МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО КАНАЛА СВЯЗИ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2410-9304-2018-2-41-47Ключевые слова:
телеметрическая измерительная система, оптический канал связи, модуляция амплитуды импульсных сигналов, моделирование канала связи, Кeywords, telemetric measuring systemАннотация
В работе предложены модели оптического канала связи телеметрической измерительной системы, предназначенной для измерения температуры поршня работающего двигателя внутреннего сгорания. Канал связи реализован между первичными и промежуточным преобразователями, устанавливаемыми на поршне и стационарными блоками приема и обработки измерительной информации системы, расположенными за пределами двигателя. Канал включает излучатель, фотоприемник и схему восстановления амплитуды импульсных информационных сигналов. Модели канала связи представлены в среде Micro-Cap и реализованы на идеальных и реальных активных элементах (операционном усилителе и компараторе напряжения). Исследования переходных процессов на моделях в режиме анализа Transient программы Micro-Cap при передаче информации в длительности оптических импульсов показали, что в канале связи допускается модуляция амплитуды оптических импульсов до 30 дБ при погрешности передачи не более 1 % в диапазоне частот оборотов двигателя от 10 до 100 Гц и длительности импульсов от 10 мкс до 1 мс. Моделируемый канал может быть использован в реальных телеметрических системах измерения температуры и других физических параметров двигателей внутреннего сгорания в процессе их экспериментальных исследований и доводки.Библиографические ссылки
Устройство для исследования поршней двигателей по инфракрасному излучению / В. А. Щеголев и др. // Двигателестроение. 1985. № 10. С. 50-52.
Ключников Г. М., Сяктерев В. Н., Кондратьев В. Н. Телеметрическая система с оптическим каналом связи для измерения параметров подвижных деталей // Двигателестроение. 1983. № 2. С. 14-17.
Куликов В. А., Сяктерев В. Н. Градуировка автоматизированной системы температурных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 92-95.
Куликов, В. А., Сяктерев В. Н., Сяктерева В. В. Исследование влияния методических погрешностей на точность измерения температуры подвижных деталей двигателей с использованием телеметрических систем измерения // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова, 2014. - № 4(64). - С. 118-121.
Сяктерев В. Н., Сяктерева В. В., Колеватов С. М. Оптический канал связи в системах измерения параметров поршня двигателей внутреннего сгорания // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова. 2016. № 3. С. 44-46.
Micro-Cap 11 Electronic Circuit Analysis Program User's Guide. URL: http://www.spectrum-soft.com/down/ug11.pdf (дата обращения: 06.02.2018).
Амелина М. А., Амелин С. А. Программа схемотехнического моделирования Micro-Cap 8. М. : Горячая линия - Телеком, 2007. 464 с.
Куликов В. А., Колеватов С. М. Инерционный формирователь с адаптивным порогом // Информационные технологии в науке, промышленности и образовании : сб. тр. науч.-техн. очно-заоч. регион. конф. (г. Ижевск, 24 мая 2014 г.) / науч. ред. В. А. Куликов. Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2014. С. 276-282.
Куликов В. А., Сяктерев В. Н., Колеватов С. М., Селетков С. Г. Моделирование инерционного формирователя с адаптивным порогом // Информационные технологии в науке, промышленности и образовании : сб. тр. науч.-техн. очно-заоч. регион. конф. (г. Ижевск, 23 мая 2015 г.) / науч. ред. В. А. Куликов. Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2015. С. 227-232.