Коммуникативные качества современного педагога глазами студентов
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-205-208Ключевые слова:
коммуникативность, коммуникативная компетенция, педагогАннотация
Данная статья посвящена проблеме развития и оценки коммуникативной компетенции педагога. Цель данной статьи - выявление отношения студентов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова к владению педагогами коммуникативными навыками и умениями и оценка степени их важности с точки зрения обучающихся. Результаты опроса студентов сравниваются с требованиями к выпускникам педагогических специальностей, приведенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). С целью выяснения понимания студентами коммуникативности педагога и оценки ими степени важности данного качества использовались такие методы педагогического исследования, как анкетирование и наблюдение. В опросе приняли участие 94 студента первого и второго курсов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, обучающихся по инженерным направлениям. Анализ анкет студентов показал, что студенты напрямую связывают коммуникативность с умением доступно объяснять материал и устанавливать контакт с обучающимися. Владение педагогом коммуникативной компетенцией является для них необходимым, но не главным качеством. Большинство опрошенных (80 %) все же отмечают, что знания педагога для них важнее его коммуникативности. Сравнение результатов анкетирования студентов и требований ФГОС ВО показало, что в образовательных стандартах требования, связанные с коммуникативными навыками и умениями, предъявляются прежде всего к форме общения. Что касается студентов, то большинство опрошенных более важным считают умение преподавателя доступно излагать сложную информацию и связывают с понятием «коммуникативная компетенция педагога» именно это качество.Библиографические ссылки
Krasavina Yu. V., Al Akkad A. M. Developing professional information and communication skills through e-projects // Образование и наука. 2014. № 10(119). С. 93-104.
Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 336 с.
Рендоренко И. В. Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС. URL: https://урок.рф/library/ professionalnaya_kompetentnost_sovremennogo_prepo_ 071450.html (дата обращения: 01.01.2018).
Шихова О. Ф., Бернатова Н. М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра технологического образования на основе проектного метода // Вестник ИжГТУ. 2013. № 4(60). С. 166-170.
Аухадеева Л. А., Аухадеев А. Э. Коммуникативная компетентность в подготовке учителя // Вестник КазГУКИ. 2015. № 3. С. 60-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnayakompetentnost-v-podgotovke-uchitelya (дата обращения: 17.04.2018).
Малета С. В. Коммуникативная культура как важнейшая составляющая профессиональной компетентности преподавателя современного вуза // Концепт-2015. Спецвыпуск № 9. 4 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnayakultura-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschayaprofessionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-sovremennogo-vuza (дата обращения: 17.04.2018).
Шумилова Е. А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе. Челябинск : Дитрих, 2011. 258 с.
Щербакова Т. И., Кладько А. И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 199-204.
Никифорова Н. А. Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя. URL: https://nsportal.ru/ shkola/raznoe/library/2014/02/03/kommunikativnayakompetentnost-kak-odin-iz-vazhnykh-komponentov (дата обращения: 01.01.2018).
Сурнин Д. И. Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 505-507. URL: https://moluch.ru/archive/40/4830/ (дата обращения: 28.02.2018).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2018 : сайт. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/prm781-1.pdf (дата обращения: 17.04.2018).
Шумилова Е. А. Указ. соч.