Проблемы динамики авиационных зубчатых передач

Авторы

  • Д. В. Калинин Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова; МГТУ имени Н. Э. Баумана

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2024-4-45-54

Ключевые слова:

усталостная прочность, собственные частоты, зубчатые передачи, динамическая модель

Аннотация

Актуальность исследования динамики зубчатых передач повышается с развитием конструкций редукторных приводов - увеличением их быстроходности и повышением удельной передаваемой нагрузки. В стандартизованных методиках вопрос оценки динамических нагрузок в зубчатых передачах рассматривается ограниченно и требует значительной доработки. В статье описываются известные типы поломок и последствия высокой динамической нагруженности при работе редукторов авиационных двигателей. Проведен обзор существующих методик оценки динамики редукторов, а также предложен оригинальный подход к моделированию динамических процессов в зубчатых передачах, определению динамических нагрузок и собственных частот колебаний, сформированный на опыте исследования поломок и доводки высоконагруженных авиационных зубчатых колес. Сформулированы рекомендации по снижению виброактивности зубчатых передач на этапе проектирования, а также качественные подходы к анализу технического состояния трансмиссий на основе методов вибродиагностики. Описана динамическая модель цилиндрической зубчатой передачи, рассматривающая в качестве основного источника возбуждения крутильных колебаний и динамических нагрузок переменную жесткость зацепления. Расчет функции жесткости зацепления пары зубчатых колес с помощью метода конечных элементов позволяет оценивать влияние параметров геометрии зубьев, в том числе и микрогеометрии, например, профильной модификации. С помощью разработанной динамической модели сформулированы рекомендации к снижению уровней шума и вибраций в цилиндрических зубчатых передачах, а также диагностический признак развития усталостных трещин в ножке зуба. Динамическая модель была валидирована при экспериментальных исследованиях на натурном стенде ФАУ «ЦИАМ имени П. И. Баранова» с проведением динамического тензометрирования зубчатых колес.

Биография автора

Д. В. Калинин, Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова; МГТУ имени Н. Э. Баумана

кандидат технических наук, начальник отдела инжинирингового центра «Авиационные приводы»; доцент кафедры теории машин и механизмов

Библиографические ссылки

Калинин Д. В., Земсков А. А., Куц М. С. Анализ возможностей методов вибродиагностики для контроля технического состояния основных деталей трансмиссий вертолетов // Авиационные двигатели. 2022. № 4 (17). DOI: 10.54349/26586061-2022-4-05

Chen T., Wei P., Zhu C., Zeng P., Li D., Parker R. and Liu H. (2023) Experimental Investigation of Gear Scuffing for Various Tooth Surface Treatments. Tribology Transactions, no. 66 (1), pp. 35-46.

Hanjun Jiang, Fuhao Liu, Jianqiang Zhang, Yaobing Li, Wenqiang Han, Jiahao Liu, Guimian Liu, Xihao Yang, Xia Kong (2024) Dynamics analysis of spur gears considering random surface roughness with improved gear body stiffness.International Journal of Non-Linear Mechanics, vol. 158 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijnonlinmec.2023.104583 (accessed: 15.08.2024).

Xiaochi Luan, Gongmin Liu, Yundong Sha, Hongbin He, Xiaopeng Guo (2021) Experiment study on traveling wave resonance of fatigue fracture of high-speed bevel gear in aero-engine based on acoustic measurement method. Journal of Sound and Vibration, vol. 511, p. 116345 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jsv.2021.116345 (accessed: 15.08.2024).

Xueyi L.I., Jialin L.I., Yongzhi Q.U., David H.E. (2020) Semi-supervised gear fault diagnosis using raw vibration signal based on deep learning. Chinese Journal of Aeronautics, vol. 33, is. 2, pp. 418-426 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1016/j.cja.2019.04.018 (accessed: 15.08.2024).

