Ультразвуковой контроль поверхности катания железнодорожных вагонных колес и бандажей локомотивов с использованием рэлеевских волн

Авторы

  • А. В. Платунов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • В. В. Муравьев ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • О. В. Муравьева ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2410-9304-2023-2-41-48

Ключевые слова:

железнодорожные вагонные колеса и бандажи локомотивов, моделирование, рэлеевские волны

Аннотация

Ультразвуковой контроль поверхности цилиндрических объектов эхо-методом с использованием рэлеевской волны имеет многие преимущества. Несмотря на строгие требования к очистке поверхности, метод широко реализуется в отраслях промышленности и транспорта, например на поверхности катания цельнокатаных колес или бандажей подвижного состава железных дорог. Учитывая способность преобразователя рэлеевской волны принимать волны побочным («задним») лепестком диаграммы направленности, влияние на результаты контроля возможных загрязнений или избытка контактной жидкости на поверхности ввода, объяснить положение и амплитуду сигнала становится особенно сложно. С помощью математического моделирования и экспериментальных исследований получены диаграммы направленности пьезопреобразователей рэлеевских волн, на которых присутствует «задний лепесток», характерный для пьезопреобразователей такого типа. Эффективность излучения и (или) приема зависит от параметров контроля и аппаратуры; это влияние более выражено при отклонении ширины пьезоэлемента преобразователя (например, при изготовлении) и изменении частоты в пределах 20 %, допускаемых ГОСТ Р 55724-2013. Экспериментально построен и проверен на модели акустический тракт рэлеевской волны, отразившейся от дефекта диаметром 7 мм на поверхности катания колеса. Показано, что амплитуда эхо-сигнала изменяется неравномерно, локальные максимумы, полученные экспериментально, достигают 9 дБ относительно экспоненциальной зависимости, характерной для распространения по безграничной поверхности. Причина таких явлений лежит в многократных переотражениях волн от границ на поверхности катания железнодорожных вагонных колес и бандажей локомотивов (фаска обода, галтельный переход к гребню) и дальнейшей их интерференции.

Биографии авторов

А. В. Платунов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат технических наук, доцент кафедры «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»

В. В. Муравьев, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»

О. В. Муравьева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»

Библиографические ссылки

Дымкин Г. Я., Кириков А. В., Бондарчук К. А. Иммерсионный контроль объектов криволинейного профиля поверхностными ультразвуковыми волнами // Дефектоскопия. 2022. № 8. С. 25-35. DOI 10.31857/S0130308222080036.

Контроль натяга колец подшипников поверхностными волнами с использованием эффекта акустоупругости / С. А. Бехер, Л. Н. Степанова, А. О. Рыжова, А. Л. Бобров // Дефектоскопия. 2021. № 4. С. 13-21. DOI 10.31857/S0130308221040023.

Исследование выявляемости поверхностных плоскостных дефектов ультразвуковым методом с применением волн Рэлея / Н. П. Алешин, Н. В. Крысько, С. В. Скрынников, А. Г. Кусый // Дефектоскопия. 2021. № 6. С. 26-34. DOI 10.31857/S0130308221060038.

Хлыбов А. А., Углов А. Л. Об использовании параметров структурного шума при контроле поверхностными акустическими волнами Рэлея стали 20ГЛ в процессе упругопластического деформирования // Дефектоскопия. 2021. № 7. С. 3-10. DOI 10.31857/S0130308221070010.

Бабкин С. Э. Определение скорости основных типов акустических волн в металлах приставным датчиком // Дефектоскопия. 2020. № 4. С. 32-39. DOI 10.31857/S0130308220040041.

Муравьев В. B., Гущина Л. В. Структуроскопия витков пружин после высокотемпературной механической обработки на основе измерения скорости рэлеевских волн // Приборы и методы измерений. 2022. Т. 13. № 2. С. 147-154. DOI 10.21122/2220-9506-2022-13-2-147-154.

Акустическая структуроскопия стальных образцов, нагруженных изгибом с вращением при испытаниях на усталость / В. В. Муравьев, О. В. Муравьева, А. Ю. Будрин, М. А. Синцов, А. В. Зорин // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2019. Т. 22, № 1. С. 37-44.

Муравьев В. В., Гущина Л. В., Казанцев С. Оценка накопленной поврежденности шеек осей колесных пар вагонов ультразвуковым методом с использованием рэлеевских и головных волн // Дефектоскопия. 2019. № 10. С. 14-23. DOI 10.1134/S0130308219100026.

Оценка напряженно-деформированного состояния сварных соединений углеродистых сталей после различных режимов тепловложения акустическим методом / А. Н. Смирнов, В. Л. Князьков, Н. В. Абабков [и др.] // Дефектоскопия. 2018. № 1. С. 40-46.

Локализация пластического течения и деформационное упрочнение металлов / Л. Б. Зуев, А. Г. Лунев, С. А. Баранникова, О. С. Стаскевич // Деформация и разрушение материалов. 2018. № 7. С. 2-10.

Хлыбов А. А. Исследование влияния микронеоднородности среды на распространение поверхностных волн // Дефектоскопия. 2018. № 6. С. 3-10.

Могильнер Л. Ю. Применение цилиндрического отражателя для настройки чувствительности при ультразвуковом контроле // Дефектоскопия. 2018. № 7. С. 27-36. DOI 10.1134/S0130308218070047.

Иляхинский А. В., Родюшкин В. М. Экспериментальные исследования влияния повреждаемости стали на закономерности распространения поверхностных волн // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. 2018. № 3. С. 36-43. DOI 10.15593/perm.mech/2018.3.04.

О возможности применения поверхностных и головных ультразвуковых волн при неразрушающем контроле качества изделий аддитивного производства / Н. П. Алешин, М. В. Григорьев, Н. А. Щипаков [и др.] // Дефектоскопия. 2017. № 12. С. 16-23.

Деренский И. Г. Применение поверхностных волн для контроля железнодорожных рельсов // Инженерный вестник Дона. 2011. № 1. С. 360-364.

Муравьева О. В., Зорин В. А. Метод многократной тени при контроле цилиндрических объектов с использованием рэлеевских волн // Дефектоскопия. 2017. № 5. С. 3-9.

Дамаскин А. Л., Дымкин Г. Я., Костюк О. М. Исследования акустического тракта при эхо-импульсном контроле поверхностными волнами // Дефектоскопия. 1991. № 2. С. 26-29.

Буденков Г. А., Недзвецкая О. В. Динамические задачи теории упругости в приложении к проблемам акустического контроля и диагностики. М.: Физматлит, 2004. 135 с.

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Как цитировать

Платунов, А. В., Муравьев, В. В., & Муравьева, О. В. (2023). Ультразвуковой контроль поверхности катания железнодорожных вагонных колес и бандажей локомотивов с использованием рэлеевских волн. Интеллектуальные системы в производстве, 21(2), 41–48. https://doi.org/10.22213/2410-9304-2023-2-41-48

Выпуск

Раздел

Статьи