Таксономическая модель математических компетенций будущих педагогов-исследователей
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-266-273Ключевые слова:
компетенция, математические компетенции, педагоги-исследователи, таксономическая модельАннотация
Обсуждается, что одним из видов профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» является научно-исследовательская деятельность, которая регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В рамках данной деятельности выпускник должен быть готов участвовать в различных исследованиях по проблемам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Для повышения качества научно-педагогических исследований в них интенсивно используются методы теории вероятностей и математической статистики. Результаты обучения студентов бакалавриата во ФГОС представлены в терминах компетентностного подхода, и поэтому их невозможно измерить. Отсутствие измерителей результатов подготовки студентов по дисциплине «Математические методы в педагогических исследованиях» не позволяет установить соответствие подготовки будущего педагога-исследователя заданным требования ФГОС. Представлена таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата будущих педагогов-исследователей, перечень которых разработан методом групповых экспертных оценок. Модель предусматривает формирование трех групп математических компетенций: базовых, методологических, креативных. Каждая группа математических компетенций представлена деятельностными и когнитивными составляющими. Иерархическая структура математических компетенций соответствует модели их формирования. Предложенный перечень математических компетенций является обобщенным. Для реализации целей диагностики степени сформированности компетенции необходимо конкретизировать их в контексте определенной темы данной дисциплины. Рассмотренная модель математических компетенций позволяет конкретизировать цели обучения, формулировать рекомендации для оптимального формирования системы компетенций, оптимизировать процесс обучения студентов.Библиографические ссылки
Планы по ФГОС. Бакалавриат. URL: http://www.istu.ru/uchebnyj-protsess/normbase (дата обращения: 24.01.2018).
Новиков А. М. Докторская диссертация? : пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М. : Эгвес, 2003. 120 с.
Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Образование и наука. 2008. № 2 (50). С. 3-19.
Ситаров В. А. Миссия научного руководителя в повышении качества диссертационных работ // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 28-33.
Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблем интенсификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в ХХI веке). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 150 с.
Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0012/001b/00121542-subetto.pdf (дата обращения: 05.08.2018)
Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
Зеер Э. Ф. Научно-методологическое обеспечение содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода // Материалы науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы готовности выпускника ссуза к профессиональной деятельности». Ижевск : Проект, 2006. С. 3-8.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Вопросы образования сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Материалы XIV Всерос. конф. «Проблемы качества образования». Кн. 2. М., 2004. С. 6-12.
Хуторской А. В. 12 ошибок ФГОС // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1-14.
Искандерова А. Б. Проектирование адаптивных контрольно-обучающих тестов для студентов бакалавриата в техническом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск : ИжГТУ, 2013. 128 с.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2002. 350 с.
Искандерова А. Б. Указ. соч.