Analysis of the Psychological State of Hearing-Impaired Students (Based on the Luscher Color Test and the Dembo-Rubinstein Technique)

Vavilkina N.G., Shishkina A.A.

Abstract


The paper deals with the problem of inclusive education which is relevant to the entire national education. The training of students with health limitations in higher educational institutions of our country is becoming the norm. This process requires significant efforts from the students themselves, their parents and teachers, raises many questions on the organization of contact classes and independent work. The problem is covered with respect to studying the psychological state of hearing-impaired and deaf first-year students from a technical university. The psychological comfort of students and educators is one of the most important conditions for the positive result of students’ adaptation to the learning process and the assimilation of their educational material. In the paper the specific features of hearing-impaired students’ training are given. The data of the Lusher color test and the Dembo-Rubinshtein technique of “Diagnostics of the level of self-esteem” in the modification of A. M. Prikhozhan collected during the first year of training at a technical university are analyzed. The authors come to the conclusion that most of the training group has intrapersonal conflicts, and note an overestimated level of aspiration. In general, the psychological state of hearing-impaired students is characterized as a moderate stress which can be overcome by the development character traits revealed in the test results.

Keywords


inclusive education; hearing-impaired students; Luscher color test; Dembo-Rubinstein technique; self-esteem; reflection; adequate self-esteem; low self-esteem; inflated self-esteem

