Повышение качества изготовления рам кузовов локомотивов

Авторы

  • Б. А. Гупалов Новоуральский технологический институт - филиал национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2022-1-62-76

Ключевые слова:

рама кузова электровоза, внутренние напряжения, точностные параметры, правка местным нагревом, вибрационная правка, сварная конструкция

Аннотация

Изложен процесс изготовления рамы кузовов локомотивов, который является сложным поэтапным процессом сборки (сварки) элементов. Установлено, что внутренние напряжения вызывают сварочные деформации, при этом отклонение от прямолинейности боковин рам кузовов электровозов серии 2ЭС6, 2ЭС10, 2ЭС7 (производство ООО «Уральские локомотивы») может достигать до 25 мм при допуске в 5 мм. Результаты расчетов внутренних напряжений при линейных перемещениях в 25 мм боковин показал, что максимальные значения напряжений могут достигать до 45 МПа. Для повышения точностных параметров в технологию изготовления рамы кузова вводится операция правки местным нагревом. Описаны основные характеристики существующей технологии правки на производстве местным нагревом (указаны места нагревов, температурные режимы и др.), показаны основные недостатки (низкий уровень механизации, отсутствие снятия остаточных напряжений в материалах). Выполнены исследования технических решений способов правки. Результаты показывают, что имеются широкие возможности замены термической правки на механизированную вибрационную обработку, которая снижает остаточные напряжения в материале изделий. Эффективность вибрационной обработки в значительной степени зависит от выбранных параметров режима: частоты, амплитуды, длительности воздействия колебаний, а также оптимальной схемы виброобработки рамы. Предложена оригинальная схема правки рамы кузова электровозов в производственных условиях. Указано, что для минимизации усилий статического изгиба необходимо осуществлять подвешивание рамы в заневоленном состоянии и осуществлять перемещение вибраторов (-а) по длине рамы, разделив ее примерно на 3 равные части. Для отработки технологии правки предлагается использование оборудования PXI Platform с приложением LabVIEW. Стоимость операции правки можно уменьшить минимум на 20 %, что скажется на стоимости электровоза в целом.

Биография автора

Б. А. Гупалов, Новоуральский технологический институт - филиал национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

кандидат технических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин

Библиографические ссылки

Щербицкая Т. В., Калиева С. Т., Иванов В. В. Оценка надежности подвижного состава железнодорожного транспорта // Наука и образование транспорту. 2019. № 1. С. 119-120.

Безопасная эксплуатация локомотивов по ресурсу их базовых частей / Э. С. Оганьян, Г. М. Волохов, А. С. Гасюк, Д. М. Фазлиахметов, Е. В. Муравлев // Безопасность труда в промышленности. 2017. № 6. С. 54-58. DOI: 10.24000/0409-2961-2017-6-54-58.

Оганьян Э. С., Волохов Г. М., Гасюк А. С. Прогнозирование ресурса несущих конструкций локомотивов по условиям эксплуатации // Известия Транссиба. 2019. № 2 (38). С. 47-54.

Гучинский Р. В. Оптимизация конструкции кузова вагона электропоезда по значению частоты собственных колебаний // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021. Т. 80, № 3. С. 152-159. DOI: https://dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-152-159.

Гучинский Р. В., Петинов С. В. Предварительный расчет частоты собственных изгибных колебаний кузовов вагонов электропоездов // Вестник института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2019. № 2 (46). С. 50-57.

Сотников Д. Н., Котловцева Е. Ю., Корнеев П. С. Основные приспособления и оборудование для автоматизированной сборки - сварки баков // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 12-1 (90). С. 96-103. DOI: 10.23670/IRJ.2019.90. 12.020.

Теоретико-практический базис правки деформированных вагоноконструкций термическим влиянием / А. В. Фомин, А. А. Логвиненко, А. В. Бурлуцкий, А. Н. Фомина // Наука и прогресс транспорту. 2018. № 6 (78). С. 155-164. DOI: 10.15802/stp2018/ 154830.

Киселев Е. С., Благовский О. В. Управление формированием остаточных напряжений при изготовлении ответственных деталей : монография. Санкт-Петербург : Лань, 2020. 140 с. ISBN 978-5-8114-2740-6.

Стрельников И. В., Пономарев К. Е. К вопросу применения вибрационной обработки сварных конструкций космических аппаратов для повышения точности и размерной стабильности. Обзор // Вестник НПО имени С. А. Лавочкина. 2017. № 4 (38). С. 89-95.

Лебедев В. А., Белозеров М. А. Применение вибрационной стабилизирующей обработки для повышения качества деталей летательных аппаратов // Актуальные проблемы в машиностроении. 2020. Т. 7, № 3-4. С. 39-43.

Набиуллин У. М. Вибрационная обработка сварных конструкций // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2019. № 1 (5). С. 90-93.

Wang Y., Kramer M. S. Stress relief of mechanically roughened cylinder bores for reduced cracking tendency. Pat. No. US 9863030 B2. 2018.

Antonyuk V. E. Dynamic stabilization in the production of low-rigid parts. Minsk, Belarusian science Publ., 2017, 191 p. ISBN 978-985-08-2174-4

Jaroszewicz J., Lukaszewicz K., Antonyuk V. Design of vibrostabilisation stand for reducing gresidualstressesin disk used in the construction of multi-plate clutches and brakes. Acta mecanika et automatica, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 37-44.

Бобровский А. В., Драчев О. И. Новая технология осевой горячей правки валов растяжением // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2019. № 9 (232). С. 11-15.

Зайдес С. А., Лэ Х. К. Оценка качества правки цилиндрических деталей поперечной обкаткой гладкими плитами // Вестник машиностроения. 2020. № 6. С. 72-76. DOI: 10.36652/0042-4633-2020-6-72-76.

Патент на изобретение РФ № 2610195. Способ стабилизации формы и размеров корпусов судов, построенных каркасным методом / А. А. Васильев, В. М. Левшаков, В. С. Михайлов. 2017.

Zhao X., Zhang N., Wang A. Modeling and Simulation Technology of High Frequency Vibratory Stress Relief Treatment for Complex Thin - Walled Workpiece. MATEC Web of Conferences - ICCEMS, 2018, vol. 206, pp. 1-6.

Korolev A. V., Balaev A. F., Korolev A. A. Experimental Study of the Effectiveness of the Vibromechanical Stabilization of Bearing Rings. Solid State Phenomena, 2018, vol. 284, pp. 1327-1331.

Zhao X., Zhang N., Wang A. Modeling and Simulation Technology of High Frequency Vibratory Stress Relief Treatment for Complex Thin -Walled Workpiece. MATEC Web of Conferences, 2018, vol. 206, p. 04001. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/201820604001.

Загрузки

Опубликован

02.06.2022

Как цитировать

Гупалов, Б. А. (2022). Повышение качества изготовления рам кузовов локомотивов. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 25(1), 62–76. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2022-1-62-76

Выпуск

Раздел

Статьи