004,18 25035,32 26758,03 28338,28 8502 9285 10049 11148 12371 0,383 0,387 0,401 0,417 0,437 8034 Ивановская область 18935,28 20562,03 21218,94 22122,03 23172,51 8790 9592 10366 11489 12686 0,464 0,466 0,489 0,519 0,547 9488 Костромская область 19230,08 20881,67 21712,33 22959,21 24277,92 8670 9473 10258 11379 12623 0,451 0,454 0,472 0,496 0,520 9291 Курская область 21099,08 23160,83 23854,9 25309,43 27230,39 8271 9048 9818 10915 12165 0,392 0,391 0,412 0,431 0,447 8476 Липецкая область 21626,73 23486,02 24519,36 26064,83 28472,41 8584 9404 10200 11350 12604 0,397 0,400 0,416 0,435 0,443 8313 Орловская область 19168,71 20803,84 21660,72 22920,41 24658,71 8856 9639 10490 11642 12883 0,462 0,463 0,484 0,508 0,522 8932 Республика Карелия 27747,95 29283,46 30320,21 32586,97 34925,03 11226 12326 13374 14870 16386 0,405 0,421 0,441 0,456 0,469 12813 Архангельская область 30239,33 33151,33 35491,86 38360,73 40565,75 11437 12555 13628 15162 16578 0,378 0,379 0,384 0,395 0,409 11380 Вологодская область 24976,21 26764,41 27299,01 29366,55 31595,69 9414 10309 11169 12408 13755 0,377 0,385 0,409 0,423 0,435 10234 Новгородская область 23234,33 25166,51 26267 27848,39 29184,82 8971 9821 10643 11822 13104 0,386 0,390 0,405 0,425 0,449 9886 Псковская область 19769,61 20882,93 21439,94 22274,07 23323,09 8710 9520 10300 11432 12616 0,441 0,456 0,480 0,513 0,541 10184 Южный федеральный округ 22518,3 24477,68 25250,88 27114,94 28676,86 8445 9216 9964 11041 12224 0,375 0,377 0,395 0,407 0,426 Республика Адыгея 19010,45 20801,42 21838,39 22986,28 24221,43 8115 8846 9568 10600 11696 0,427 0,425 0,438 0,461 0,483 8579 Республика Калмыкия 17648,9 19383,8 20065,52 21126,74 23152,14 7877 8598 9320 10306 11337 0,446 0,444 0,464 0,488 0,490 8551 Волгоградская область 21171,28 23932,56 24121,05 25748,57 27895,65 8643 9427 10204 11305 12566 0,408 0,394 0,423 0,439 0,450 8720 Ростовская область 21618,42 23476,7 24548,62 26640,47 28212,95 8442 9204 9943 10995 12122 0,391 0,392 0,405 0,413 0,430 9262 Северо-Кавказский федеральный округ1) 19611,88 21263 21803,82 22962,21 24342,72 7705 8482 9238 10216 11257 0,393 0,399 0,424 0,445 0,462 Республика Дагестан 17179,02 19397,53 19046,02 19950,71 21796,79 7050 7794 8520 9406 10298 0,410 0,402 0,447 0,471 0,472 9463 Республика Ингушетия 21452,26 21909,94 21784,21 21523,92 22085,46 7116 8103 9141 10159 11123 0,332 0,370 0,420 0,472 0,504 8975 Кабардино-Балкарская Республика 18267,31 19697,73 20524,36 21486 22186,25 7391 8049 8695 9550 10499 0,405 0,409 0,424 0,444 0,473 10570 Карачаево-Черкесская Республика 17950,74 19830,96 20523,79 21447,33 23071,65 7964 8693 9378 10329 11310 0,444 0,438 0,457 0,482 0,490 9052 Республика Северная Осетия -Алания 19493,27 20316,66 21036,49 22083,48 24051,05 8246 9003 9739 10772 11868 0,423 0,443 0,463 0,488 0,493 8742 Чеченская Республика 21678,06 22163,53 22100,68 22549,68 23128,81 7558 8509 9402 10411 11631 0,349 0,384 0,425 0,462 0,503 9542 Ставропольский край 20711,52 22557,32 23676,69 25383,56 26904,16 8240 8995 9726 10803 11957 0,398 0,399 0,411 0,426 0,444 8248 Приволжский федеральный округ 22526,62 24642,45 25777,91 27289,67 29189,7 8672 9497 10304 11452 12726 0,385 0,385 0,400 0,420 0,436 Республика Башкортостан 22464,68 24647,03 25877,23 27818,29 30134,05 8611 9438 10266 11420 12767 0,383 0,383 0,397 0,411 0,424 8611 Республика Марий Эл 18573,92 20512,09 22007,68 23270,27 25700,01 8107 8880 9645 10698 11873 0,436 0,433 0,438 0,460 0,462 9366 Республика Мордовия 18050,44 20097,91 22095,12 23344,4 24907,5 8190 8961 9721 10801 12030 0,454 0,446 0,440 0,463 0,483 7824 Удмуртская Республика 21451,48 23701,83 25281,19 26640,08 29145,84 8908 9759 10611 11780 13024 0,415 0,412 0,420 0,442 0,447 8453 Чувашская Республика 19449,58 20858,32 21341,69 22754,85 24559,3 8207 9007 