Развитие способности к самоорганизации как фактора конкурентоспособности будущего педагога
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-213-219Ключевые слова:
компетенция самоорганизации, целевой компонент, рефлексивный компонент, личностный компонент, алгоритм, деловая играАннотация
Рассматривается понятие «самоорганизация» и проблема развития у студентов, ориентированных на педагогическую деятельность, способности к самоорганизации. Приведена структура компетенции самоорганизации, дана характеристика ее основных компонентов - целевого, рефлексивного и личностного. Представлено описание деловой игры «Собеседование», направленной на развитие у студентов способности к самоорганизации как фактора конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения на региональном рынке труда. Рассмотрен алгоритм организации деловой игры, дана характеристика его основных этапов: подготовительного, организационного, игрового, рефлексивного. Раскрыты образовательные, развивающие и воспитательные задачи игры и функции, выполняемые ее участниками, - студентами, обучающимися по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Представлены в виде диаграмм экспериментальные данные по динамике уровня развития способности к самоорганизации студентов в ходе игры. Дана интерпретация полученных данных с учетом временных рамок игры, которые свидетельствуют о том, что деловая игра «Собеседование», разработанная с учетом структуры компетенции самоорганизации, а также специфики видов и задач профессионально-педагогической деятельности, содействует повышению уровня развития способности студентов - будущих педагогов профессионального обучения к самоорганизации.Библиографические ссылки
Амирова С. С. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. № 5. С. 49-52.
Андреев В. И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс. Казань : Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М. : Знание, 1982. 96 с.
Лернер А. Я. Принципы самоорганизации. М. : Мир, 1966. 617 с.
Шихов Ю. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «школа - втуз» // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50-52.
Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Критерии качества компетентностно-ориентированных педагогических контрольных материалов // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1(12). С. 48-52.
Там же.
Шихова О. Ф., Искандерова А. Б. Модель адаптивного обучающего теста // Образование и наука. 2009. № 6. С. 119-126.