Assessment of the Effectiveness of the Functioning and Reform of the Pension System of the Russian Federation

Volkova T.G.

Abstract


The Russian pension system is in the process of constant innovation caused by the ongoing annual changes and reforms carried out by the Government of the Russian Federation and the FIU. There is a lot of debate in the media about the appropriateness of existing and planned reforms, in particular, raising the retirement age. The reform of the pension system in the Russian Federation has taken a permanent protracted character, each subsequent stage of which arose due to a certain failure of the previous stage. This is because the effectiveness of certain innovations has not been adequately evaluated because of the lack of a comprehensive and objective methodology. This method should help to assess not only the current state of certain aspects of the FIU, in particular, and the pension system as a whole, but also the effectiveness and, therefore, the feasibility of certain reforms. Thus, the paper proposes to assess the effectiveness of this process using financial indicators, which formed the basis of the Score - coefficient model for assessing the efficiency of the pension system of the Russian Federation. The system of coefficient indicators is divided into three groups: indicators of pension insurance and state pension provision, indicators of cumulative insurance, indicators of budget provision of FIU. Coefficients were chosen that are as informative as possible and fully able to illustrate the effectiveness and efficiency of the changes and reforms. This method can be used to assess the effectiveness of the results of pension reforms carried out in the entire territory of the Russian Federation and in certain regions.

