Age Features of Professional Self-Determination of Personality

Galiakhmetova N.P.

Abstract


The paper deals with the problem of age characteristics of professional self-determination of personality. Professional development is a long process that implies the possibility of unlimited development of a person. This process is associated with different goals and has different content at different age stages. Despite the constantly changing social, economic and political conditions of life, issues related to professional self-determination remain steadily in the spotlight. Professional orientation is an important component of professional self-determination. The well-being of a person in all his subsequent life depends on the right professional self-determination. Therefore, it is necessary to promote this process from the early stages of human life, taking into account the age stages. The modern system of domestic education orients young people to an active search for innovative conditions for professional self-realization. The strengthening of conditions of competition in the labor market has clearly exacerbated the social need to solve the problem of professional orientation of students and caused the need for motivational structuring of the process of self-determination. The definition of the essence of professional self-determination is still an unsolved problem and therefore the appeal to this problem takes an important place in the creative search not only for teachers and psychologists, but also philosophers, methodologists, writers, representatives of various areas of science and art. The most important criterion for the development of professional orientation was the emergence of a real problem of freedom of choice for a significant number of people.

Keywords


self-determination; age; profession; professional self-realization

Full Text

Введение В современном обществе необходимость в правильном выборе профессии стала отчетливо видна. Обществу нужны заинтересованные в своей профессии люди для достижения наилучших результатов труда. Теперь стал важен самостоятельный и осознанный выбор профессии. В современном мире столько разных профессий, что вопрос о правильном выборе становится актуальным. Для этого необходимо, во-первых, иметь представление о самом себе, своих интересах и способностях, о самых сильных и слабых сторонах; во-вторых, узнать как можно больше о различных профессиях, требованиях и возможностях той или иной профессии [1]. Понятия «профессиональное определение» и «личностное самоопределение» Все многочисленные профессии, которым может посвятить себя человек, условно можно разделить на пять сфер, как это было предложено академиком Е. А. Климовым: «человек - природа», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», «человек - человек» [2]. Определить, чем привлекает та или иная сфера и к чему именно в этой сфере человек наиболее годен, - значит сделать большой шаг по пути выбора профессии. Затем можно узнать, какие профессии входят в привлекательную для тебя сферу деятельности. Далее можно глубже изучить самого себя, чтобы решить, для какой из профессий этой сферы ты обладаешь наибольшими данными. Более того, если при этом происходит ошибка, ее поправить все-таки легче в раннем возрасте, чем ту, которая вызвана полным несоответствием индивидуальных возможностей требованиям профессии. Следует разграничивать понятия «профессиональное определение» и «личностное самоопределение». Личностное самоопределение - это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. [3, 4], Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднительно. Личностное самоопределение есть высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Профессиональное самоопределение предполагает более конкретную деятельность, определяемую специфическими условиями, средствами труда, и также спецификой межличностных производственных определений ответственности за данную работу [5, 6]. Личностное самоопределение и профессиональное самоопределения тесно связаны. Профессиональная деятельность в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов развиваются те или иные личностные качества. И если каждый в силу своих способностей может личностно определить себя, то профессиональное самоопределение обычно вызывает некоторые трудности, несмотря на то, что одной из составляющих профессионального самоопределения является личностное самоопределение. В настоящее время существуют десятки тысяч различных профессий, и человек волен выбрать любую из них. Проблема свободы выбора порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор [7, 8]. Но поскольку не все люди готовы к такой ответственности, то возникла насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих решение задач профессионального самоопределения. Анализ результатов Объектами исследования стали школьники 14-15 лет среднего общеобразовательного учреждения (40 человек), студенты I (40 человек) и VI (40 человек) курсов Ижевской государственной медицинской академии. Предметом данного исследования были возрастные особенности профессионального самоопределения. На первом этапе было проведено анкетирование, чтобы определить количество респондентов, определившихся с выбором профессии. Возраст рассматриваемых подростков составлял 14-15 лет (8-й класс). Согласно схеме традиционного процесса профессионального становления они находились на фазе оптанта. Анкетирование проводилось в общеобразовательной школе. Обсуждение проведенного анкетирования На первый вопрос анкеты, который звучал как «Определились ли вы с выбором профессии, если да, то каков ваш выбор?» ответили все респонденты. Голоса разделились примерно поровну. Это показывает, что только половина опрошенных знает, чем будет заниматься в будущем. Другая же половина находится в затруднении перед выбором. На следующий вопрос анкеты («Если определились, - это окончательный ваш выбор?») должны были отвечать только те, которые утвердительно ответили на предыдущий вопрос анкеты, поэтому данному вопросу не присваивали номер. Небольшое заключение можно сделать уже из этой части, так как она показывает, примерное количество школьников, нуждающихся в профориентации. Во втором вопросе были представлены факторы, влияющие на выбор профессии. Многие из респондентов выбирали несколько факторов. Из результатов опроса видно, что наиболее сильным фактором выбора профессии является мнение родителей. Следующий вопрос был составлен и представлен респондентам в таком виде: «В какое учебное заведение вы планируете поступать?». Из результатов опроса видно, что медицинская специальность не представляется подросткам привлекательной. Связывать свою жизнь с медициной желает лишь небольшая часть опрошенных школьников. Причину этого можно увидеть, если сравнить привлекательность профессии врача для современного школьника и студента медицинского вуза. На четвертый вопрос («Как вы думаете, возможно ли в настоящее время трудоустроиться по выбранной вами профессии?») подавляющее большинство респондентов ответили, выбрав вариант, выражающий лишь возможность трудоустройства. Такая неуверенность чаще всего возникает из-за рейтинга, престижа профессий в глазах подростка. Он видит, что профессия не востребована на рынке труда, поэтому считает, что устроиться работать по такой специальности будет гораздо труднее. В пятом вопросе («Что вас привлекает в выбранной профессии?») школьникам представили различные критерии привлекательности профессии. Из результатов опроса видно, что школьники желают быть уверенными в своей материальной обеспеченности в дальнейшем. Также для них важен карьерный рост, увеличивающий их полномочия и заработную плату. На шестой вопрос («Из каких источников, от кого вы получаете/получили информацию о будущей профессии?») ответы респондентов свидетельствуют о том, что мнение родителей является самым авторитетным для подростков. Респондентам был предложен дифференциально-диагностический опросник Е. Климова [9, 10]. Выявлено, что школьники отрицают все группы профессий кроме группы «человек - художественный образ». Студенты первого и шестого курсов склонны к профессиям, отнесенным к группам «человек - человек», «человек - природа» и «человек - художественный образ», но отрицают профессии типа «человек - знаковая система» и «человек - техника». Тестирование выявило, что большая часть студентов первого и шестого курсов определились с выбором профессии. Из школьников практически 50% определились с выбором. Выводы 1. Профессиональное самоопределение, выбор профессии во многом зависят от возрастных особенностей личности. На фазе оптации (8-й класс) респонденты ориентируются на творческие профессии («человек - художественный образ» по типологии Е. А. Климова). Это объясняется тем, что психический процесс воображения в этот возрастной период активно развивается. Воображение стимулирует выбор таких профессий, как актер, художник, певец, музыкант, литератор, искусствовед, театровед и т. п. 2. Примерно треть опрашиваемых восьмиклассников нуждается в профориентации, так как учащиеся не определились с выбором профессии (47 %) или неокончательно определились (27 %). 3. На фазе адаптации студенты I-VI курсов встают на путь приверженности профессии, осваивают ее (врач-педиатр) и делают выбор по типу профессии «человек - человек» и «человек - природа», что соответствует профессии врача. 4. Ранняя профориентация и диагностика профессионального самоопределения личности на разных возрастных этапах способствует осознанному выбору профессии и дальнейшей профессиональной самореализации.

