О социальной ответственности бизнеса предприятий Удмуртии
DOI:
https://doi.org/10.22213/2410-9304-2021-1-112-117Ключевые слова:
социальная ответственность бизнеса, социальная дифференциация, японская модель, скандинавская модель, технологическое развитие производства, социальная политикаАннотация
Смена экономической формации на рубеже 90-х годов привела к серьезным хозяйственным и социальным изменениям. Трансформация экономической и идеологической составляющих не могла не сказаться на процессе жизнедеятельности всех элементов экономической систем, в том числе на уровне промышленных предприятий. Одна из главных актуальных проблем, выявленных в условиях современной экономической системы, – отсутствие соответствующего отношения к рабочей силе (человеческому капиталу) как основополагающему фактору производства, который в недавнем прошлом играл определяющую роль на предприятиях и жестко контролировался на основании составления социальных паспортов предприятий. В настоящее время все чаще можно услышать мнение, что вопрос социальной ответственности представителей крупного бизнеса отражает негативную картину действительности и с течением времени сводится к крайне низким показателям. Намечается тенденция смещения акцентов с присущей отечественным организациям так называемой социалистической модели в сторону европейской и американской. Предприятия все более охотно освобождаются от объектов социальной инфраструктуры, сворачивают социальные программы для своих работников, в меньшей степени занимаются благотворительностью – обосновывая такую практику тем, что эти функции должно выполнять государство. Такая тенденция не только опасна с точки зрения снижения эффективности самого производственного процесса, но и грозит серьезными социальными последствиями как на уровне самого предприятия, так и на территории, на которой оно расположено. Авторы статьи поставили цель определить, а каковы тенденции социальной ответственности бизнеса на крупных предприятиях Удмуртии во временном промежутке от социалистического уклада до современного этапа.
Статья подготовлена в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук и планом НИР Института экономики УрО РАН на 2021–2023 гг. «Методология инновационного развития РОПС в условиях нестабильной экономической конъюнктуры»
Библиографические ссылки
Егорова Е. А. Оценка социальной ответственности бизнеса современных предприятий // Вестник научных конференций. 2016. № 10-2. С. 40–41.
Михайловская Е. О. Адаптация сотрудников российских предприятий к мировым стандартам социальной ответственности бизнеса // Вестник СМИУ. 2017. № 1. С. 116–123.
Артеменко А. П., Сабурова Л. В. Социальная ответственность бизнеса на предприятии // NOVAINFO.RU. 2017. Т. 1, № 63. С. 246–251.
Овчинников Г. К., Овчинникова М. В. О развитии социальной ответственности бизнеса // Человеческий капитал. 2013. № 1 (49). С. 216.
Защук М. С. Социальная ответственность бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2016. № 5-1. С. 171–174.
Нерушева Т. В., Зайцева Н. Н. Социальная ответственность бизнеса как неотъемлемый компонент развития предприятия // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1. С. 68–72.
Лазаренко В. А. Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса в России // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2018. № 1. С. 66–72.
Виттенберг Е. Я. Российский бизнес: социальная ответственность перед работниками // Россия и современный мир. 2012. № 2. С. 256.
Рейтинг крупнейших ТНК мира за 2018 год. FortuneGlobal 500. URL: http://fortune.com/global500.
Пивоваров Д. И. Развитие социальной политики РФ: усиление роли социальной ответственности бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 1(5). С. 123.
Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л. Управление социальным развитием организации. М. : ИНФРА-М, 2019. 262. С. 84.
Там же. С. 85.