Активные методы обучения как эффективное средство формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе ОБЖ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-136-138Ключевые слова:
образование, общеобразовательные учреждения, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, активные методы обученияАннотация
Проведен анализ литературных источников по вопросу практического применения педагогически обоснованных путей и способов побуждения к ведению здорового образа жизни обучающихся. Значительная роль в формировании знаний, умений и навыков здорового образа жизни принадлежит школе. Статья посвящена особенностям формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание которого выходит за рамки урока, включая также внеурочную и внеклассную деятельность. Особое внимание уделяется диагностическому инструментарию оценки уровня сформированности исследуемого качества и разработанной методики, основанной на активных методах обучения: урочная деятельность (технология развития критического мышления: работа в группах по технологии «мировое кафе», интерактивный метод обучения: метод «мозгового штурма» и др.); внеурочная деятельность (выполнение творческих заданий, составление синквейна и др.); внеклассная деятельность (участие в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности - соревнования, игры, конкурсы, эстафеты, направленных на формирование здорового образа жизни, разработка сценария, съемка видео, представление на классных часах и др.). Разработан критериальный аппарат, основанный на следующих взаимосвязанных компонентах: когнитивный (характеризует знания человека о своем здоровье); мотивационный (определяет особенности мотивации к познанию в области здорового образа жизни); деятельностный (предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни). К взятым за основу компонентам были сформулированы показатели и уровни сформированности (высокий, средний, низкий). В диагностику по каждому компоненту представлены адаптированные по специфике исследования методики. Представлены результаты исследования, оценивающие эффективность применения методики, формирующей знания о здоровом образе жизни у обучающихся среднего звена, основанной на активных методах обучения.Библиографические ссылки
Киселева Э. М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 1(29). - С. 102-104.
Социально-педагогическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области здоровьесбережения обучающихся : материалы всерос. науч.-практ. конф / науч. ред. А. А. Орлов. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. - 416 с.
Костецкая Г. А., Попова Р. И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция) [материалы междунар. конф. «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» : спец. выпуск. - М., 2011. - С. 149-150.
Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Основы здорового образа жизни. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 255 с.