К вопросу о профессиональной переподготовке медицинских (клинических) психологов с использованием дистанционных образовательных технологий
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-2-242-247Ключевые слова:
клинический (медицинский) психолог, профессиональный стандарт, трудовые функции, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, модульный подход, электронное обучение, дистанционные образовательные технологииАннотация
Проблема определения профессионального статуса медицинского (клинического) психолога в России в настоящее время достаточно актуальна. Она выражается и в двойном наименовании данной специальности, и в том, какие вузы должны вести подготовку данных специалистов - гуманитарные или медицинские, и в отсутствии согласованности нормативных документов, регламентирующих деятельность и требования к образованию медицинских (клинических) психологов. Эта проблема подкрепляется отсутствием соответствующего профессионального стандарта, на базе которого можно было бы разработать образовательный стандарт и вести профессиональную подготовку специалистов, отвечающих за поддержание и восстановление психического здоровья населения. Предлагается авторский вариант списка трудовых функций, на основе которых можно было бы спроектировать профессиональный стандарт клинического (медицинского) психолога. Профессиональная подготовка медицинских (клинических) психологов может быть организована на основе адаптивного модульного обучения, где каждый учебный модуль соответствует определенной трудовой функции и раскладывается на ряд микромодулей, каждый из которых строится на основе одного из описанных в профессиональном стандарте трудовых действий. Приводится пример подобной модульной организации учебного процесса, причем предлагается его организация с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии могут применяться не только в процессе самообучения слушателей, но и для организации эффективного диалога обучающихся между собой и с преподавателем (тьютором) курса. Смешанное обучение с элементами очных занятий и очной итоговой аттестации было бы, по мнению авторов, наиболее результативным.Библиографические ссылки
Алёхин А. Н. Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 9. С. 45-52.
Беребин М. А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах // Медицинская психология в России. 2012. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 02.05.2018).
Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. Отечественная медицинская (клиническая) психология: проблемы истории становления и развития // Медицинская психология в России. 2014. № 6(29). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.05.2018).
Организационно-правовые основания профессиональной деятельности медицинского психолога в системе здравоохранения : методическое пособие. СПб, 2015. 25 с.
Русина Н. А. Проблемы профессиональной деятельности психолога в здравоохранении // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 1(8). С. 20-30.
Деларю В. В. Клиническая психология и медицинская психология: соотнесение понятий. URL: http://medpsy.ru/library/library004.php (дата обращения: 02.05.2018).
American Psychological Association, Society of Clinical Psychology (Division 12). URL: http://www.div12. org/sections (дата обращения 02.05.2018).
The British Psychological Society. URL: https://www.bps.org.uk (дата обращения: 02.05.2018).
Перечень разрабатываемых профессиональных стандартов / Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении ; Национальная медицинская палата. URL: http://www.nacmedpalata.ru/? action=show&id=22236 (дата обращения: 02.05.2018).
Медицинская психология в системе здравоохранения региона : материалы Первой региональной науч.-практ. конф. медицинских (клинических) психологов учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга (8-9 октября 2015 г.) / под ред. А. Н. Алёхина. СПб. : Трактат, 2015. 57 с.