Конструкторско-технологическая инженерия рабочих поверхностей зубчатых колес газотурбинных двигателей
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2023-3-16-25Ключевые слова:
коэффициент приемлемости, несоответствие, цифровой двойник, конструкторско-технологическое взаимодействие, зубчатое колесо, физико-механические свойства материалаАннотация
Проектирование и производство зубчатых колес базируется на целом ряде специализированных принципов и дисциплин, направленных на прикладное применение научных и практических знаний. Предложенный способ организации проектирования с последующим производством конфигурации зубчатой передачи совместно с технологией виртуального моделирования жизненного цикла позволяет на этапе проектирования изделия в рамках существующего производства предсказать поведение зубчатых передач на определенных эксплуатационных режимах. Обеспечение функциональных свойств зубчатой передачи - это комплексная задача, которая решается на всех этапах жизненного цикла механизма. Для решения необходима модель конструкторско-технологического управления работоспособностью, охватывающая жизненный цикл целиком с учетом управления конфигурацией зубчатого зацепления и способа объективной оценки эксплуатационных свойств для обеспечения функциональности и приемлемости. Приемлемость позиционируется как характеристика конструкции детали, узла и изделия в целом, подлежащей принятию решения о допустимости в эксплуатацию в случае наличия несоответствий при фактическом изготовлении. Предложена модель конструкторско-технологической инженерии на основе анализа приемлемости зубчатой передачи, в частности классификации повреждений рабочих поверхностей зубьев, основанная на достоверности прочностных расчетов, знаниях материалов и точности обработки, присущих серийному производству, с анализом работоспособности по функциональным параметрам. Данная модель позволяет считать допустимыми несоответствия, которые часто повторяются, но не являются существенными. Рассмотрена возможность принятия оптимальных конструкторских решений на проектном этапе разработки конфигурации механизма в условиях использования информации о серийных технологических возможностях на базе концепции цифрового двойника при осуществлении обратной связи между технологическим и конструкторским направлениями конструирования зубчатой передачи. Это создает задел для разработки нового организационного подхода инженерной разработки конфигурации узлов при плотном выгодном сотрудничестве конструктора и технолога.Библиографические ссылки
Клименко И. С., Плутанов М. А. О ранжировании критериев выбора решений, сформированных на матрице риска // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2017. № 2. С. 63-65.
Бобрышев А. Д., Панова (Зенова) Е. С. Применение современных управленческих инструментов при внедрении новаций на промышленных предприятиях. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 152 с.
Шарая О. А., Пастухов А. Г., Кравченко И. Н. Инженерия поверхности упрочненных деталей. М. : Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2020. 124 с.
Крукович М. Г., Федотова А. Д. Инженерия поверхностей деталей машин для повышения износостойкости // Новые материалы и технологии в машиностроении. 2021. № 34. С. 52-58.
Голубев А. П., Корнеев А. А. Разработка и применение перспективных методов инженерии поверхностей деталей машин с использованием информационных технологий // Информационные технологии. Эволюционные процессы. 2018. С. 104-108.
Причины разрушения зубчатых колес / А. П. Яковлева, Л. В. Савельева, В. А. Наумов, С. Н. Шарапов, Л. И. Бессуднов // Главный механик. 2017. № 1. С. 43-48.
Мыльников В. В., Шетулов Д. И., Мясников А. М. Влияние режимов термической обработки мартенситностареющей стали на усталостные характеристики и параметры микродеформации // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 74-78.
К вопросу об учете технологической наследственности при формировании свойств деталей / Э. С. Гордеева, В. Б. Богуцкий, Л. Б. Шрон, Ю. К. Новоселов // Механики - XXI веку. 2018. № 17. С. 248-254.
Моргаленко Т. А. Технология обработки поверхностей трения скольжения, основанная на применении твердых износостойких покрытий, с учетом влияния технологической наследственности // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2020. № 12 (114). С. 31-38.
Суслов А. Г. Развитие учения о контактной жесткости и инженерия поверхности деталей машин // Вестник Брянского государственного технического университета. 2018. № 11 (72). С. 12-17.
Киричек А. В., Соловьев Д. Л., Федонина С. О. Проявление технологической наследственности при исследовании твердости деформационно термически упрочненных сталей // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2019. № 8 (98). С. 25-28.
Шеховцева Т. В., Шеховцева Е. В. Особенности повреждения рабочих поверхностей зубчатых колес ГТД // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. № 6. С. 406-416.
Овсеенко А. Н., Клауч Д. Н., Носов Д. П. Качество поверхностного слоя цилиндрических зубчатых колес при механической обработке // Тяжелое машиностроение. 2019. № 4. С. 19-23.
Радченко С. П., Валько А. Л., Сандомирский С. Г. О применении экономнолегированных сталей для высоконагруженных зубчатых колес // Металлургия машиностроения. 2020. № 2. С. 14-18.
Повышение ресурса работы зубчатой передачи на основе выбора технологий упрочнения рабочих поверхностей зубьев / Л. И. Куксенова, С. А. Поляков, М. С. Алексеева, С. В. Рубцов // Вестник научно-технического развития. 2019 № 3 (139). С. 24-36.
Wang Q.J., Chung Y-W. (2013) Encyclopedia of Tribology. Springer New York Heidelberg Dordrecht London, 2013, 4190 p.
Развитие терминологии в области зубчатых передач и трансмиссий. Ч. 3. Идентификация понятий по видам повреждений зубчатых колес / В. Е. Старжинский, В. И. Гольдфарб, С. В. Шилько, E. В. Шалобаев, E. И. Тескер // Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение. 2017. Т. 15, № 3. С. 51-61.
Онишков Н. П., Короткин В. И. К оценке контактно-усталостной долговечности химико-термоупрочненных зубчатых колес // Вестник Донского государственного технического университета. 2017. Т. 17, № 2 (90). С. 5-13.
Сопротивление контактной усталости крупномодульных зубчатых колес из хромоникелевых сталей / С. П. Руденко, А. Л. Валько, С. А. Шишко, П. Г. Карпович // Механика машин, механизмов и материалов. 2019. № 1 (46). С. 58-63.
Rudenko S.P., Val’ko A.L. (2017) Contact fatigue resistance of carburized gears from chromium-nickel steels. Metal science and heat treatment, 2017, vol. 59, no. 1-2, pp. 60-64.
Комплексная фрактодиагностика авиационных конических зубчатых колес / Н. В. Туманов, Н. А. Воробьев, А. И. Калашникова, Д. В. Калинин, Е. В. Кожаринов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84, № 2. С. 55-63.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Евгения Владимировна Шеховцева, Татьяна Владимировна Шеховцева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.