Анализ психологического состояния студентов с ОВЗ по слуху (по цветовому тесту М. Люшера и методике Т. Дембо-Рубинштейн)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-254-258Ключевые слова:
инклюзивное обучение, слабослышащие студенты, тест М. Люшера, методика Т. Дембо-Рубинштейн, самооценка, рефлексия, адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценкаАннотация
Рассматривается актуальная для всего отечественного образования проблема инклюзивного обучения. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в высших учебных заведениях нашей страны становится нормой. Этот процесс требует значительных усилий от самих студентов, их родителей и преподавателей, ставит множество вопросов по организации контактных занятий и самостоятельной работы. Проблема освещается в ракурсе изучения психологического состояния слабослышащих и глухих студентов на первом курсе технического вуза. Психологический комфорт обучающихся и обучающих является одним из важнейших условий положительного результата в адаптации студентов к учебному процессу и усвоению учебного материала. Приводятся специфические черты обучения студентов с ОВЗ по слуху. Анализируются данные цветового теста М. Люшера и методики Т. Дембо-Рубинштейн «Диагностика уровня самооценки» в модификации А. М. Прихожан, полученные в течение первого года обучения в техническом вузе. Авторы приходят к выводу о наличии у большей части студентов учебной группы внутриличностных конфликтов, отмечают завышенный уровень притязаний. В целом психологическое состояние студентов с ОВЗ по слуху характеризуется как умеренный стресс, преодоление которого видится в развитии черт характера, выявленных в тестах.Библиографические ссылки
Вавилкина Н. Г. Психологическая интерпретация проблемы индивидуального понимания в обучении // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2013. № 2 (24). С. 12-14.
Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьёва, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М. : Советский спорт, 2006. С. 5; 8; 60-61; 278.
Там же. С. 12; 139.
Серебрякова Ю. В., Шишкина А. А. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 107-111.
Шишкина А. А. Эссе как форма самостоятельной работы для слабослышащих и глухих студентов (на примере философии) // Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогический опыт: теория, методика, практика» (Чебоксары, 14 октября 2016 г.). Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. С. 119-121.
Шишкина А. А. Психологическое состояние слабослышащих и глухих студентов-первокурсников в техническом вузе. Результаты цветового теста М. Люшера // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2017. Т. 20, № 2. С. 170-172.
Люшер М. Цвет вашего характера // Тайны почерка : пер. с англ. М. : Вече ; Персей ; АСТ, 1996. С. 10.
Там же. С. 24.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. М. : Академия, 2002. С. 325.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М. : Апрель-Пресс ; Психотерапия, 2010. С. 193.
Методика самооценки и уровня притязаний Т. Дембо-Рубинштейн. URL: https://multiurok.ru/files/ mietodika-samootsienki-i-urovnia-pritiazanii-diembo-rubinshtiein.html (дата обращения: 30.06. 2018).
Там же.