Коммуникативные качества современного педагога глазами студентов

Авторы

  • Ю. В. Красавина ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • В. С. Кузнецова ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-205-208

Ключевые слова:

коммуникативность, коммуникативная компетенция, педагог

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме развития и оценки коммуникативной компетенции педагога. Цель данной статьи - выявление отношения студентов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова к владению педагогами коммуникативными навыками и умениями и оценка степени их важности с точки зрения обучающихся. Результаты опроса студентов сравниваются с требованиями к выпускникам педагогических специальностей, приведенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). С целью выяснения понимания студентами коммуникативности педагога и оценки ими степени важности данного качества использовались такие методы педагогического исследования, как анкетирование и наблюдение. В опросе приняли участие 94 студента первого и второго курсов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, обучающихся по инженерным направлениям. Анализ анкет студентов показал, что студенты напрямую связывают коммуникативность с умением доступно объяснять материал и устанавливать контакт с обучающимися. Владение педагогом коммуникативной компетенцией является для них необходимым, но не главным качеством. Большинство опрошенных (80 %) все же отмечают, что знания педагога для них важнее его коммуникативности. Сравнение результатов анкетирования студентов и требований ФГОС ВО показало, что в образовательных стандартах требования, связанные с коммуникативными навыками и умениями, предъявляются прежде всего к форме общения. Что касается студентов, то большинство опрошенных более важным считают умение преподавателя доступно излагать сложную информацию и связывают с понятием «коммуникативная компетенция педагога» именно это качество.

Биографии авторов

Ю. В. Красавина, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат педагогических наук, и. о. заведующей кафедрой «Профессиональная педагогика»

В. С. Кузнецова, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

студентка

Библиографические ссылки

Krasavina Yu. V., Al Akkad A. M. Developing professional information and communication skills through e-projects // Образование и наука. 2014. № 10(119). С. 93-104.

Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 336 с.

Рендоренко И. В. Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС. URL: https://урок.рф/library/ professionalnaya_kompetentnost_sovremennogo_prepo_ 071450.html (дата обращения: 01.01.2018).

Шихова О. Ф., Бернатова Н. М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего бакалавра технологического образования на основе проектного метода // Вестник ИжГТУ. 2013. № 4(60). С. 166-170.

Аухадеева Л. А., Аухадеев А. Э. Коммуникативная компетентность в подготовке учителя // Вестник КазГУКИ. 2015. № 3. С. 60-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnayakompetentnost-v-podgotovke-uchitelya (дата обращения: 17.04.2018).

Малета С. В. Коммуникативная культура как важнейшая составляющая профессиональной компетентности преподавателя современного вуза // Концепт-2015. Спецвыпуск № 9. 4 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnayakultura-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschayaprofessionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-sovremennogo-vuza (дата обращения: 17.04.2018).

Шумилова Е. А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе. Челябинск : Дитрих, 2011. 258 с.

Щербакова Т. И., Кладько А. И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 199-204.

Никифорова Н. А. Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя. URL: https://nsportal.ru/ shkola/raznoe/library/2014/02/03/kommunikativnayakompetentnost-kak-odin-iz-vazhnykh-komponentov (дата обращения: 01.01.2018).

Сурнин Д. И. Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 505-507. URL: https://moluch.ru/archive/40/4830/ (дата обращения: 28.02.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2018 : сайт. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/prm781-1.pdf (дата обращения: 17.04.2018).

Шумилова Е. А. Указ. соч.

Загрузки

Опубликован

16.10.2018

Как цитировать

Красавина, Ю. В., & Кузнецова, В. С. (2018). Коммуникативные качества современного педагога глазами студентов. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(3), 205–208. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-205-208

Выпуск

Раздел

Статьи