Keywords


pension reform; pension system; efficiency indicators; point-coefficient model

Full Text

Введение В настоящее время Правительство РФ совместно с Пенсионным фондом России (далее - ПФР) планирует очередной этап перманентной пенсионный реформы, который связан с кардинальным повышением пенсионного возраста населения. Основной проблемой пенсионной системы является то, что, несмотря на постоянное увеличение расходов на пенсионное обеспечение, размер пенсий остается низким. Соотношение количества работающего населения на пенсионеров, выплата пенсий которым обеспечивается за счет ежемесячных страховых взносов, сокращается. Еще одна из проблем - отсутствие у ПФР средств для покрытия своих расходов только за счет своих собственных источников без участия дотаций из федерального бюджета, которые в последние годы составляют около 50 %. Также важной проблемой выступает низкая информированность граждан о работе пенсионной системы. Определенная часть граждан не осведомлена о том, какие у них есть права в сфере пенсионного обеспечения и как их реализовывать [1]. В данный момент пенсионная система России проходит тяжелый период реформирования и подвергается серьезной, но справедливой критике с различных сторон. Пенсионеров возмущают низкие размеры пенсий, будущих пенсионеров - повышение пенсионного возраста, а работодатели считают, что страховые взносы слишком велики и при этом малоэффективны, так как при этом граждане в дальнейшем получают довольно низкие пенсии [2]. Правительство РФ, осуществляя очередной этап реформ, связанный с повышением пенсионного возраста, ссылается на повсеместность осуществления подобного в зарубежных пенсионных системах [3]. Но это сравнение, по мнению многих авторов, не выдерживает никакой критики [например, 4, 5]. Таким образом, реформирование пенсионной системы в РФ приняло постоянный и затяжной характер, каждый следующий этап которого возникал по причине определенной неудачи результатов предыдущего этапа. Это происходит потому, что эффективность тех или иных нововведений не оценивалась должным образом, так как нет всеобъемлющей и объективной методики. Данная методика должна способствовать оценке не только текущего состояния определенных аспектов деятельности ПФР в частности и пенсионной системы в целом, но и результативности, а значит, и целесообразности определенных реформ. Таким образом, считаем необходимым оценить эффективность процесса функционирования и реформирования пенсионного системы РФ с использованием разработанных финансовых показателей, которые легли в основу балльно-коэффициентной модели оценки эффективности пенсионной системы РФ. Нельзя не отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет были предприняты неоднократные попытки разработки подобных методов. В частности, отметим работы таких авторов, как Л. В. Хить, Ю. А. Герман, С. С. Михайловой и Т. М. Раднаевой [6-8], которые положили начало и внесли весомый вклад в решение рассматриваемой нами проблемы. Но при этом методики, представленные современными авторами в своих публикациях, имеют ряд недостатков. Во-первых, некоторые модели имеют субъективный формальный характер и не имеют оценочных количественных показателей. Во-вторых, они разработаны для оценки лишь текущего состояния пенсионной системы и не затрагивают эффективность проведения пенсионных реформ. В-третьих, они появились до 2015 г., то есть не учитывают современных реформ. Мы предлагаем использовать комплексную методику, разработанную на основе системы групп коэффициентов. Данная модель позволит в полном объеме рассмотреть и оценить ситуацию, сложившуюся в системе пенсионного страхования в России, выявить недостатки пенсионного обеспечения, объективно проанализировать, к каким результатам привели пенсионные реформы. Комплексная балльно-коэффициентная модель оценки эффективности пенсионной системы РФ Методика позволяет осуществить анализ и оценку как на территории РФ, так и отдельных регионов РФ. Она основана на системе коэффициентных показателей, разделенных на три группы: 1. Показатели пенсионного страхования и государственного обеспечения. 2. Показатели накопительного страхования. 3. Показатели бюджетного обеспечения ПФР. Первая группа показателей, разработанных автором на основе [9, 10], дает представление об уровне обеспеченности пенсионеров (табл. 1). Причем имеется возможность оценить как уровень обеспечения пенсионеров, получающих страховые пенсии, так и государственное пенсионное обеспечение. Вторая группа (табл. 2) - показатели накопительного пенсионного страхования, которые характеризуют результативность реформы по введению накопительной пенсионной системы 2002 г. и по сути отмены ее в 2014 г. Таблица 1. Показатели пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 1. Коэффициент замещения Показывает уровень компенсации утраченного заработка пенсионера - коэффициент замещения; - средний размер пенсии; - средний размер заработной платы 2. Коэффициент реальной индексации Дает возможность определить реальное изменение пенсий за счет влияния инфляции и пенсионной индексации - коэффициент реальной индексации; - процент индексации пенсии; - процент годовой инфляции Окончание табл. 1 Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 3. Коэффициент замещения реальный Показывает уровень компенсации утраченного заработка пенсионера с учетом реальной индексированной пенсии - коэффициент замещения реальный; - средняя реальная индексированная пенсия; - средний размер заработной платы; - средний размер пенсии; - коэффициент реальной индексации 4. Коэффициент пенсионной нагрузки населения Показывает, какое количество пенсионеров приходится на одного работающего - коэффициент пенсионной нагрузки населения Чп - число (количество) всех пенсионеров; Чр - число (количество) работающих 5. Коэффициент пенсионной занятости Показывает, какую долю составляют работающие пенсионеры к общему числу пенсионеров - коэффициент пенсионной занятости; - число (количество) работающих пенсионеров; - число (количество) всех пенсионеров 6. Коэффициент обеспеченности пенсионера Показывает, как средняя пенсия соотносится с прожиточным минимумом - коэффициент обеспеченности пенсионера; - средний размер пенсии; - средний размер прожиточного минимума 7. Коэффициент пенсионного минимума Показывает, какую долю составляют пенсионеры, получающие ФСД, от общего числа пенсионеров - коэффициент пенсионного минимума; - число пенсионеров, получателей ФСД (их пенсия ниже прожиточного минимума); - число (количество) всех пенсионеров 8. Коэффициент пенсионного прожиточного минимума Показывает, какую долю составляют пенсионеры, чья пенсия ниже прожиточного минимума, от общего числа пенсионеров - коэффициент пенсионного прожиточного минимума; - число пенсионеров не получающие ФСД (работающие), чей совокупный доход ниже прожиточного минимума; - число пенсионеров, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума 9. Коэффициент «ниже среднего» Показывает, какую долю составляют пенсионеры, получающие пенсию ниже среднего размера пенсии, по отношению к общему числу пенсионеров - коэффициент «ниже среднего»; - число пенсионеров, чья пенсия ниже среднего размера пенсии; - число (количество) всех пенсионеров Таблица 2. Показатели накопительного пенсионного страхования Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 1. Коэффициент участия в пенсионных накоплениях Показывает, какую долю составляют потенциальные получатели накопительной пенсии к общему числу застрахованных лиц - коэффициент участия в пенсионных накоплениях; - число потенциальных получателей накопительной пенсии; - количество всех застрахованных лиц 2. Коэффициент пенсионных накоплений Показывает долю, которую занимает накопительная пенсия в общей трудовой пенсии - коэффициент пенсионных