Региональная система обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений: квалиметрический аспект

Авторы

  • А. А. Мирошниченко Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
  • Д. Р. Мерзлякова Удмуртский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-172-176

Ключевые слова:

психологическое здоровье, участники образовательных отношений, педагогическая система, система образования, квалиметрия, групповая экспертная оценка

Аннотация

Обозначена проблема оценки психологического здоровья участников образовательных отношений. Процесс сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений неотделим от процесса образования. Образование как комплексный процесс ориентировано на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека. На основе анализа теорий психологического здоровья определены основные критерии (компоненты) данного феномена. Представлен алгоритм групповой экспертной оценки компонентов психологического здоровья. Рассмотрена система обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений, ее уровни: уровень самого обучающегося, его социального окружения (педагоги и родители), образовательной организации, муниципалитета и региона. Обозначены методы регистрации состояния психологического здоровья на каждом уровне: на уровне обучающегося - фиксация показателей психологического здоровья школьников с отслеживанием динамики данных критериев; на уровне системы «родитель - обучающийся - педагог» - выявление специфики состояния психологического здоровья данных участников образовательных отношений с учетом возрастных особенностей, индивидуально-личностных характеристик, а также особенностей выполнения социальных ролей; на уровне образовательной организации - мониторинг психологического здоровья участников образовательных отношений с учетом организационных факторов риска. Экспертиза состояния психологического здоровья на муниципальном уровне должна быть передана общественным объединениям педагогов по профильному принципу, а на региональном уровне - быть комплексной и межведомственной.

Биографии авторов

А. А. Мирошниченко, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология»

Д. Р. Мерзлякова, Удмуртский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Институт гражданской защиты

Библиографические ссылки

Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М. : Наука, 1986. - 254 с.

Психологический институт Российской академии образования. - URL: http://pirao.ru, свободный (дата обращения: 14.04.2017).

Интересы и потребности современных детей и подростков / Б. З. Вульфов, Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева. - СПб. : Каро, 2007. - 144 с.

Мерзлякова Д. Р. Профессиональное «выгорание» педагогов в условиях введения ФГОС // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации : сборник статей науч.-практ. конф. - Ижевск, 2016. - С. 65-68.

Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех : учеб. пособие. - М. : ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

Семин Ю. Н. Проектирование инновационных педагогических технологий на основе квалиметрического подхода // Образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 30-37.

Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Экспертные методы в педагогических исследованиях // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 20 Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2015. - С. 164-166.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/, свободный (дата обращения: 14.04.2017).

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Питер, 2008. - 448 с.

Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2008. - 170 с.

Там же. - С. 48.

Плугина М. И. Критерии и показатели психологического здоровья личности // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2016. - С. 112-114.

Соколовская Л. Б. Критерии психологического здоровья человека // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2012. - С. 50-59.

Хухлаева О. В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 5. - С. 81-90. - www.psyedu.ru.

Шерешкова Е. А. Проблема психологического здоровья в современных психолого-педагогических исследованиях // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 201-205.

Черепанов В. С. Метод групповых экспертных оценок // Педагогика. - 1987. -№ 5. - С. 57-59.

Мирошниченко А. А. Измерение динамики развития обучающегося как основа управления качеством образования в регионе // Современный взгляд на будущее науки : сборник статей междунар. науч.-практ. конф. - Пермь, 2016. - С. 158-160.

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Мирошниченко А. А., Зотова С. С. Рынок образовательных услуг моногорода : Трасформация роли государственного вуза // Вестник ИжГТУ. - 2010. - № 1. - С. 167-170.

Загрузки

Опубликован

25.07.2017

Как цитировать

Мирошниченко, А. А., & Мерзлякова, Д. Р. (2017). Региональная система обеспечения психологического здоровья участников образовательных отношений: квалиметрический аспект. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 20(2), 172–176. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-2-172-176

Выпуск

Раздел

Педагогические науки (архив)