Full Text

Введение Каждый человек на разных этапах своей жизни пробует оценить свои способности, характер, понять свою социальную востребованность, задать уровень достижимости целей и вероятность развития различных сторон своей личности. «…мир, в котором живет человек, является не только условием и средством удовлетворения его потребностей, но и объектом познания и понимания, источником его психического и личностного развития» [1]. Подобная оценка собственных возможностей является естественной потребностью каждого человека, стремящегося достичь определенного уровня развития своих физических, психических, профессиональных возможностей, занять определенный статус в обществе. Особенно актуальной подобная оценка становится для слабослышащих и глухих студентов, принявших решение попробовать свои силы в получении высшего образования. Такое решение сопряжено со множеством вопросов и трудностей, поэтому очень важно правильно оценить свои возможности и перспективы развития. Психологический статус человека влияет на его поведение, стрессоустойчивость, работоспособность, самооценку, настойчивость в достижении им смысложизненных целей, поэтому исследование психологического состояния любого человека - это возможность понять свои потребности, уточнить уровень притязаний и оценить свой потенциал. Однако этот процесс сопровождается рядом методологических вопросов: какой тест выбрать; как создать нейтральные условия для прохождения теста; каким образом определить погрешность результатов теста; сколько раз провести выбранный тест; как скорректировать психологическое состояние. Изучение психологического состояния студентов с ОВЗ по слуху вызывает еще большее количество вопросов, поскольку тесно связано, во-первых, с трудностями организации коммуникации с окружающими людьми; во-вторых, - со спецификой использования в общении жестовой речи; в-третьих, - с особенностями их психического развития, спецификой восприятия и понимания ими окружающего мира и самих себя [2]. В результате наличие малого лексического запаса, недостаток опыта работы с текстом, трудности в построении сложных предложений и логически связных текстов с одной стороны и особенности работы репродуктивной и оперативной памяти, специфика развития образного мышления, низкий уровень логического мышления - с другой приводят к проблеме выражения собственной точки зрения [3-5]. Данные особенности сказываются и на понимании точки зрения другого человека. Анализ различных видов самостоятельной работы студентов (тесты, контрольные вопросы, эссе, аннотации к научным статьям, составление схем и таблиц) выявил также следующие психические особенности слабослышащих и глухих студентов: некритическое усвоение чужих идей, слепое доверие чужому, незнакомому и даже непонятному мнению, но при этом отсутствие доверия к себе; нежелание и страх выразить свою мысль и самостоятельно принимать решение, желание угодить преподавателю; непонимание целостности идеи (содержания), формирование суждения вокруг одного ключевого слова (имени); одностороннее видение проблемы; использование «универсальных» высказываний, не относящихся к теме задания; оптимизм. Исследование психологического состояния студентов с ОВЗ по слуху в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова Учитывая указанные условия, для исследования психологического состояния студентов с ОВЗ по слуху мы выбрали цветовой тест М. Люшера и методику Т. Дембо-Рубинштейн «Диагностика самооценки» в модификации А. М. Прихожан, которые способствуют максимальной обращенности к личности обучающегося и снижению влияния авторитета сверстников и преподавателя на итоговые результаты. Данные тесты максимально просты для восприятия и не требуют развернутого ответа. Систематическое проведение психологических тестов в группах студентов с ОВЗ по слуху обусловлено острой необходимостью в их успешной адаптации к учебному процессу и процессу социализации, на которые направлены все основные образовательные дисциплины первых курсов. Психологический комфорт обучающихся является важным фактором обучения, формирования учебной мотивации, целеустремленности, устойчивости к стрессовым ситуациям, понимания собственных проблем и желания активно их решать, а также для направления собственных усилий в нужное русло [6]. «Тест позволяет понять, в какие цвета окрашена для вас жизнь, а интерпретации подробно объясняют вам характер проблем, стоящих перед вами, и подсказывают, насколько вы способны справиться с ними» [7]. Исследование проводилось с помощью классического варианта сокращенного теста М. Люшера, который включает восемь цветов. Это наиболее популярный и простой вариант теста, который, однако, «высвечивает важные стороны человеческой индивидуальности и обращает внимание на существование зон психологического и физического напряжения» [8]. Тестирование с использованием теста М. Люшера проводилось в апреле 2018 г. в группе студентов с ОВЗ по слуху (5 человек), обучающихся на первом курсе ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. Анализ цветового теста показал, что 4 студентов из 5 чувствуют одиночество, недооценку своей личности со стороны общества и беспокойство по поводу своей несостоятельности, физической беспомощности. Студенты ищут отношений взаимной симпатии, доверия и счастья, идеализированной гармонии, по этой причине выдвигают чрезмерно высокие требования к своим близким и сами опасаются критики, болезненно на нее реагируют. Бόльшую часть учебной группы (3 студентов из 5) характеризует желание пойти на компромисс, старание уйти от открытого конфликта, чтобы объединиться с другими людьми. Результаты теста указывают, что студенты стремятся (4 из 5) продемонстрировать оригинальные черты своей личности, хотят быть в центре внимания и отказываются играть незначительные роли. Однако эти же студенты целенаправленно пытаются подавить в себе потребность в других людях, усматривая в этом проявление слабости. Подавление желания быть признанным в социуме порождает стресс, происходит истощение жизненных сил из-за неудачных попыток решить свои проблемы. Несмотря на наличие множества внутриличностных конфликтов и завышенный уровень притязаний, бόльшая часть группы (3 студентов из 5) упорно и настойчиво стремится к осуществлению своих целей и реализации своих интересов, считает, что сможет преодолеть существующие трудности. На основании этих характеристик можно предположить положительную динамику в преодолении стрессовой ситуации в ближайшее время, успешную адаптацию к учебному процессу и обнаружение новых возможностей для саморазвития и самореализации. Кроме самооценки возможностей и перспектив развития каждому человеку необходимо научиться понимать, насколько он продвигается в развитии. Для достижения определенного результата необходима также работа рефлексии, потому что «самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «умею», «не мог» - «могу», «был» - «стал» -ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и умений» [9]. В связи с этим в данной группе студентов кроме теста М. Люшера была использована методика Т. Дембо-Рубинштейн «Диагностика самооценки» в модификации А. М. Прихожан. Методика дает возможность выявить самооценку детей и взрослых, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности [10], а также оценить их уровень притязания [11]. Методика состоит из 7 шкал: «здоровье», «ум и способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе». С помощью данной методики анализируются не только уровень притязания и уровень самооценки человека, но также разница между этими уровнями - дельта по каждой шкале в отдельности. Кроме того, рассчитывается средняя величина по каждому уровню и по показателю «дельта». Тестирование группы проводилось один раз в мае 2018 г. В исследовании принимали участие 5 человек. Для анализа использованы результаты средней величины по каждому уровню и по показателю «дельта». В результате проведения количественной обработки данных обнаружено, что показатель средней величины по уровню притязания имеет среднее, высокое и очень высокое значения. Среднее значение по уровню притязания имеет 20 % испытуемых (1 человек), высокое значение - 40 % (2 человека) и очень высокое значение - 40 % (2 человека), принимавших участие в тестировании (табл. 1). Испытуемые, получившие среднее и высокое значения по уровню притязания, имеют адекватное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Очень высокий результат по уровню притязания свидетельствует о неадекватном (завышенном) отношении к собственным возможностям. Завышенный уровень притязания проявляется в некритичном отношении к возможностям достижения поставленных человеком целей. Очень высокий результат по уровню притязания зафиксирован по шкалам «умелые руки», «внешность» и «уверенность в себе». Показатель средней величины по уровню самооценки имеет низкое значение у 40 % испытуемых (2 человека), среднее значение - также у 40 % (2 человека) и высокое значение - у 20 % (1 человек), принимавших участие в тестировании (табл. 2). Таблица 1. Количественная характеристика уровня притязания Название уровня Количественная характеристика уровня, балл Низкий, менее 60 Средний, 60-74 Высокий, 75-89 Очень высокий, 90-100 Уровень притязания, % - 20 40 40 Таблица 2. Количественная характеристика уровня самооценки Название уровня Количественная характеристика уровня, балл Низкий, менее 45 Средний, 45-59 Высокий, 60-74 Очень высокий, 75-100 Уровень самооценки, % 40 40 20 - Низкое количество баллов по уровню самооценки указывает на неадекватную (заниженную) самооценку. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления - подлинная неуверенность в себе и защитная неуверенность, когда появляется возможность не прилагать никаких усилий для собственного развития [12]. Низкий результат самооценки зафиксирован по следующим шкалам: «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе». Испытуемые, уровень самооценки которых имеет среднее значение, задали для себя очень высокий уровень притязания. Поэтому показатель «дельта» у них имеет высокое значение (> 23 баллов), что свидетельствует о конфликте между уровнем притязания и уровнем самооценки. Остальные участники исследования по данному показателю имеют среднее значение (8-22 балла), что соответствует 60 % тестируемых (3 человека). Результат говорит о том, что человек адекватно оценивает свои возможности, ставит перед собой задачи, которые способен выполнить. Результаты исследования Важным условием психического развития человека является наличие многообразия и сложности связей между ним и окружающим миром, которые происходят, в первую очередь, посредством речи. Но в силу имеющегося ограничения возможностей у слабослышащего либо глухого человека взаимодействие с окружающим миром затруднено, и, как следствие, познание мира, окружающих людей, самих себя происходит не в полном объеме. При организации индивидуальной деятельности это приводит к появлению внутриличностных конфликтов, связанных с расхождением между желаемым и реальными возможностями человека. Проведенное исследование показывает, что у большинства студентов (3 человека, или 60 %) по методике Т. Дембо-Рубинштейн определен адекватный уровень самооценки. Но у 40 % (2 человека) он сочетается с очень высоким уровнем притязания и высоким значением показателя «дельта», что говорит о конфликте между этими уровнями и, как следствие, - о наличии беспокойства по поводу своей несостоятельности и беспомощности по тесту М. Люшера. 40 % (2 человека), имеющих адекватный уровень самооценки и очень высокий уровень притязаний, несмотря на внутренний конфликт, стремятся к достижению своих целей и развитию отдельных свойств личности (социальной активности, целеустремленности, упорства). У испытуемых с низким уровнем самооценки определена подлинная неуверенность в собственных силах. Особенно значимыми для самих испытуемых являются шкалы «авторитет у сверстников» и «уверенность в себе», что подтверждается исследованиями по тесту М. Люшера. После проведенных исследований была организована беседа со студентами, в ходе которой определились «точки повышенного внимания» по показателям обоих тестов. Даны рекомендации, а именно: студентам, имеющим внутренний конфликт, между уровнем притязания и самооценкой для его преодоления и стабилизации психического состояния рекомендовано пересмотреть уровень притязания по отдельным шкалам либо стремиться повышать уровень своих возможностей; для испытуемых с низким уровнем самооценки в следующем семестре запланированы индивидуальные занятия по повышению внутренней уверенности. Для определения динамики по показателям обоих тестов запланировано повторное исследование студентов данной группы в следующем учебном году.
References References