Yu L, Yao X, Yang J, Li C. (2020) Gear Fault Diagnosis through Vibration and Acoustic Signal Combination Based on Convolutional Neural Network. [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.3390/info11050266 (accessed: 15.08.2024).

Шеховцева Е. В., Шеховцева Т. В. Конструкторско-технологическая инженерия рабочих поверхностей зубчатых колес газотурбинных двигателей // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2023. Т. 26, № 3. С. 16-25. DOI: 10.22213/2413-1172-2023-3-16-25

Kalinin D.V. (2021) Dynamic loading of spur gears with linear tooth profile modification: modelling and experimental comparisons. Journal of Physics: Conference Series, vo. 1891. DOI: 10.1088/1742-6596/1891/1/012051

Dorofeev D.V., Kalinin D.V., Kozarinov E.V. (2021) Designing gears with minimal effective transmission error by optimizing the parameters of tooth modification. Journal of Physics: Conference Series, vol. 1891. DOI: 10.1088/1742-6596/1891/1/012051

Andreas Beinstingel, Robert G. Parker, Steffen Marburg (2022) Experimental measurement and numerical computation of parametric instabilities in a planetary gearbox. Journal of Sound and Vibration, vol. 536 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jsv.2022.117160 (accessed: 15.08.2024).

Пушкарев И. А. Моделирование динамики планетарных передач с элементами повышенной податливости // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 2. С. 43-48. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-2-43-48

Brethee K.F., Gu F., Ball A.D. (2016). Frictional effects on the dynamic responses of gear systems and the diagnostics of tooth breakages. Systems Science; Control Engineering, no. 4(1), pp. 270-284 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1080/21642583.2016.1241728 (accessed: 15.08.2024).

Калинин Д. В., Темис Ю. М. Анализ влияния сил трения в зацеплении на динамические нагрузки в зубчатых передачах // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2018. № 6 (699). С. 32-43. DOI: 10.18698/0536-1044-2018-6-32-43

Кожаринов Е. В., Калинин Д. В., Голованов В. В. Снижение вибронапряженности авиационных зубчатых передач // Авиационные двигатели. 2020. № 6. С. 57-64.

Yakovkin V.N., Besschetnov V.A. (2021) Verification of a Mathematical Model of a Dry Friction Damper for a GTE Blade. Journal of Physics: Conference Series: materials of International Conference on Aviation Motors (ICAM 2020), 2021, vol. 1891, p. 012037.0.

Математическое моделирование демпфера сухого трения для зубчатого колеса газотурбинного двигателя. Ч. 2 / В. Н. Яковкин, А. Б. Пищальников, И. И. Соколов, М. Ш. Нихамкин, Н. А. Саженков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2022. № 70. С. 150-159. DOI: 10.15593/2224-9982/2022.70.14

Яковкин В. Н., Нихамкин М. Ш., Саженков Н. А. Математическое моделирование демпфера сухого трения для зубчатого колеса газотурбинных двигателей. Ч. 1 // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2022. № 70. С. 140-149. DOI: 10.15593/2224-9982/2022.70.13

Zimeng Liu, Hongxu Tian, Hui Ma, Cheng Chang, Hansheng Song, Wenkang Huang, Jiazan Zhu, Pengyu Yan, Changqing Hu, Tianyu Zhao, Zhike Peng (2024) Simulation and experimental analysis of traveling wave resonance of flexible spiral bevel gear system. Mechanical Systemsand Signal Processing, vol. 224 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2024.112071 (accessed: 15.08.2024).

Комплексная фрактодиагностика авиационных конических зубчатых колес / Н. В. Туманов, Н. А. Воробьева, А. И. Калашникова, Д. В. Калинин, Е. В. Кожаринов // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84, № 2, С. 55-63. DOI: 10.26896/1028-6861-2018-84-2-55-63

Загрузки

Опубликован

27.12.2024

Как цитировать

Калинин, Д. В. (2024). Проблемы динамики авиационных зубчатых передач. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 27(4), 45–54. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2024-4-45-54

Выпуск

Раздел

Статьи