накоплений; - средний размер накопительной пенсии; - средний размер страховой пенсии 3. Коэффициент негосударственных пенсионных накоплений Показывает, какую долю составляют граждане, чья накопительная часть пенсии находится в НПФ и УК, к общему числу потенциальных получателей накопительной пенсии - коэффициент негосударственных пенсионных накоплений; - число граждан, чья накопительная часть пенсии находится в НПФ и УК; - число потенциальных получателей накопительной пенсии 4. Коэффициент маневренности пенсионных накоплений Показывает, какая часть застрахованных потенциальных получателей накопительной пенсии подают заявления на перевод - коэффициент маневренности пенсионных накоплений; - число заявлений на перевод накопительной части пенсии; - число потенциальных получателей накопительной пенсии 5. Коэффициент добровольных пенсионных отчислений Показывает долю добровольных пенсионных отчислений на накопительную пенсию в общем объеме отчислений - коэффициент добровольных пенсионных отчислений; ДПО - добровольные пенсионные отчисления; СВ - страховые взносы 6. Коэффициент доходности пенсионных накоплений через НПФ Показывает, сколько р. дохода приходится на один р. вложенных через НПФ пенсионных накоплений - коэффициент доходности пенсионных накоплений через НПФ; - доход от вложенных в НПФ пенсионных накоплений; - пенсионные накопления, вложенные через НПФ Окончание табл. 2 Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 7. Коэффициент доходности пенсионных накоплений через ВЭБ Показывает, сколько р. дохода приходится на один р. вложенных через ВЭБ пенсионных накоплений - коэффициент доходности пенсионных накоплений через ВЭБ; - доход от вложенных в ВЭБ пенсионных накоплений; - пенсионные накопления, вложенные через ВЭБ 8. Коэффициент накопительного отвлечения Показывает, сколько р. пенсионных накоплений приходится на один р. страховых взносов - коэффициент накопительного отвлечения; ПН - пенсионные накопления; СВ - страховые взносы 9. Показатель среднедушевого накопления Показывает, какое количество накоплений приходится в среднем на одного потенциального получателя накопительной пенсии - показатель среднедушевого накопления; ПН - пенсионные накопления; - число потенциальных получателей накопительной пенсии Третья группа (табл. 3) - показатели бюджетного обеспечения ПФР, характеризуют уровень финансовой устойчивости пенсионной системы и ПФР и позволяют провести оценку доходов и расходов системы пенсионного страхования. Для проведения комплексной оценки эффективности функционирования и реформирования пенсионной системы в РФ и регионах была разработана на основе предложенных коэффициентов балльно-коэффициентная модель. Из всех коэффициентов были отобраны те, которые являются важными и фундаментально значимыми. Критерием отбора являлась их возможность максимально проиллюстрировать практическое действие пенсионных нормативных актов и пенсионных реформ. Оценка показателей может быть проведена с точки зрения их эффективности как с точки зрения граждан РФ, так и для ПФР. Мы же будем проводить оценку с точки зрения эффективности показателей для ПФР и Правительства РФ. Из всех представленных в табл. 1-3 показателей было выделено 14 основных (табл. 4). Таблица 3. Показатели бюджетного обеспечения ПФР Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 1. Коэффициент собираемости страховых взносов Показывает долю собранных взносов в начисленных взносах - коэффициент собираемости страховых взносов; СВ - страховые взносы собранные; - страховые взносы начисленные 2. Коэффициент страхового финансирования Показывает, какую долю занимают страховые взносы в общем объеме доходов ПФР - коэффициент страхового финансирования; СВ - страховые взносы; - доходы ПФР Окончание табл. 3 Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Пояснение формулы 3. Коэффициент федеральной нагрузки Показывает, какую долю занимают дотации из федерального бюджета в общем объеме доходов ПФР - коэффициент федеральной нагрузки со стороны ПФР; - дотации из федерального бюджета; - доходы ПФР 4. Коэффициент пенсионных расходов Показывает, какую долю расходы на пенсионное обеспечение занимают в общем объеме расходов ПФР - коэффициент пенсионных расходов; - расходы на выплату страховой пенсии; - расходы на выплату пенсии по государственному пенсионному обеспечению; - расходы ПФР 5. Коэффициент пенсионной доходности Показывает степень финансирования расходов доходными источниками - коэффициент пенсионной доходности; - доходы ПФР; - расходы ПФР 6. Коэффициент страховой доходности Показывает степень обеспечения финансирования выплаты страховых пенсий страховыми взносами - коэффициент страховой доходности; СВ - страховые взносы; - расходы на выплату страховой пенсии 7. Коэффициент страховой скрытой доходности Показывает степень обеспечения финансирования выплаты страховых пенсий страховыми взносами при учете скрытой заработной платы - коэффициент страховой скрытой доходности; СВ - страховые взносы; - страховые взносы со скрытой заработной платы; - расходы на выплату страховой пенсии; - скрытая заработная плата 8. Коэффициент пенсионной финансовой устойчивости Показывает, сколько р. привлеченных средств приходится на один р. страховых взносов - коэффициент пенсионной финансовой устойчивости; - дотации из федерального бюджета; СВ - страховые взносы Для каждого коэффициента были установлены критериальные диапазоны значений. Каждому диапазону соответствует определенное количество баллов. Чем хуже значение показателя, тем меньшее количество баллов он получает. Полученные баллы суммируются по всем коэффициентам и формируют итоговый балльный показатель эффективности, который оценивается с использованием балльной шкалы (табл. 5), позволяющей оценить степень эффективности пенсионных реформ и, в целом, функционирование пенсионной системы РФ на уровне РФ и в регионах. Таблица 4. Критерии и оценка значимости показателей эффективности функционирования и реформирования ПФР Коэффициенты Диапазоны значений коэффициентов Количество баллов Коэффициент замещения 1 2 3 Коэффициент реальной индексации, в том числе: 1 2 Коэффициент обеспеченности пенсионера 1 2 Коэффициент пенсионного прожиточного минимума 3 2 1 Коэффициент участия в пенсионных накоплениях 1 2 3 Коэффициент пенсионных накоплений 1 2 3 Коэффициент негосударственных пенсионных накоплений 1 2 3 Коэффициент добровольных пенсионных отчислений 1 2 Коэффициент доходности пенсионных накоплений через ВЭБ средней доходности НПФ 1 средней доходности НПФ 2 Коэффициент федеральной нагрузки 3 2 1 Коэффициент пенсионной доходности 1 2 3 Коэффициент страховой доходности 1 2 3 4 Коэффициент страховой скрытой доходности 3 2 1 Коэффициент пенсионной финансовой устойчивости 4 3 2 1 Таблица 5. Балльная шкала оценки эффективности функционирования и реформирования ПФР Количество баллов Оценка эффективности пенсионной политики и реформ 14-21 Неэффективная 22-28 Низкая эффективность 29-35 Удовлетворительная эффективность 36-40 Высокая эффективность Вывод В разработанной методике есть недостаток - это некоторая степень ее субъективности. В частности, это проявляется в установлении диапазонов (критериев) значений показателей. Это связано с отсутствием свободного доступа к базе данных региональных отделений ПФР и зарубежных пенсионных систем, которые позволили бы более точно определить степень разброса фактических значений коэффициентов. Методика была просчитана исходя из данных отделения ПФР по Удмуртской Республике и РФ, что является весьма ограниченным вариантом ее апробации, результаты которой будут представлены в следующих публикациях.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Паршин М. А., Круглов Д. А. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // Экономические системы. 2014. № 4. С. 5-7.