9794 10901 12217 0,422 0,432 0,459 0,479 0,497 8236 Кировская область 19324,99 20931,08 21976,81 23632,23 24989,52 8917 9762 10575 11756 13036 0,461 0,466 0,481 0,497 0,522 9627 Нижегородская область 23783,88 25948,83 26790,34 28253,94 30587,35 8982 9842 10675 11870 13140 0,378 0,379 0,398 0,420 0,430 8739 Оренбургская область 21524,08 23531,48 24935,51 26127,53 27484,15 8336 9128 9882 10976 12251 0,387 0,388 0,396 0,420 0,446 8706 Пензенская область 20649,05 22418,02 23379,94 25421,68 26576,78 8398 9159 9919 11008 12218 0,407 0,409 0,424 0,433 0,460 8326 Окончание табл. 1 Заработная плата средняя Средняя пенсия Коэффициент замещения Прожиточный минимум 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2017 Самарская область 23446,01 25941,46 27276,95 28516,56 30322,65 8956 9806 10620 11809 13087 0,382 0,378 0,389 0,414 0,432 9400 Саратовская область 20499,25 22002,02 22541,1 23517,63 24714,02 8346 9107 9841 10927 12157 0,407 0,414 0,437 0,465 0,492 8222 Ульяновская область 19175,72 21096,05 22795,7 24431,43 26182,71 8405 9185 9952 11043 12238 0,438 0,435 0,437 0,452 0,467 9619 Уральский федеральный округ 34891,82 37427,72 39272,12 41733,65 43952,41 9815 10794 11751 13090 14437 0,281 0,288 0,299 0,314 0,328 Курганская область 19504,53 21111,27 21896,98 23378,99 25329,77 8439 9214 9989 11077 12305 0,433 0,436 0,456 0,474 0,486 9220 Сибирский федеральный округ 26509,16 28348,24 29594,19 31335,54 33821,72 9091 9942 10808 11986 13207 0,343 0,351 0,365 0,383 0,390 Республика Алтай 20577,57 22293,95 22721,47 23994,86 25814,36 8281 8961 9810 10807 11825 0,402 0,402 0,432 0,450 0,458 9405 Алтайский край 18116,93 19456,93 19959,76 21039,44 22733,49 8498 9258 10063 11073 12252 0,469 0,476 0,504 0,526 0,539 9452 Кемеровская область 25352,37 26728,59 28227,97 29823,47 32764,56 9139 10008 10891 12108 13337 0,360 0,374 0,386 0,406 0,407 8879 Крымский федеральный округ … … 11638 Республика Крым … 25265,17 26313,28 … 11460 12099 0,454 0,460 9126 г. Севастополь … 26865,86 27409,86 … 12544 13232 0,467 0,483 9713 Таблица 2. Регионы с коэффициентом замещения в 2017г. ниже 0,4 Заработная плата средняя Средняя пенсия Коэффициент замещения Прожиточный минимум 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017 2017 Российская Федерация1) 30141,26 32629,12 34012,27 36740,23 39147,75 9154 10030 10889 12081 13323 0,304 0,307 0,320 0,329 0,340 10328 Центральный федеральный округ 36608,03 40154,76 41899,69 46032,28 48335,41 9201 10095 10961 12178 13456 0,251 0,251 0,262 0,265 0,278 Московская область 35944,07 39050,58 40392,48 43466,61 46657,77 9825 10816 11751 13020 14308 0,273 0,277 0,291 0,300 0,307 12156 г. Москва 56259,38 61357,35 64410,03 71129,04 73152,77 9845 10851 11790 13095 14410 0,175 0,177 0,183 0,184 0,197 16160 Северо-Западный федеральный округ 32860,8 35474,51 37626,24 41024,4 44686,16 10361 11331 12288 13624 14922 0,315 0,319 0,327 0,332 0,334 Республика Коми 37320,4 39750,13 40765,43 43435,08 45459,69 11643 12800 13925 15484 16945 0,312 0,322 0,342 0,356 0,373 12539 Ненецкий автономный округ 62508,25 66746,19 70987,93 71570,88 74187,61 14076 15499 16965 18875 20589 0,225 0,232 0,239 0,264 0,278 20622 Ленинградская область 29560,3 32114,93 33801,77 35859,8 38766,84 9408 10315 11230 12439 13717 0,318 0,321 0,332 0,347 0,354 9628 Мурманская область 39967,49 42862,16 45544,33 48707,18 51451,65 12497 13749 14941 16635 18123 0,313 0,321 0,328 0,342 0,352 13787 г. Санкт-Петербург 37569,71 40675,68 43695,06 48715,47 54321,21 10547 11470 12426 13739 14924 0,281 0,282 0,284 0,282 0,275 10792 Уральский федеральный округ 34891,82 37427,72 39272,12 41733,65 43952,41 9815 10794 11751 13090 14437 0,281 0,288 0,299 0,314 0,328 Тюменская область 50981,34 54470,8 56810,46 60593,36 63800,67 11841 13074 14247 15888 17294 0,232 0,240 0,251 