МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ КОРПУСА АВТОМОБИЛЯ КАК КРИТЕРИЙ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП

Авторы

  • И. В. Гракович Группа компаний «Multinet», Москва, Россия
  • Н. П. Кузнецов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия
  • В. В. Кулагин ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.22213/2410-9304-2018-2-4-18

Ключевые слова:

безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), фальсификация обстоятельств ДТП, деформации корпуса автомобиля, критерий достоверности механических повреждений зафиксированным обстоятельствам ДТП

Аннотация

В статье рассмотрены механизмы выявления фактов мошенничества при оформлении материалов дорожно-транспортных происшествий (ДТП), причиной чего является фальсификация его обстоятельств, обусловленных техническими причинами, в частности, фальсификацией обстоятельств получения механических повреждений кузовом автомобиля. В статье проведен анализ признаков такого рода мошенничества. Рассмотрены проблемы выявления такого вида мошенничества и механизмы выявления факта мошенничества. Предложено основным критерием признания факта такого вида мошенничества считать несоответствие геометрии поверхностей полученных повреждений зафиксированным в протоколе осмотра обстоятельствам ДТП. Но ввиду сложности геометрии поверхности деформации корпуса даже определение степени повреждения является сложной задачей. Для решения этой задачи может быть использован метод тестирующих деформаций, когда после приложения к конструкции характерных усилий определяются перемещения реперных точек конструкции. Однако этот метод технически сложен и весьма неточен. Известен также метод построения математической модели сложной геометрической поверхности с использованием так называемых сплайн-функций второго рода, имеющий, однако, весьма большие математические трудности. В статье изложен метод математического моделирования сложных поверхностей на основе использования методов матричной алгебры. Трехмерные модели сложных поверхностей задаются в виде полиноминальных моделей второго порядка, коэффициенты перед аргументами в которых определяются путем математической обработки координат массива реперных точек, превышающих в 3-4 раза количество коэффициентов в модели. При этом поверхность деформированного корпуса должна в зоне контакта с преградой полностью сопрягаться с поверхностью предполагаемой преграды. Следовательно, должна быть область аргументов для первой и второй поверхностей, для которых разность уравнений этих поверхностей по одной и той же координате, например Z, будет минимальна. Чем больше будет размах этой области изменения координат и X, тем более достоверным является предположение о соответствии заявленных обстоятельств ДТП реальным событиям. В статье приводится пример оценки возможности фальсификации реального ДТП.

Биографии авторов

И. В. Гракович, Группа компаний «Multinet», Москва, Россия

региональный директор (по Африке)

Н. П. Кузнецов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия

доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика и теория механизмов и машин»

В. В. Кулагин, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия

кандидат технических наук, доцент

Библиографические ссылки

Паспортизация места ДТП: инженерные аспекты : монография / Д. Н. Буравов и др. ; под общ. ред. Н. П. Кузнецова. Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2013. 640 с.

Патент РФ на изобретение № 2276404. МПК G 06 F 19/00. Способ определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях / К. А. Мельников. Заявл. 2004. 08. 19; опубл. 2006. 05.10.

Патент РФ на изобретение № 2114391. МПК G 01 C 7/04. Способ определения кривизны и уклонов профиля поверхности дорожного покрытия в двух различных направлениях, преимущественно в направлении движения автомобиля и в поперечном ему направлении / Н. А. Лушников, Е. К. Власов, П. А. Лушников, В. В. Тимофеев, С. Н. Горшков, Л. И. Наумова, Г. Г. Тычинин. Заявл. 23.09.1996. Опубл. 27.06.1996.

Патент РФ на изобретение № 2121166. МПК G 09 В 23,04. Устройство для решения двухмерного уравнения Лапласа / И. Х. Мифтахутдинов. Заявл. 13.12.1995. Опубл. 27.10.1998.

Патент РФ на изобретение № 2374697. МПК G 09 B 23/04. Экспериментальный способ параметризации минимальных поверхностей со сложным контуром / Н. М. Якутов, Р. Г. Нуруллин, С. Н. Якулов, И. Х. Мифтахутдинов, Х. Г. Киямов. Заявл. 22.08.2007. Опубл. 27.02.2009.

Черепов В. И., Кузнецов Н. П., Гребенкин В. И. Идентификация силовых характеристик объектов машиностроения. М. : Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2002. 200 с.

Патент РФ на изобретение № 2460056. МПК B 62 Д 101/00. Способ выявления мошенничества при инсценировке ДТП и устройство для его реализации / Н. П. Кузнецов, М. А. Тарасова, Р. А. Юртиков, П. Н. Кузнецов. Заявл. 31.05.2011. Опубл. 27.08.2012.

Кузнецов Н. П., Тарасова М. А. Страховое мошенничество и методы борьбы с ним // Интеллектуальные системы в производстве. 2009. № 2. С. 138-142.

Кузнецов Н. П., Тарасова М. А. Методика оценки факта мошенничества при инсценировке повреждений кузова // Вестник ИжГТУ. 2012. № 1 (53). С. 25-29.

Загрузки

Опубликован

02.07.2018

Как цитировать

Гракович, И. В., Кузнецов, Н. П., & Кулагин, В. В. (2018). МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ КОРПУСА АВТОМОБИЛЯ КАК КРИТЕРИЙ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП. Интеллектуальные системы в производстве, 16(2), 4–18. https://doi.org/10.22213/2410-9304-2018-2-4-18

Выпуск

Раздел

Статьи