Вавилкина Н. Г. Психологическая интерпретация проблемы индивидуального понимания в обучении // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2013. № 2 (24). С. 12-14.

Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьёва, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М. : Советский спорт, 2006. С. 5; 8; 60-61; 278.

Там же. С. 12; 139.

Серебрякова Ю. В., Шишкина А. А. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 107-111.

Шишкина А. А. Эссе как форма самостоятельной работы для слабослышащих и глухих студентов (на примере философии) // Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогический опыт: теория, методика, практика» (Чебоксары, 14 октября 2016 г.). Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. С. 119-121.

Шишкина А. А. Психологическое состояние слабослышащих и глухих студентов-первокурсников в техническом вузе. Результаты цветового теста М. Люшера // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 2. С. 170-172.

Люшер М. Цвет вашего характера // Тайны почерка : пер. с англ. М. : Вече ; Персей ; АСТ, 1996. С. 10.

Там же. С. 24.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. М. : Академия, 2002. С. 325.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М. : Апрель-Пресс ; Психотерапия, 2010. С. 193.

Методика самооценки и уровня притязаний Т. Дембо-Рубинштейн. URL: https://multiurok.ru/files/ mietodika-samootsienki-i-urovnia-pritiazanii-diembo-rubinshtiein.html (дата обращения: 30.06. 2018).

Там же.




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-254-258

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2018 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)