Full Text
Введение Инвестиции играют значительную роль в функционировании и развитии любого предприятия, являются мощным толчком для достижения конкурентных преимуществ. С их помощью у предприятия появляется возможность заменить изношенную технику и оборудование, внедрить новые технологии, увеличить производственные мощности, обеспечить выход на рынок новых видов товаров и услуг. Более подробно основные цели инвестирования предприятий в основной капитал представлены на рис. 1 [1]. Многие предприятия не могут осуществить значительные инвестиционные вложения за счет собственных средств. Возникает проблема в поиске инвесторов, которая является весьма актуальной. С 2014 г. Российская Федерация не входит в топ 25 привлекательных для инвестирования стран [2], в результате чего приток инвестиций в предприятия находится на достаточно низком уровне. Можно предположить, что одной из причин данного положения, помимо нестабильной экономической и геополитической обстановки в стране, является проблема отсутствия методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, позволяющей инвестору всесторонне оценить объект инвестирования, располагая при этом всей необходимой информацией. Метод исследования Ранее авторами был разработан метод оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытых данных (табл. 1) [3]. Метод основан на оценке системы показателей, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и бизнес-развитие предприятия, используя при этом данные из открытых информационных источников. Предлагаемый состав показателей наиболее соответствует целям оценки инвестиционной привлекательности предприятия и позволяет отразить наиболее значимые для инвесторов факторы, влияющие на их решение о будущем вложении средств. В связи с тем, что в данном методе присутствуют количественные и качественные показатели, для их упорядочения введена балльная система оценок (табл. 2). Она подразумевает присвоение качественным показателям соответствующего балла в зависимости от их характеристики. Рис. 1. Цели инвестирования в основной капитал Таблица 1. Группы факторов и показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытых данных Фактор инвестиционной привлекательности Показатели Финансовое состояние предприятия Коэффициент автономии Коэффициент текущей ликвидности Рентабельность активов, % Рентабельность продаж по чистой прибыли, % Рентабельность собственного капитала, % Рыночное окружение предприятия Инвестиционный климат региона Доля инвестиций в отрасль в общем объеме инвестиций страны Географический рынок сбыта продукции Степень конкуренции на рынке Бизнес-развитие предприятия Доля государственной собственности в уставном капитале Финансовая прозрачность и раскрытие информации Дивидендные выплаты Длительность работы на рынке Участие в конкурсах, наличие наград и званий На основе предложенной информации представляется возможным расчет итогового показателя инвестиционной привлекательности предприятия. Его расчет производится по следующей формуле: (1) где I - итоговый показатель инвестиционной привлекательности предприятия; n - число параметров, участвующих в оценке инвестиционной привлекательности; - вес i-го параметра в общем наборе показателей; - единичный показатель инвестиционной привлекательности по i-му параметру. Таблица 2. Интерпретация шкал балльной оценки показателей инвестиционной привлекательности Показатели Балл 1 2 3 4 5 Оценка рыночного окружения предприятия Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие (рейтинг РА «Эксперт») Низкий потенциал Незначительный потенциал Средний потенциал Высокий потенциал Максимальный потенциал Доля инвестиций в отрасль в общем объеме инвестиций страны Менее 1 % 1-2 % 2-3 % 3-4 % Более 4 % Географический рынок сбыта продукции Местный Региональный Российский Страны СНГ и Азии Зарубежный Степень конкуренции на рынке Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Оценка бизнес-развития предприятия Доля государственной собственности в уставном капитале Более 25 % От 10 до 25 % От 5 до 10 % До 5 % Отсутствует Финансовая прозрачность и раскрытие информации Отчетность не публикуется Трудность в получении информации Информация раскрывается нерегулярно Информация раскрывается частично Раскрытие предусмотренной законодательством отчетности в СМИ и в сети Интернет Дивидендные выплаты за последний финансовый год Дивиденды не выплачивались Дивиденды выплачивались в незначительном количестве Средний уровень дивидендных выплат Высокий уровень дивидендных выплат Очень высокий уровень дивидендных выплат Участие в конкурсах, наличие наград и званий В конкурсах не участвовало, наград нет Активное участие в конкурсах, наград нет Активное участие в конкурсах, одна награда Неоднократный участник и победитель российских конкурсов Неоднократный участник