0,262 0,271 10197 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 54504,17 57898,33 60269,55 63657,86 66344,64 13830 15232 16553 18358 19887 0,254 0,263 0,275 0,288 0,300 14135 Ямало-Ненецкий автономный округ 69447,65 74502,47 77539,84 83860,39 89914,78 13943 15332 16672 18446 19933 0,201 0,206 0,215 0,220 0,222 15946 Сибирский федеральный округ 26509,16 28348,24 29594,19 31335,54 33821,72 9091 9942 10808 11986 13207 0,343 0,351 0,365 0,383 0,390 Республика Бурятия 25997,17 27803,28 28736,82 30244,2 32090,32 8535 9337 10158 11251 12441 0,328 0,336 0,353 0,372 0,388 9563 Забайкальский край 27100,08 29152,94 30864,13 32756,68 34889,17 8389 9180 10024 11171 12380 0,310 0,315 0,325 0,341 0,355 10590 Красноярский край 31675,38 34072,67 35736,59 38103,45 40826,66 9841 10782 11707 12994 14226 0,311 0,316 0,328 0,341 0,348 11043 Иркутская область 29236,15 31407,34 32625,08 34898,92 37549,74 9425 10319 11243 12483 13745 0,322 0,329 0,345 0,358 0,366 9825 Новосибирская область 25588,58 27332,68 28142,63 29862,95 33003,18 8998 9838 10677 11859 13086 0,352 0,360 0,379 0,397 0,397 10316 Дальневосточный федеральный округ 37319,43 40653,16 42876,52 46071,06 49030,94 10771 11830 12875 14302 15618 0,289 0,291 0,300 0,310 0,319 Республика Саха (Якутия) 46222,02 50794,24 54150,36 58474,11 61993,83 12539 13779 15011 16640 18005 0,271 0,271 0,277 0,285 0,290 16559 Камчатский край 48369,69 52882,79 56217,5 60387,53 66497,69 14244 15658 17016 18860 20370 0,294 0,296 0,303 0,312 0,306 19220 Приморский край 29818,35 32440,61 33818,56 36114,73 37983,86 9326 10224 11125 12362 13593 0,313 0,315 0,329 0,342 0,358 12158 Хабаровский край 33827,53 36260,21 38066,92 41136,3 42766,94 10650 11697 12716 14123 15446 0,315 0,323 0,334 0,343 0,361 12954 Амурская область 29893,91 32260,83 31862,48 33129,46 37364,56 9157 10046 10947 12172 13472 0,306 0,311 0,344 0,367 0,361 11099 Магаданская область 57048,64 61552,43 64961,88 68492,35 74809,07 14571 16022 17456 19361 20666 0,255 0,260 0,269 0,283 0,276 17635 Сахалинская область 48489,67 54533,04 61216,98 66265,39 69007,78 12269 13495 14700 16344 17787 0,253 0,247 0,240 0,247 0,258 13329 Еврейская автономная область 27159,85 29291,71 30763,52 31967,04 34519,3 8860 9701 10561 11757 12967 0,326 0,331 0,343 0,368 0,376 12161 Чукотский автономный округ 70223,54 76203,63 78804,4 85686,21 92579,18 16843 18562 20132 22287 23486 0,240 0,244 0,255 0,260 0,254 20149 Для объективной оценки изменения размера пенсий мы предложили использовать коэффициент реальной индексации страховых пенсий (см. формулу (3)): (4) где - коэффициент реальной индексации; - % индексации пенсий определенного вида, %; - % годовой инфляции, %. Данный коэффициент дает возможность определить реальное изменение пенсий определенного вида за счет влияния инфляции и пенсионной индексации и позволяет рассчитать реальный размер пенсии в зависимости от показателей индексации и инфляции на соответствующий год [11]. Выводы Таким образом, в данном регионе индексация затронет только тех пенсионеров, которые имеют пенсии, не превышающие их средний региональный размер. Такая мера, по нашему мнению, поможет улучшить пенсионную обеспеченность в самых проблемных, с точки зрения коэффициента замещения, регионах (табл. 2) и более эффективно повысить в процессе дифференцированной индексации самые невысокие в регионах, представленных в табл. 1, пенсии. В дальнейших исследованиях планируется продолжить изучение данной проблемы и рассмотреть перспективы реализации данных предложений на примере Удмуртской Республики.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Хить Л. В. Комплексная оценка эффективности пенсионной системы как приоритетное направление социально-экономической политики России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 271-274.

