Актуальность использования рыночных компетенций в процессе диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса

Авторы

  • Т. А. Беркутова ФГУП «ВНИИ Центр»
  • С. С. Голубев ФГУП «ВНИИ Центр»
  • А. В. Махова ФГУП «ВНИИ Центр»
  • Б. А. Ковтун ФГУП «ВНИИ Центр»

DOI:

https://doi.org/10.22213/2410-9304-2021-4-55-60

Ключевые слова:

диверсификация, предприятие, оборонно-промышленный комплекс, маркетинговая деятельность, рыночные компетенции, продукция гражданского и двойного назначения

Аннотация

В статье представлен обзор проблем, с которыми сталкивается предприятие оборонно-промышленного комплекса в процессе диверсификации при выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции гражданского и двойного назначения. Одним из ключевых сдерживающих факторов диверсификации является недостаток рыночных компетенций персонала предприятий ОПК. В сложившихся условиях актуальность приобретают навыки сегментирования рынка и позиционирования товаров и предприятий, управление торговыми марками и брендами, создание нематериальных рыночных активов, формирование бизнес-партнерств, позволяющих в короткие сроки выходить на рынки с конкурентоспособным товаром, обеспечение гибкости предприятий и снижение сроков выхода на рынки продукции гражданского назначения. Условием успешной реализации стратегии диверсификации является формирование рыночных компетенций: стратегический анализ и исследования рынков, управление товарным портфелем, формирование товарной, ценовой, сервисной политики, реализация конкурентных стратегий, развитие служб маркетинга: создание подразделений, ориентированных на работу с рынками продукции гражданского и двойного назначения, разработка нового функционала для маркетологов, обеспечение взаимодействия производственных, технологических и маркетинговых служб в рамках удовлетворения потребностей рынка. Развитие рыночных компетенций позволит реализовать производственные и технологические преимущества предприятий ОПК в процессе диверсификации и обеспечить: выход на новые рынки продукции гражданского и двойного назначения; целенаправленные действия на существующих рынках; повышение конкурентоспособности продукции гражданского и двойного назначения и предприятий ОПК на рынках; повышение степени адаптируемости и мобильности предприятий ОПК на рынках продукции гражданского и двойного назначения к условиям внешней среды, сокращение времени реагирования на требования рынка; решение социально-экономических задач путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности.

Биографии авторов

Т. А. Беркутова, ФГУП «ВНИИ Центр»

доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГУП «ВНИИ «Центр»

С. С. Голубев, ФГУП «ВНИИ Центр»

доктор экономических наук, профессор

А. В. Махова, ФГУП «ВНИИ Центр»

руководитель службы управления персоналом

Б. А. Ковтун, ФГУП «ВНИИ Центр»

аспирант

Библиографические ссылки

Ансофф И. Стратегическое управление / сокр. пер. англ. ; науч. ред. и авт. предис. Л. И. Евенко. М. : Экономика, 1989. 519 с.

Петров А. А. Формирование стратегии диверсификации инновационно-ориентированной компании // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2010 год. Март - апрель 2011 года : сборник лучших докладов. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 88-90.

Там же.

Батьковский А. М., Батьковский М. А., Кравчук П. В. Методические основы и инструментарий разработки инновационной стратегии развития предприятия оборонно-промышленного комплекса // Наука без границ. 2021. № 1 (53). С. 42-47.

Прохалад С. К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3; № 24. С. 18-41.

Молодцова Е. С. Диверсификация предприятия в современных условиях: проблемы и возможности // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2010. № 1. С. 45-48.

Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-2/02.shtml.

Швец В. В. Выбор стратегии диверсификации предприятия на товарном рынке // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 3. С. 257-263.

Еремина Е. В. Диверсификация как стратегия развития предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2006. № 8. С. 47-50.

Самофалова О. ВПК важно не повторить ошибки «конверсии по-советски» // Военное обозрение. 5.10.2017.

Николаев А. Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технологического потенциала оборонно-промышленного комплекса // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). 70 с. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/231EVN515.pdf.

Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.

Красильников С. Как проходит диверсификация ОПК в России. ТАСС Информационное агентство России. 08.11.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4710238.

Бакарджиева С. Создать пул победителей - такую задачу ставит перед собой НПО Конверсия // Умное производство. URL: http://www.umpro.ru.

Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.

Вавилов Д. В. Проблемы подготовки кадров для обеспечения диверсификации производства и необходимые профессиональные компетенции для разработки изделий гражданского назначения // Морское оборудование и технологии. 2020. № 2 (23). С. 11-13.

Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ / под ред. Д. С. Медовникова. Новосибирск, 2017. 36 с. URL: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf.

Там же.

Загрузки

Опубликован

21.12.2021

Как цитировать

Беркутова, Т. А., Голубев, С. С., Махова, А. В., & Ковтун, Б. А. (2021). Актуальность использования рыночных компетенций в процессе диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. Интеллектуальные системы в производстве, 19(4), 55–60. https://doi.org/10.22213/2410-9304-2021-4-55-60

Выпуск

Раздел

Статьи