Таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата в техническом вузе
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-123-127Ключевые слова:
компетенция, математические компетенции, виды математических компетенций, модель формирования математических компетенций студента бакалавриата технического вузаАннотация
Современное высшее образование РФ основано на модели подготовки студентов, ориентированной на развитие его активности, способности принимать решение и нести ответственность за сделанный выбор. Обсуждается вопрос, что результаты обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) представлены в терминах компетентностного подхода, и поэтому их невозможно измерить. Отсутствие измерителей результатов подготовки студентов по дисциплине «математика» не позволяет установить соответствие подготовки будущего бакалавра заданным требования ФГОС. Представлена таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата в техническом вузе, перечень которых разработан методом групповых экспертных оценок. Модель предусматривает формирование трех групп математических компетенций: базовых, методологических, креативных. Каждая группа математических компетенций представлена деятельностными и когнитивными составляющими. Иерархическая структура математических компетенций соответствует модели их формирования. Предложенный перечень математических компетенций является обобщенным. Для реализации целей диагностики степени сформированности компетенции необходимо конкретизировать их в контексте определенной темы дисциплины. Рассмотренная модель математических компетенций позволяет конкретизировать цели обучения, формулировать рекомендации для оптимального формирования системы компетенций, оптимизировать процесс обучения студентов.Библиографические ссылки
Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы интенсификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в ХХI века). СПб. ; М. ; Кострома : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; КГУ им. Н. А. Некрасова ; Смольный университет РАО, 2007. 150 с.
Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/ 00121542-subetto.pdf (дата обращения: 24.01.2018).
Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образования сегодня. 2017. № 1. С. 9-16.
Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
Зеер Э. Ф. Научно-методологическое обеспечение содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода // Материалы науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы готовности выпускника ссуза к профессиональной деятельности». Ижевск : Проект, 2006. С. 3-8.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Вопросы образования сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования : материалы XIV Всерос. конф., кн. 2. М., 2004. С. 6-12.
Хуторской А. В. 12 ошибок ФГОС // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1-14.
Планы по ФГОС. Бакалавриат. URL: http://www.istu.ru/uchebnyj-protsess/normbase (дата обращения; 24.01.2018).