Волкова Т. Г., Мухаматдинова Л. Р. Современные проблемы проведения пенсионной реформы в РФ // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2015. № 1(65). С. 55-56.

Волкова Т. Г. Об усилении роли концепций реформирования зарубежных пенсионных систем в проведении пенсионной реформы РФ // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 4. С. 55-60. doi: 10.22213/2413-1172-2017-4-55-60

Чуракова О. Эксперты оценили основные риски пенсионной реформы // Ведомости от 20.06.2018. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F %2Fwww.vedomosti.ru%2Fpolitics%2Farticles%2F2018 %2F06%2F20%2F773247-riski-pensionnoi-reformi& fallback=1 (дата обращения: 21.06.2018).

Лепезина Е. Жители Алтая об ужасах пенсионной реформы и мнения экспертов. URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.amic.ru%2Fnews%2F416883%2F&fallback=1 (дата обращения: 21.06.2018).

Хить Л. В. Комплексная оценка эффективности пенсионной системы как приоритетное направление социально-экономической политики России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 271-274.

Герман Ю. А. Проблемы оценки эффективности пенсионной системы // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 6. С. 22-27.

Михайлова С. С., Раднаева Т. М. Анализ системы показателей эффективности функционирования пенсионного обеспечения // Вестник Бурятского госуниверситета. 2011. № 2. С. 180-186.

Официальный сайт Пенсионного фонда России. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 09.05.2018).

Волкова Т. Г. Некоторые методологические аспекты инструментария оценки эффективности индексации пенсионных выплат и анализ показателей пенсионного обеспечения в РФ и регионах (на примере Удмуртской Республики) // Горизонты экономики. 2017. № 5(38). С. 71-77.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-127-135

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2018 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)