Сбор информации для бортовых систем диагностирования о техническом состоянии двигателя при эксплуатации грузового автомобиля
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2019-2-58-64Ключевые слова:
бортовая система, диагностика, остаточный ресурс, грузовой автомобиль, двигательАннотация
Рассматриваются контролируемые параметры двигателя для полного отслеживания его технического состояния при эксплуатации: частота вращения коленчатого вала, крутящий момент коленчатого вала, давление масла в системе смазки, давление топлива в системе питания. Проведен обзор значимости грузового транспорта, технического состояния деталей, агрегатов, в целом автомобиля для автотранспортных предприятий. Изучены экспериментальные данные грузового автомобиля: распределение причин ремонта и предельные размеры технического состояния деталей двигателя.
Исследуя изменения контролируемых параметров, можно определить состояние деталей двигателя. В зависимости от интенсивности износа деталей изменяются контролируемые параметры двигателя и свойства моторного масла, что дает возможность диагностировать автомобиль в любой момент, а также более рационально корректировать периодичность технического обслуживания и ремонта автомобиля. Определив износ деталей до предельно допустимых и предельных значений, можно узнать остаточный ресурс двигателя. После ремонта и технического обслуживания бортовые системы диагностирования также дают возможность контролировать качество выполненных работ и используемых эксплуатационных материалов.
Разработана блочная схема бортовой системы диагностики. Представлена информация, полученная при испытании грузового автомобиля, зависимости между степенью изношенности сопряжения агрегата с остаточным ресурсом. Бортовые системы диагностирования ведут непрерывный сбор, учет, обработку, анализ и выдачу оператору информации о состоянии агрегата (двигателя).Библиографические ссылки
Kostrzewski M. Analysis of selected acceleration signals measurements obtained during supervised service conditions – study of hitherto approach. Journal of Vi-broengineering, 2018, vol. 20, no. 4, pp. 1850-1866.
Tanevitskiy I.V., Belyaev A.I. Method of running diagnostics of the motor vehicle brake system. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences, 2017, vol. 12, no. 15, pp. 4546-4553.
Николаев Е. В. Совершенствование технологии диагностирования цилиндропоршневой группы дизельного двигателя по параметрам картерных газов : дис. … канд. техн. наук. М., 2013. 150 с.
Диагностирование и оперативный контроль остаточного ресурса узлов и агрегатов автомобиля / И. В. Макарова, А. Т. Кулаков, Э. М. Мухаметдинов, Л. М. Габсалихова, А. В. Васильев // Транспорт: наука, техника, управление. 2018. № 2. С. 54–60.
Разработка встроенной системы диагностирования сцепления для повышения надежности автомобилей / А. Т. Кулаков, Э. М. Мухаметдинов, Р. И. Гарипов, Л. М. Габсалихова // Транспорт: наука, техника, управление. 2018. № 4. С. 54–59.
Захаров В. П. Совершенствование структуры эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей «КамАЗ-ЕВРО» с учетом изменения технического состояния: дис. … канд. техн. наук. Саратов, 2011. 182 с.
Баженов Ю. В., Баженов М. Ю. Исследование работоспособности двигателей в условиях эксплуатации // Материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы эксплуатации автотранспортных средств» (Владимир, 24–25 ноября 2016 г.). Владимир : Аркаим, 2016. C. 18–23.
Калимуллин Р. Ф. Разработка диагностического обеспечения подшипников коленчатых валов автомобильных двигателей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 101–108.
Кулаков А. Т., Денисов А. С. Нестабильность зазоров в шатунных подшипниках из-за образования прогиба вкладышей // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 3, № 1. С. 83–91.
Бажинов А. В. Прогнозирование остаточного ресурса автомобильного двигателя. Харьков : ХГАД-ТУ, 2001. 95 с.
Aastha Yadav. Security, Vulnerability and Protection of Vehicular On-board Diagnostics. International Journal of Security and Its Applications, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 405-422.
Fong B. A prognostics framework for reliability optimization of mass-produced vehicle onboard diagnostics system. 4th Global Conference on Consumer Electronics (GCCE). IEEE, 2015, pp. 408-409.
Bakhtadze N.N., Dmitrenko L.G., Vorobyev G.G., Lototsky V.A. The intelligent pre-emergency driving onboard system. IFAC-PapersOnLine, 2016, vol. 49, no. 12, pp. 1301-1305.
Kamimoto T. A Review of soot sensors considered for onboard diagnostics application. International Journal of Engine Research, 2017, vol. 18, no. 5-6, pp. 631-641.
Баженов Ю. В., Баженов М. Ю. Оценка технического состояния двигателей с прогнозированием остаточного ресурса // Материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы эксплуатации автотранспортных средств» (Владимир, 24–25 ноября 2016 г.). Владимир : Аркаим, 2016. C. 24–30.