и победитель международных конкурсов Расчет единичных показателей производится по следующим формулам: (2) (3) где qi - единичный показатель инвестиционной привлекательности по i-му параметру; Pi - величина i-го параметра для анализируемого предприятия; - величина i-го параметра для предприятия образца. Из формул (2) и (3) берется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра оцениваемого предприятия. Экспериментальная часть Перейдем к непосредственной апробации метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытой информации. Для апробации были выбраны предприятия пищевой промышленности, а именно производители макаронных изделий: АО «Макфа», ОАО «Байсад-Кашира», ОАО «Омская макаронная фабрика», ОАО «Алтайские макароны». Вся необходимая информация была получена из открытых и общедоступных источников [4-7]. В связи с тем, что все предприятия относятся к одной отрасли, целесообразно исключить из анализа такие показатели, как доля инвестиций в отрасль в общем объеме инвестиций страны и степень конкуренции на рынке. В качестве образца было выбрано предприятие АО «Макфа», являющееся лидером на рынке макаронных изделий. Подбор весовых коэффициентов осуществлялся на основе экспертных оценок (табл. 3). Исходя из результатов оценки можно отметить высокий уровень инвестиционной привлекательности АО «Макфа». У предприятия устойчивое финансовое состояние, стабильная производственно-хозяйственная деятельность и благоприятное рыночное окружение. Предприятие заслуженно занимает лидирующее положение на рынке макаронных изделий и с большой вероятностью вызовет интерес у потенциальных инвесторов. Приведенные в табл. 4 результаты оценки выявили средний уровень инвестиционной привлекательности ОАО «Байсад-Кашира». Наибольшее негативное влияние на этот результат оказала финансовая деятельность предприятия, финансовое состояние можно оценить как неудовлетворительное. Кроме того, по сравнению с конкурентами предприятие является достаточно молодым, не принимает активное участие в конкурсах, что также негативно сказалось на общем уровне инвестиционной привлекательности. После улучшения своего финансового состояния предприятие вполне может заинтересовать инвесторов. Таблица 3. Оценка инвестиционной привлекательности АО «Макфа» [8] Коэффициент весомости Факторы и параметры инвестиционной привлекательности Абсолютное значение Балл Единичный показатель инвестиционной привлекательности по параметрам, % 0,5 Финансовое состояние предприятия 0,1 Коэффициент автономии 00,75 - 100,0 0,1 Коэффициент текущей ликвидности 02,8 - 100,0 0,1 Рентабельность активов, % 07 - 100,0 0,1 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 07,2 - 100,0 0,1 Рентабельность собственного капитала, % 10,3 - 100,0 0,2 Рыночное окружение предприятия 0,12 Инвестиционный климат региона Средний потенциал 3 100,0 0,08 Географический рынок сбыта продукции Зарубежный 5 100,0 0,3 Бизнес-развитие предприятия 0,07 Доля государственной собственности в уставном капитале Отсутствует 5 100,0 0,04 Финансовая прозрачность и раскрытие информации Раскрытие предусмотренной законодательством отчетности в СМИ и в сети Интернет 5 100,0 0,11 Дивидендные выплаты Высокий уровень дивидендных выплат 4 100,0 0,03 Участие в конкурсах, наличие наград и званий Неоднократный участник и победитель международных конкурсов 5 100,0 0,05 Длительность работы на рынке 80 - 100,0 Итоговый показатель инвестиционной привлекательности предприятия, % - - 100,0 Таблица 4. Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Байсад-Кашира» [9] Коэффициент весомости Факторы и параметры инвестиционной привлекательности Абсолютное значение Балл Единичный показатель инвестиционной привлекательности по параметрам, % 0,5 Финансовое состояние предприятия 0,1 Коэффициент автономии 00,19 - 25,3 0,1 Коэффициент текущей ликвидности 01,02 - 36,4 0,1 Рентабельность активов, % 02,6 - 37,1 0,1 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 01 - 13,9 0,1 Рентабельность собственного капитала, % 18 - 174,8 0,2 Рыночное окружение предприятия - 0,12 Инвестиционный климат региона Максимальный потенциал 5 166,7 0,08 Географический рынок сбыта продукции Российский 3 60,0 0,3 Бизнес-развитие предприятия 0,07 Доля государственной собственности в уставном капитале Отсутствует 5 100,0 0,04 Финансовая прозрачность и раскрытие информации Раскрытие предусмотренной законодательством отчетности в СМИ и в сети Интернет 5 100,0 0,11 Дивидендные выплаты Дивиденды не выплачивались 1 25,0 0,03 Участие в конкурсах, наличие наград и званий Активное участие в конкурсах, наград нет 2 40,0 0,05 Длительность работы на рынке 27 - 33,8 Итоговый показатель инвестиционной привлекательности предприятия, % - 70,2 Таблица 5. Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Омская макаронная фабрика» [10] Коэффициент весомости Факторы и параметры инвестиционной привлекательности Абсолютное значение Балл Единичный показатель инвестиционной привлекательности по параметрам, % 0,5 Финансовое состояние предприятия 0,1 Коэффициент автономии 00,89 - 118,7 0,1 Коэффициент текущей ликвидности 05,2 - 185,7 0,1 Рентабельность активов, % 06,7 - 95,7 0,1 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 04,1 - 56,9 0,1 Рентабельность собственного капитала, % 08 - 77,7 0,2 Рыночное окружение предприятия 0,12 Инвестиционный климат региона Пониженный потенциал 2 66,7 0,08 Географический рынок сбыта продукции Зарубежный 5 100,0 0,3 Бизнес-развитие предприятия 0,07 Доля государственной собственности в уставном капитале Отсутствует 5 100,0 0,04 Финансовая прозрачность и раскрытие информации Раскрытие предусмотренной законодательством отчетности в СМИ и в сети Интернет 5 100,0 0,11 Дивидендные выплаты Дивиденды не выплачивались 1 25,0 0,03 Участие в конкурсах, наличие наград и званий Неоднократный участник и победитель российских конкурсов 4 80,0 0,05 Длительность работы на рынке 47 - 58,8 Итоговый показатель инвестиционной привлекательности предприятия, % - 88,6 Инвестиционная привлекательность ОАО «Омская макаронная фабрика» находится на достаточно высоком уровне. Устойчивое финансовое состояние, активное участие в конкурсах, благоприятное рыночное окружение - все это способствовало достижению такого уровня инвестиционной привлекательности. Для повышения инвестиционной привлекательности руководству предприятия следует уделить внимание дивидендным выплатам, так как дивиденды являются важнейшей составляющей дохода инвестора. В целом ОАО «Омская макаронная фабрика» является привлекательным для потенциальных инвесторов. Таблица 6. Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Алтайские макароны» [11] Коэффициент весомости Факторы и параметры инвестиционной привлекательности Абсолютное значение Балл Единичный показатель инвестиционной привлекательности по параметрам, % 0,5 Финансовое состояние предприятия 0,1 Коэффициент автономии 00,74 - 98,7 0,1 Коэффициент текущей ликвидности 02,9 - 103,6 0,1 Рентабельность активов, % -0,6 - -8,6 0,1 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % -0,1 - -1,4 0,1 Рентабельность собственного капитала, % -0,9 - -8,7 0,2 Рыночное окружение предприятия - 0,12 Инвестиционный климат региона Пониженный потенциал 2 66,7 0,08 Географический рынок сбыта продукции Российский 3 60,0 0,3 Бизнес-развитие предприятия Окончание табл. 6 Коэффициент весомости Факторы и параметры инвестиционной привлекательности Абсолютное значение Балл Единичный показатель инвестиционной привлекательности по параметрам, % 0,07 Доля государственной собственности в уставном капитале Отсутствует 5 100,0 0,04 Финансовая прозрачность и раскрытие информации Информация раскрывается частично 4 80,0 0,11 Дивидендные выплаты Дивиденды не выплачивались 1 25,0 0,03 Участие в конкурсах, наличие наград и званий Неоднократный участник и победитель международных конкурсов 5 100,0 0,05 Длительность работы на рынке 53 - 66,3 Итоговый показатель инвестиционной привлекательности предприятия, % - 50,4 Проанализировав данные табл. 6, можно сделать вывод о низком уровне инвестиционной привлекательности ОАО «Алтайские макароны». Связано это с неэффективной деятельностью предприятия - все значения рентабельности имеют отрицательное значение. После того, как улучшится финансовое состояние предприятия и будут осуществлены дивидендные выплаты акционерам, руководство предприятия может повысить свою инвестиционную привлекательность и, как следствие, заинтересовать потенциальных инвесторов. Для подведения итогов представим полученные результаты оценки инвестиционной привлекательности предприятий в виде диаграммы (рис. 2). Рис. 2. Итоги оценки инвестиционной привлекательности предприятий, % Из представленных предприятий наибольшей привлекательностью для инвестирования обладают АО «Макфа», ОАО «Омская макаронная фабрика», наименьшей - ОАО «Байсад-Кашира» и ОАО «Алтайские макароны». Вывод Проведение оценки инвестиционной привлекательности предприятия является необходимым атрибутом при выборе инвестором объекта для инвестирования. Данная оценка позволяет инвестору сформировать объективную информацию для принятия решения и обезопасить себя от нерационального вложения средств. Апробированный в статье метод может стать незаменимым помощником, поскольку он прост в применении, вся необходимая информация для его проведения находится в открытых источниках, сбор данных не требует значительных затрат времени. Кроме того, у инвестора появляется дополнительная возможность для сравнения предприятий, относящихся к разным отраслям, и, как следствие, выбора наиболее привлекательного объекта для вложения средств.
Galleys
(Русский)