Актуальность использования рыночных компетенций в процессе диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса
DOI:
https://doi.org/10.22213/2410-9304-2021-4-55-60Ключевые слова:
диверсификация, предприятие, оборонно-промышленный комплекс, маркетинговая деятельность, рыночные компетенции, продукция гражданского и двойного назначенияАннотация
В статье представлен обзор проблем, с которыми сталкивается предприятие оборонно-промышленного комплекса в процессе диверсификации при выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции гражданского и двойного назначения. Одним из ключевых сдерживающих факторов диверсификации является недостаток рыночных компетенций персонала предприятий ОПК. В сложившихся условиях актуальность приобретают навыки сегментирования рынка и позиционирования товаров и предприятий, управление торговыми марками и брендами, создание нематериальных рыночных активов, формирование бизнес-партнерств, позволяющих в короткие сроки выходить на рынки с конкурентоспособным товаром, обеспечение гибкости предприятий и снижение сроков выхода на рынки продукции гражданского назначения. Условием успешной реализации стратегии диверсификации является формирование рыночных компетенций: стратегический анализ и исследования рынков, управление товарным портфелем, формирование товарной, ценовой, сервисной политики, реализация конкурентных стратегий, развитие служб маркетинга: создание подразделений, ориентированных на работу с рынками продукции гражданского и двойного назначения, разработка нового функционала для маркетологов, обеспечение взаимодействия производственных, технологических и маркетинговых служб в рамках удовлетворения потребностей рынка. Развитие рыночных компетенций позволит реализовать производственные и технологические преимущества предприятий ОПК в процессе диверсификации и обеспечить: выход на новые рынки продукции гражданского и двойного назначения; целенаправленные действия на существующих рынках; повышение конкурентоспособности продукции гражданского и двойного назначения и предприятий ОПК на рынках; повышение степени адаптируемости и мобильности предприятий ОПК на рынках продукции гражданского и двойного назначения к условиям внешней среды, сокращение времени реагирования на требования рынка; решение социально-экономических задач путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности.Библиографические ссылки
Ансофф И. Стратегическое управление / сокр. пер. англ. ; науч. ред. и авт. предис. Л. И. Евенко. М. : Экономика, 1989. 519 с.
Петров А. А. Формирование стратегии диверсификации инновационно-ориентированной компании // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2010 год. Март - апрель 2011 года : сборник лучших докладов. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 88-90.
Там же.
Батьковский А. М., Батьковский М. А., Кравчук П. В. Методические основы и инструментарий разработки инновационной стратегии развития предприятия оборонно-промышленного комплекса // Наука без границ. 2021. № 1 (53). С. 42-47.
Прохалад С. К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3; № 24. С. 18-41.
Молодцова Е. С. Диверсификация предприятия в современных условиях: проблемы и возможности // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2010. № 1. С. 45-48.
Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-2/02.shtml.
Швец В. В. Выбор стратегии диверсификации предприятия на товарном рынке // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 3. С. 257-263.
Еремина Е. В. Диверсификация как стратегия развития предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2006. № 8. С. 47-50.
Самофалова О. ВПК важно не повторить ошибки «конверсии по-советски» // Военное обозрение. 5.10.2017.
Николаев А. Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технологического потенциала оборонно-промышленного комплекса // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). 70 с. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/231EVN515.pdf.
Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.
Красильников С. Как проходит диверсификация ОПК в России. ТАСС Информационное агентство России. 08.11.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4710238.
Бакарджиева С. Создать пул победителей - такую задачу ставит перед собой НПО Конверсия // Умное производство. URL: http://www.umpro.ru.
Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.
Вавилов Д. В. Проблемы подготовки кадров для обеспечения диверсификации производства и необходимые профессиональные компетенции для разработки изделий гражданского назначения // Морское оборудование и технологии. 2020. № 2 (23). С. 11-13.
Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.
Там же.