Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров для машиностроительной отрасли

Авторы

  • В. А. Гартфельдер Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
  • A. S. Янюшкин Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
  • Л. С. Секлетина Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
  • Д. В. Лобанов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-230-235

Ключевые слова:

подготовка квалифицированных кадров, школа, абитуриент, вуз, предприятие, специалист, общество, государство, взаимодействие, информация, востребованность

Аннотация

Представлены научные предпосылки, направленные на совершенствование социальных отношений при подготовке в высших учебных заведениях квалифицированных кадров для конкурентоспособных машиностроительных предприятий. Обозначены требования к уровню подготовки и производственные направления подготовки специалистов, социальные, материальные и профессиональные перспективы развития и роста, связи с учебными и научными учреждениями в области технического, материального, научного и педагогического сотрудничества по подготовке кадров для машиностроения. Показана последовательность формирования компетенций, требований к специалисту со стороны общества и производства. Рассмотрены условия, обеспечивающие реализацию установленных требований в условиях современного высшего образования. Представлена логика технологического подхода, описывающая начальные и текущие факторы, оказывающие существенное влияющие на конечный результат - обучение квалифицированных специалистов в машиностроительной отрасли. Каждый варьируемый фактор, влияющий на систему, рассмотрен в статье отдельно с учетом его специфических особенностей. Подробно представлены связи и структурные компоненты процесса с оценкой их влияния на формирование специалиста на разных уровнях подготовки с целью определения рассмотренных положений предлагаемой визуальной схемы совокупности отношений в каузальной диаграмме, известной как диаграмма Исикавы. Показаны долгосрочная и адаптивная способность разработанной схемы, возможность численной оценки для оптимизации текущих ситуаций.

Биографии авторов

В. А. Гартфельдер, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

кандидат технических наук, доцен, профессор кафедры «Колесные и гусеничные машины», декан машиностроительного факультета

A. S. Янюшкин, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

доктор технических наук, профессор кафедры «Технология машиностроения»

Л. С. Секлетина, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

доцент кафедры «Колесные и гусеничные машины»

Д. В. Лобанов, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

доктор технических наук, профессор кафедры «Технология машиностроения»

Библиографические ссылки

Янюшкин А. С., Поскребышев В. А. Интеграция системы «общество - производство - вуз» при подготовке специалистов // Химия и химическая технология. 2006. № 4. С. 21-22.

Янюшкин А. С., Лобанов Д. В. Роль НИРС в подготовке квалифицированных кадров // Сучасна освiта та iнтеграцiйнi процеси: досвiд, проблеми, перспективи : матерiали Всеукраiнськоi науково-методичноi конференцii 17 листопада 2010 року. Частина II / за ред. С. В. Ковалевського. Краматорськ : ДГМА, 2010. С. 209-211.

Гартфельдер В. А. Интеграция потенциалов промышленных предприятий и учреждений образования на примере машиностроительного факультета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 194-196.

Селиверстова Л. В. Некоторые проблемы преподавания высшей математики студентам машиностроительного факультета // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2015. Вып. 17. С. 150-154.

Александров А. Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3(58). С. 7-13.

Кураков В. Л., Александров А. Ю., Кураков А. Л. Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 497-505.

Александров А. Ю. О работе Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования : материалы учеб.-метод. конф. Чебоксары, 2010. С. 4-6.

Александров А. Ю., Захарова А. Н., Николаев Е. Л. Формирование личностной конкурентоспособности будущего профессионала в условиях классического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 480-487.

Картузова Т. В., Картузов А. В., Селиверстова Л. В. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов технических направлений по математике // Современное научное знание: теория, методология, практика : сборник науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. Смоленск : Новаленсо, 2017, С. 58-60.

Гартфельдер В. А., Секлетина Л. С. Интеграция региональных потенциалов для подготовки инженерных кадров // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров : материалы всерос. (с международным участием) науч.-метод. конф. Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 31-34.

Горина Е. Е., Морозова А. В., Шикина Е. А. Профориентация в решении проблем диспропорций в сфере занятости и обеспечения рынка труда инженерными кадрами // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-1(51). С. 121-125.

Александров А. Ю. Организация учебного процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 111-115.

Селиверстова Л. В., Картузова Т. В. Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1(18). С. 181-183.

Интегрированные структуры подготовки инженерно-технических кадров для инновационных секторов региональной экономики / А. Ю. Александров, В. А. Гартфельдер, В. Г. Ковалев, А. А. Судленков // Высшее образование в России, 2014. № 11. С. 81-90.

Киричек А. В., Морозова А. В. Формирование модели оценивания уровня сформированности компетенций специалиста машиностроительного профиля // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2012. № 2-3(292). С. 127-133.

Морозова А. В. Модель многоуровневого долевого оценивания компетентности специалиста технического профиля // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 4-2. С. 381-383.

Ищенко Е. Новые подходы к формированию университетской образовательной среды // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 66-69.

Стажков С. Некоторые аспекты реформирования российской инженерной высшей школы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 50-53.

Степанов Ю. С., Рабинович М. И. О проблемах получения рейтинговых оценок деятельности преподавателей, кафедр и факультетов во внутривузовской системе управления качеством образования // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 53-57.

Загрузки

Опубликован

16.10.2018

Как цитировать

Гартфельдер, В. А., Янюшкин A. S., Секлетина, Л. С., & Лобанов, Д. В. (2018). Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров для машиностроительной отрасли. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(3), 230–235. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-230-235

Выпуск

Раздел

Статьи