Таксономическая модель математических компетенций будущих педагогов-исследователей

Авторы

  • А. Б. Искандерова ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • Е. Г. Булатова ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-266-273

Ключевые слова:

компетенция, математические компетенции, педагоги-исследователи, таксономическая модель

Аннотация

Обсуждается, что одним из видов профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» является научно-исследовательская деятельность, которая регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В рамках данной деятельности выпускник должен быть готов участвовать в различных исследованиях по проблемам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Для повышения качества научно-педагогических исследований в них интенсивно используются методы теории вероятностей и математической статистики. Результаты обучения студентов бакалавриата во ФГОС представлены в терминах компетентностного подхода, и поэтому их невозможно измерить. Отсутствие измерителей результатов подготовки студентов по дисциплине «Математические методы в педагогических исследованиях» не позволяет установить соответствие подготовки будущего педагога-исследователя заданным требования ФГОС. Представлена таксономическая модель математических компетенций студентов бакалавриата будущих педагогов-исследователей, перечень которых разработан методом групповых экспертных оценок. Модель предусматривает формирование трех групп математических компетенций: базовых, методологических, креативных. Каждая группа математических компетенций представлена деятельностными и когнитивными составляющими. Иерархическая структура математических компетенций соответствует модели их формирования. Предложенный перечень математических компетенций является обобщенным. Для реализации целей диагностики степени сформированности компетенции необходимо конкретизировать их в контексте определенной темы данной дисциплины. Рассмотренная модель математических компетенций позволяет конкретизировать цели обучения, формулировать рекомендации для оптимального формирования системы компетенций, оптимизировать процесс обучения студентов.

Биографии авторов

А. Б. Искандерова, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика»

Е. Г. Булатова, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры «Физика и оптотехника»

Библиографические ссылки

Планы по ФГОС. Бакалавриат. URL: http://www.istu.ru/uchebnyj-protsess/normbase (дата обращения: 24.01.2018).

Новиков А. М. Докторская диссертация? : пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М. : Эгвес, 2003. 120 с.

Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Образование и наука. 2008. № 2 (50). С. 3-19.

Ситаров В. А. Миссия научного руководителя в повышении качества диссертационных работ // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 28-33.

Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблем интенсификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в ХХI веке). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 150 с.

Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. URL: http://www.trinitas.ru/ rus/doc/0012/001b/00121542-subetto.pdf (дата обращения: 05.08.2018)

Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

Зеер Э. Ф. Научно-методологическое обеспечение содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода // Материалы науч.-практ. конф. «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы готовности выпускника ссуза к профессиональной деятельности». Ижевск : Проект, 2006. С. 3-8.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Вопросы образования сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Материалы XIV Всерос. конф. «Проблемы качества образования». Кн. 2. М., 2004. С. 6-12.

Хуторской А. В. 12 ошибок ФГОС // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1-14.

Искандерова А. Б. Проектирование адаптивных контрольно-обучающих тестов для студентов бакалавриата в техническом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск : ИжГТУ, 2013. 128 с.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2002. 350 с.

Искандерова А. Б. Указ. соч.

Загрузки

Опубликован

25.02.2019

Как цитировать

Искандерова, А. Б., & Булатова, Е. Г. (2019). Таксономическая модель математических компетенций будущих педагогов-исследователей. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(4), 266–273. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-266-273

Выпуск

Раздел

Статьи