Парадигма непрерывного образования: подходы к сущности
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-1-131-135Ключевые слова:
непрерывное образование, традиционное образование, педагогическая и образовательная парадигмы, адаптация к глобальной экономике, трансдисциплинарностьАннотация
Автор, анализируя феномен «непрерывное образование», делится размышлениями о том, что, возможно, для изучения и осознания потребностей инновационного общества необходимо дополнить педагогическую и образовательную парадигмы парадигмой непрерывного образования. Для данной парадигмы характерно то, что главную роль играет сам обучающийся со своей мотивацией познания, создающий собственные критерии, направленные на конструирование будущего в условиях нарастающей неопределенности, что способствует формированию стабильной основы в профессиональной деятельности и подготовке к изменениям жизненного процесса и рефлексии. Парадигма непрерывного образования меняет акценты с прагматических знаний на развитие общей культуры, с исторического контекста становления научного знания - на современные представления о структуре и целостном содержании системы наук. Речь может идти о необходимости перехода к совершенно новой философской концепции непрерывного образования, целью которой должна быть признана не только образованность человека, но и умение быстро адаптироваться к новой глобальной экономике. В условиях высокой социальной динамики и непрерывных изменений в социальных и профессиональных структурах задачей непрерывного образования является не только ликвидация функциональной неграмотности населения, но и решение проблем неграмотности технологической, то есть использования новых технологий по мере их появления, а также устранение транс-неграмотности - проблем с применением информации из разных источников в повседневной жизни. Проблемы создания парадигмы непрерывного образования должны стать объектом дальнейших многоплановых системных исследований интегративного междисциплинарного характера, которые в последнее время все чаще описываются через феномен трансдисциплинарности.Библиографические ссылки
Ильин Г. Л. Инновации в образовании. Москва : Прометей, 2015. 425 с.
Там же.
Богуславский М. В. Научно-педагогические парадигмы: история и современность / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки / под ред. З. И. Равкина. М. : ИТПиМИО РАО. Т. 1. М., 1994. C. 58-64.
Вербицкий А. А. От парадигмы обучения к парадигме образования // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994. С. 15-26.
Ильин Г. Л. Указ. соч.
Ильясов И. И. Структура процесса учения. М. : МГУ, 1986. С. 68-74.
Андрейчук Н. В. Проблема непрерывного образования в контексте современной философии образования // Вестник РГУ им. И. Канта, 2007. С. 7-15.
Ильин Г. Л. Указ. соч.
Философские проблемы междисциплинарного синтеза / Д. И. Широканов [и др.] ; науч. ред. Д. И. Широканов. Минск : Беларуская навука, 2015. 363 с.
Киященко Л. П. Философия трансдисциплинарности: подходы к определению // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М. : Навигатор, 2015. 564 с.