Galleys

PDF (Русский)
References References

Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., 2016. 214 с.

Психологическая классификация профессий. Основания для классификации профессий. Классификация профессий Е. А. Климова, Дж. Холланда, В. Е. Гаврилова и др. URL: http://studopedia.ru/ 8_42700_psihologicheskaya-klassifikatsiya-professiy-osnovaniya-dlya-klassifikatsii-professiy-klassifikatsiya-professiy-e-a-klimova-dzh-hollanda-v-e-gavrilova-i-dr.html (дата обращения 12.04 2018).

Галиахметова Н. П. Принцип преемственности как условие систематичности и последовательности обучения // Оптимизация медицинского образования: качество и инновации : материалы конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ижевск, 2015. С. 22-25.

Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

Клименов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика». М. : Академия, 2014. 301 с.

Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М. : Генезис, 2007. 208 с.

Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высших. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 496 с.

Профессиональное самоопределение личности. URL: http://pedagogics-student.ru/index.php?action=full &id=594 (дата обращения: 21.05.2018).

Сущность профессионального самоопределения. URL: http://psyera.ru/sushchnost-professionalnogo-samoopredeleniya_8014.htm (дата обращения: 10.04.2018).

Типологические особенности личности в профессиональной среде. URL: http://geum.ru/doc/work/ 181279/3-ref.html (дата обращения: 18.04.2018).




DOI: http://dx.doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-279-282

Article Metrics

Metrics Loading ...

Metrics powered by PLOS ALM


Copyright (c) 2018 Bulletin of Kalashnikov ISTU

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 1813-7903 (Print)
ISSN 2413-1172 (Online)