Концепция естественно-научного образования с включением основ нанотехнологий в высокотехнологичном регионе
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-245-253Ключевые слова:
нанотехнологии, школьное нанообразование, консорциум, модернизация образования, регионализация образования, дополнительные образовательные программы, обучение через исследованиеАннотация
Представлена концепция естественно-научного образования с включением основ нанотехнологий в высокотехнологичном регионе. Приведен анализ современного состояния школьного нанообразования за рубежом и в России, в том числе в Удмуртской Республике. Концепция дает представление о том, как в региональной системе образования организовать целенаправленную работу по преподаванию основ нанотехнологий на школьном уровне. Сформулированы цель, задачи концепции, ее основные принципы, с учетом которых, по мнению автора, должно осуществляться школьное нанообразование в высокотехнологичном регионе. Предложен комплекс организационных, учебно-методических и технологических мероприятий, направленных на формирование единого образовательного пространства в области естествознания и нанотехнологий для обеспечения региона высококвалифицированными кадрами. Описан опыт реализации концепции в Удмуртской Республике. Оценка результатов реализации разработанной концепции позволяет сделать вывод, что формирование школьного нанообразования как подсистемы регионального непрерывного образования в области нанотехнологий возможно только в едином организационном цикле, который обеспечивается в рамках консорциума, включающего общеобразовательные учреждения, высшие учебные заведения, академические институты РАН, высокотехнологичные предприятия и общественные организации региона.Библиографические ссылки
The National Nanotechnology Initiative. Strategic Plan. National Science and Technology Council, Committee of Technology, Subcommittee on Nanoscale Science, Engineering, and Technology. Washington, 2007.
О европейской стратегии в сфере нанотехнологий (Communication from the Commission «Towards a European strategy for nanotechnology», 12.5.2004 COM (2004) 338 final). URL: http://ec.europa.eu/ nanotechnology/pdf/nano_com_en.pdf (дата обращения: 11.03.2015).
Семакина Н. В., Кодолов В. И., Плетнев М. А. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для наноиндустрии в Удмуртской Республике // Вестник Удмуртского университета. Серия: Физика. Химия. 2012. Вып. 2. С. 3-9.
Рынок нано: от нанотехнологий - к нанопродуктам / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. Г. Л. Азоева. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. 319 с.
Школьная лига РОСНАНО. URL: http://www.schoolnano.ru (дата обращения: 18.04.2018).
Нанотехнологическое сообщество «Нанометр». URL: http://www.nanometer.ru (дата обращения: 18.024.2018).
Семакина Н. В., Семакина К. Э. Оценка потенциала развития нанообразования в Удмуртской Республике // От наноструктур, наноматериалов и нанотехнологий к наноиндустрии : тезисы докл. Четвертой междунар. конф. Ижевск, 2013. С. 89.
Semakina N. V., Kodolov V. I. Development of nanoeducation through consortium «Scientific Educational Center - University - Enterprise». Polymers Research Journal, 2011, vol. 5, no. 2, pp. 215-223.
Семакина Н. В. Состояние и перспективы развития нанообразования в Удмуртской Республике // Материалы респ. семинара «От школьной скамьи к нанотехнологиям: проблемы и перспективы развития естественно-научного образования на примере МБОУ «Лицей № 41». Ижевск, 2012. С. 30-38.
Семакина Н. В., Кодолов В. И. Формирование кадрового потенциала наноиндустрии в Удмуртской Республике // Materiály IX mezinárodní vědecko - praktická conference «Vědecký průmysl evropského kontinentu-2013». Praha, 2013, рр. 24-30.
Семакина Н. В., Кодолов В. И., Плетнев М. А. Нанообразование в рамках консорциума «НОЦ химической физики и мезоскопии УрО РАН - Ижевский технический университет - НИЦ ОАО «Ижевский электромеханический завод КУПОЛ» под эгидой АНО РЦН Удмуртской Республики // Вестник ИжГТУ. 2011. № 4 (52). С. 200-204.
Семакина Н. В. Опыт преподавания нанохимии в лицее // ХХ Менделеевский съезд по общей и прикладной химии : тез. докл. Екатеринбург : 2016. Т. 5. С. 52.
Semakina N. V. Nanotechnology-oriented system of natural science education in secondary schools. Nanotechnol., 2017, vol. 14, no. 7/8, pp. 680-689. DOI: 10.1504/IJNT.2017.083442.