Некоторые особенности расчета долговечности узлов и деталей машин

Авторы

  • М. Ю. Карелина Московский автомобильно-дорожный <br /> государственный технический университет (МАДИ)
  • И. В. Костюк Московский автомобильно-дорожный <br /> государственный технический университет (МАДИ)
  • Т. Ю. Черепнина Московский автомобильно-дорожный <br /> государственный технический университет (МАДИ)
  • В. Р. Рогов Московский автомобильно-дорожный <br /> государственный технический университет (МАДИ)

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2020-3-25-30

Ключевые слова:

долговечность деталей машин, усталостное разрушение, метод Монте-Карло, проектирование, ресурс

Аннотация

Практика деятельности автотранспортных предприятий показывает, что в зависимости от характера производимых работ, как правило, существует не только обязательный приоритет нескольких критериев, например, при выборе автомобиля, но и необходимость получать дифференцируемые значения коэффициентов относительной важности по заданному уровню эффективности. Например, когда необходимо учитывать ряд свойств одновременно, каждое из которых определяется комплексом собственных показателей, и при этом требуется оптимизировать процесс их реализации. В этом случае необходимо получить сбалансированные значения коэффициентов относительной важности в соответствии с целями поставленных задач. Научный подход к решению данной задачи диктует необходимость принимать решение не по одному, а сразу по нескольким показателям эффективности.

Особое внимание уделено расчетной оценке функции распределения долговечности на стадии проектирования и доводки опытного образца. Обоснована перспектива метода Монте-Карло, большим преимуществом которого является возможность наиболее полно учитывать рассеяние всех случайных величин в блоке нагружения, влияющих на функцию распределения долговечности. Приведен пример расчета функции распределения долговечности детали при переменных нагрузках в различных режимах эксплуатации. Расчетные данные, полученные по предлагаемому в работе методу, подтверждаются экспериментально, что позволяет рассматривать возможность применения метода для оценки вероятности разрушения механических систем.

Универсальность метода определяет область его применения для различных узлов и деталей машин (подшипники, зубчатые колеса, валы и др).

Библиографические ссылки

Терентьев А. В., Ефименко Д. Б. К вопросу многокритериальной оценки срока эксплуатации автомобиля // Мир транспорта и технологических машин. 2018. №1 (60). С. 21–27.

Терентьев А. В., Тарасов И. В., Терентьева В. А. Иерархия системы управления рациональным сроком службы автомобилей // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. № 4 (22). С. 46–50.

Maksimychev O.I., Ostroukh A.V., Pastukhov D.A., Nuruev Y.E.-O., Karelina M.Y., Zhankaziev S.V. Automated Control System of Road Construction Works. International J. of Applied Engineering Research, 2016, vol. 11, no. 9, pp. 6441-6446.

Maksimychev O.I., Ivakhnenko.A.M.,Ostroukh A.V., Pastukhov D.A., Nuruev Y.E.-O., Karelina M.Y., Zhankaziev S.V.Technology of monitoring and control algorithm design for earth-moving machine. International J. of Applied Engineering Research, 2016, vol. 11, no 9, pp. 6430-6434.

Терентьев А. В., Евтюков С. А., Гинзбург Г. Методология управления рациональным сроком службы автомобиля // Мир транспорта и технологических машин. 2017. № 1 (56). С. 3–10.

Терентьев А. В., Кирьенко Д. К. Влияние непланового текущего ремонта на рациональный срок службы автотранспортного средства // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 4 (57). С. 178–182.

Терентьев А. В., Арифуллин И. В. Общая методика планирования многофакторного анализа при решении технологических задач авторемонтного производства // Транспорт: наука, техника, управление. 2019. № 11. С. 63–66.

Терентьев А. В., Арифуллин И. В., Таланова И. Н. Многокритериальная аналитическая модель определения срока эксплуатации автомобиля // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2019. № 4 (59). С. 3–8.

Terentiev A.V., Kapustin A.A. Rational Lifetime of a Vehicle in Terms of Ensuring Security of Its Design. Transportation Research Procedia, 2017, no. 20, pp. 254-260.

Карелина М. Ю., Арифуллин И. В., Терентьев А. В. Аналитическое определение весовых коэффициентов при многокритериальной оценке эффективности автотранспортных средств // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2018. № 1 (52). С. 3–9.

Dejan B. Momčilović, Aleksandar Subić, Ivana D. Atanasovska, Radivoje Mitrović. Combined Load Simulation vs Component Loads Simulation in Machine Design - a Case Study. FME Transactions, 2014, no. 42, pp. 48-55.

Nicola Pedroni, Enrico Zio, Francesco Cadini. Advanced Monte Carlo Methods and Applications. ASCE-ASME J. of Risk and Uncertainty in Engineering Systems, 2017, no. 3.

Загрузки

Опубликован

08.11.2020

Как цитировать

Карелина, М. Ю., Костюк, И. В., Черепнина, Т. Ю., & Рогов, В. Р. (2020). Некоторые особенности расчета долговечности узлов и деталей машин. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 23(3), 25–30. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2020-3-25-30

Выпуск

Раздел

Статьи