Оптимальное проектирование композитных коробчатых конструкций

Авторы

  • В. И. Кучерюк Тюменский государственный институт культуры
  • И. В. Шаптала Тюменский государственный университет
  • Н. А. Спиридонова Тюменский индустриальный университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2410-9304-2022-3-66-75

Ключевые слова:

композитная панель, оптимизация, коробчатая конструкция, геометрическое моделирование

Аннотация

В данной работе рассматривается методика оптимизации коробчатых многосвязных тонкостенных конструкций как по материалам, так и по методам расчета. Такие конструкции широко применяются на транспорте, в строительстве и других областях. Примером таких конструкций являются кузова автобусов, троллейбусов, трамваев, трейлеров; корпуса железнодорожных вагонов, спецтранспорта; передвижных мастерских, жилых объектов и т. п. Выполнена сначала глобальная, а затем локальная оптимизация для заданных воздействий с использованием системного анализа, математического моделирования и IT-технологий. В процессе оптимизации показано определение глобальной целевой функции и критериев оптимизации, глобальных и локальных ограничений. Предложена разработка проекта коробчатой тонкостенной композитной конструкции, включающей в себя геометрическое моделирование, подбор компонентов материала и составление композиции тонкостенных элементов. Для сравнения описано, как при компоновке композитной панели можно использовать природный биологический организм, из которого выделяются основные системы органов, обеспечивающие процессы его жизнедеятельности: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная и другие. Показано, что по аналогии с организмом транспортный объект (неоднородная система) может обеспечивать общую и местную прочность и жесткость элементов конструкции. При составлении композиции тонкостенного элемента каждый вариант панели рассматривают как модуль со своими физико-механическими характеристиками. Далее приведены методы, которые можно использовать при расчете неоднородной конструкции, и формулы для определения приведенных цилиндрических жесткостей для пластинчатых и оболочечных элементов «эквивалентного» однородного материала. Показан пример оптимального проектирования тонкостенной композитной конструкции коробчатого типа. Делается вывод о предложенной методике оптимального расчета и проектирования композитных тонкостенных конструкций с помощью системного подхода.

Биографии авторов

В. И. Кучерюк, Тюменский государственный институт культуры

кандидат технических наук, профессор

И. В. Шаптала, Тюменский государственный университет

старший преподаватель кафедры фундаментальной математики и механики

Н. А. Спиридонова, Тюменский индустриальный университет

старший преподаватель кафедры строительной механики СТРОИН

Библиографические ссылки

Рожваны Д. Оптимальное проектирование изгибаемых систем / пер. с англ. М.: Стройиздат, 1980. 310 с.

Смердов А. А. Основы оптимального проектирования композитных конструкций: учебное пособие. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 88 с.

Кучерюк В. И., Бабичев Д. Т., Шаптала И. В. К системной оптимизации прямозубых цилиндрических передач // Интеллектуальные системы в производстве. 2019. Т. 17, № 3. С. 14-19.

Волков Л. И. Надежность летательных аппаратов : учебное пособие для авиационных вузов. М. : Высш. шк., 1975. 296 с.

Kucheruk V.I. Optimization and Mathematical Simulation of Transpedicular Fixator / V.I. Kucheruk, S.G. Petrov, G.L. Petrov, E.Y. Petrova, E.A. Berezuev // I.J. of Innovative Techology and Exploring Ingineering, 2019. Vol.8, pp. 46-52.

Силаев А. А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. М. : Машиностроение, 1972. 192 с.

Композиционные материалы : в 8 т. / пер. с англ. ; под ред. Л. Браутмана и Р. Крака. М. : Машиностроение, 1978. Пер. изд.: Composite Materials. Нью-Йорк, 1975. Т. 8. Анализ и проектирование конструкций. Ч. 2 / под ред. К. Чамиса. 1978. 264 с.

Безухов Н. И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести / Н.И. Безухов. М. : Высш. шк., 1968. 512 с.

Самуль В. И. Основы теории упругости и пластичности. М. : Высш. шк., 1982. 264 с.

Прочность и долговечность автомобиля / Б. В. Гольд, Е. П. Оболенский, Ю. Г. Стефанович, О. Ф. Трофимов. М.: Машиностроение, 1974. 328 с.

Дубровский В. И., Федорова В. И. Биомеханика. М. : Владос-Пресс, 2003. 672 с.

Бегун П. И., Афонин П. Н. Моделирование в биомеханике. М. : Высш. шк., 2004. 390 с.

Вольфсон Б. П. Расчет сборных и монолитных коробчатых конструкций на изгиб и кручение. М. : Изд. лит. по строительству, 1968. 105 с.

Расчет тонкостенных конструкций объектов нефтяной и газовой промышленности / В. И. Кучерюк, Ю. Г. Сысоев, В. А. Иванов и др. М. : Недра, 1996. 279 с.

Kucheruk V. I., Umanskaya O. L., Krivchun N. A. Mathematical Modelling of the Calculation of the Stiffness Characteristics of Composite Materials. Periodical: Key Engineering Materials (Volume 771), Main Theme: Functional Material and Processing Technologies, edited by: Ha-Sung Kong, pp. 82-87, 2018. DOI: https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/KEM.771.82.

Разрушение конструкций из композитных материалов / И. В. Грушецкий, И. П. Димитриенко, А. Ф. Ермоленко и др. ; под ред. В. П. Тамужа, В. Д. Протасова. Рига : Зинатне, 1986. 264 с.

Черепанов Г. П. Механика разрушения композиционных материалов. М. : Наука, Главная ред. физ.-мат. лит., 1983. 296 с.

Liebowitz H. Fracture Mathematical fundamentals. Volume 2 / H. Liebowitz. Academic Press, New-York and London, 1968. 705p.

Загрузки

Опубликован

28.09.2022

Как цитировать

Кучерюк, В. И., Шаптала, И. В., & Спиридонова, Н. А. (2022). Оптимальное проектирование композитных коробчатых конструкций. Интеллектуальные системы в производстве, 20(3), 66–75. https://doi.org/10.22213/2410-9304-2022-3-66-75

Выпуск

Раздел

Статьи