Напряженно-деформированное состояние неэвольвентного зуба колеса планетарной передачи

Авторы

  • Ф. И. Плеханов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • Р. С. Музафаров ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • П. Е. Манохин ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • А. С. Сунцов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-28-30

Ключевые слова:

неэвольвентный зуб колеса, упругое основание, напряжения изгиба

Аннотация

Многосателлитные планетарные передачи широко распространены в приводной технике благодаря высокой нагрузочной способности и хорошим массогабаритным характеристикам. Конструкции таких передач предусматривают наличие солнечной шестерни и центрального колеса с внутренними зубьями и толщиной обода не ниже трех модулей, установленного неподвижно в корпусе планетарного механизма. В созданных в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова передачах неподвижное центральное колесо выполнено в виде барабана с неэвольвентными зубьями-перемычками, что позволяет уменьшить радиальный размер передачи на толщину обода колеса. Кроме того, повышенная податливость зубьев-перемычек положительно сказывается на распределении нагрузки в зацеплениях колес. Однако они имеют более низкую изгибную прочность, нежели стандартные эвольвентные зубья, так как радиус кривизны переходной кривой неэвольвентного профиля оказывается близким к нулю. Для определения напряжения изгиба зуба-перемычки в месте его заделки в обод колеса элемент обода представлен в виде балки на упругом основании, для которого составлено уравнение связи силовых факторов и деформаций изгиба и сдвига. Полученное дифференциальное уравнение напряженно-деформированного состояния решалось аналитическим методом Эйлера. Из выполненных расчетов следует, что напряжения в основании зуба-перемычки существенно больше напряжений в основании эвольвентного зуба. В связи с этим колеса с неэвольвентными зубьями-перемычками целесообразно использовать в сравнительно малонагруженных планетарных передачах, рассчитанных на длительный срок службы, несущая способность которых лимитируется контактной прочностью зубьев колес.

Биографии авторов

Ф. И. Плеханов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

доктор технических наук, профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство»

Р. С. Музафаров, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование»

П. Е. Манохин, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат технических наук, доцент кафедры «Промышленное и гражданское строительство»

А. С. Сунцов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

аспирант

Библиографические ссылки

Кудрявцев В. Н., Кирдяшев Ю. Н., Гинзбург Е. Г. Планетарные передачи : справочник. - Л. : Машиностроение,1977. - 563 с.

Пат. на изобр. 2581222, РФ, МПК F16H 1/32. Многорядная планетарная передача / Ф. И. Плеханов, А. Д. Плеханов. - 20.04. 2016, БИ № 11.

Плеханов Ф. И. Типы и рациональные конструкции планетарных передач // Наука Удмуртии. - 2008. - № 7(26). - С. 123-129.

Технология изготовления редукторов / И. В. Абрамов, В. Г. Осетров, Ю. В. Пузанов, Ф. И. Плеханов, Г. Н. Главатских. - Глазов : Изд-во ГГПИ, 2005. - 208 с.

Загрузки

Опубликован

06.10.2017

Как цитировать

Плеханов, Ф. И., Музафаров, Р. С., Манохин, П. Е., & Сунцов, А. С. (2017). Напряженно-деформированное состояние неэвольвентного зуба колеса планетарной передачи. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 20(3), 28–30. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-28-30

Выпуск

Раздел

Машиностроение и машиноведение