Михайлова С. С., Раднаева Т. М. Анализ системы показателей эффективности функционирования пенсионного обеспечения // Вестник Бурятского госуниверситета. 2011. № 2. С. 180-186.

Герман Ю. А. Проблемы оценки эффективности пенсионной системы // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 6. С. 22-27.

Официальный сайт Международной организации труда. URL: http://www.ilo.org.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).

Официальный сайт Пенсионного фонда России. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).

Stalebrink J. Public pension funds and assumed rates of return: an empirical examination of public sector defined benefit pension plans. American review of public administration, 2014, no. 1(44), pp. 92-111.

Волкова Т. Г. Об усилении роли концепций реформирования зарубежных пенсионных систем в проведении пенсионной реформы РФ // Вестник ИжГТУимени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 4. С. 55-60. doi: 10.22213/2413-1172-2017-4-55-60

Волкова Т. Г. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ в 2011-2016 гг. и оценка показателей функционирования пенсионной системы в РФ//Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 3. С. 67-70. doi: 10.22213/2413-1172-2017-3-67-70

Волкова Т. Г. Некоторые методологические аспекты инструментария оценки эффективности индексации пенсионных выплат и анализ показателей пенсионного обеспечения в РФ и регионах (на примере Удмуртской Республики) // Горизонты экономики. 2017. № 5(38). С. 71-77.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).

Волкова Т. Г. Некоторые методологические аспекты инструментария оценки эффективности индексации пенсионных выплат и анализ показателей пенсионного обеспечения в РФ и регионах (на примере Удмуртской Республики) // Горизонты экономики. 2017. № 5(38). С. 71-77.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2018-2-68-74

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2018 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)