Методика оценки влияния характеристик дизельного двигателя на показатели подвижности военной гусеничной машины

Авторы

  • А. Л. Ахтулов Омский автобронетанковый инженерный институт
  • К. А. Чутков Новосибирское высшее военное командное училище
  • Д. С. Агафонов Новосибирское высшее военное командное училище

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2023-2-69-75

Ключевые слова:

средняя скорость, показатели подвижности, подвижность, быстроходная гусеничная машина

Аннотация

Опыт проведения Специальной военной операции подтверждает необходимость улучшения характеристик отечественных образцов вооружения и военной техники с целью результативного противодействия западным образцам вооружения. Эффективное противодействие может быть обеспечено улучшением основных боевых характеристик образцов вооружения и военной техники. Учитывая высокий потенциал применяемых противником средств разведки, позволяющих быстро определить местонахождение используемых Вооруженными силами Российской Федерации комплексов вооружения и военной техники, а также использование высокоточного оружия с системами спутникового наведения на цель, особую роль приобретает такое свойство боевой эффективности, как подвижность. Военные гусеничные машины, являющиеся основным средством обеспечения подвижности войск, представлены большим многообразием, что связано с их функциональным предназначением. Независимо от функционального предназначения основным оценочным показателем военных гусеничных машин являются их боевые рабочие характеристики, одним из важнейших свойств которых является подвижность. Улучшение основных показателей подвижности необходимо начинать с пересмотра тактико-технических требований к комплексам вооружения и военной техники, после чего необходимо провести поиск путей достижения вновь сформированных тактико-технических требований. На данном этапе особую важность имеют методики оценки влияния применения того или иного технического решения на показатели вооружения и военной техники в целом. Для сравнительной оценки гусеничных машин различных конструкций, а также для оценки влияния применения новых технических решений на основные показатели характеристик подвижности необходима методика оценки влияния работы дизельного двигателя на показатели подвижности военной гусеничной машины. Представлена методика оценки влияния характеристик дизельного двигателя на показатели подвижности военных гусеничных машин, которая позволяет рассчитать среднюю скорость военной гусеничной машины на основании вероятностных режимов работы двигателя. Разработанная методика реализована в программном комплексе для электронных вычислительных машин.

Биографии авторов

А. Л. Ахтулов, Омский автобронетанковый инженерный институт

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры двигателей

К. А. Чутков, Новосибирское высшее военное командное училище

доктор технических наук, начальник кафедры эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники

Д. С. Агафонов, Новосибирское высшее военное командное училище

кандидат технических наук, преподаватель кафедры эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники

Библиографические ссылки

Павлов В. В. Тяговый расчет транспортных средств специального назначения. М.: МАДИ, 2017. 76 с.

К вопросу оценки управляемости гусеничных поездов на этапе проектирования с использованием комплекса натурноматематического моделирования / К. Б. Евсеев, Б. Б. Косицын, Г. О. Котиев, А. А. Стадухин // Труды НАМИ. 2022. № 1. С. 35-51.

Алешечкин Н. Д. Методика определения средней скорости движения гусеничной машины при обучении вождению // Образование и наука в России и за рубежом. 2022. Т. 89, № 1.

Савочкин В. А., Дмитриев А. Л. Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1993. 320 с.

Расчетные исследования динамических качеств дизельного двигателя и гусеничной машины / В. А. Марков, Ф. Б. Барченко, В. А. Неверов, А. А. Савастенко, Ш. Р. Лотфуллин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2022. № 3 (744). С. 3152. DOI: 10.18698/0536-1044-2022-3-31-52

Лепешинский И. Ю., Погодаев Д. В., Крюков К. С. Устройство базовых машин бронетанковой техники: в 2 ч. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. 334 с. ISBN 978-5-8149-3285-3; 978-5-8149-3286-0

Шабалин Д. В. Исследование проблем создания и путей совершенствования танковых силовых установок. Омск: ОАБИИ, 2020. 336 с. ISBN 978-5-6041595-2-1

Шелпаков С. Ю., Ахтулов А. Л., Агафонов Д. С. Математическое моделирование динамических характеристик дизельных двигателей военных гусеничных машин с устройством регулирования наддува // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2021. № 11-12 (61-62). С. 46-53.

Формирование требований к силовым установкам с дизельными двигателями образцов БТВТ / Д. С. Агафонов, А. Л. Ахтулов, В. Р. Эдигаров, Н. И. Прокопенко // Наука и военная безопасность. 2019. № 4 (19). С. 5-9.

Павлов В. В. Проектировочные расчеты транспортных средств специального назначения (ТССН). М.: МАДИ, 2014. 116 с.

Исследование путей увеличения уровня подвижности образцов БТВТ / М. Г. Гранкин, Р. В. Якимушкин, И. И. Малахов, И. В. Бояркина // Наука и военная безопасность. 2018. № 2 (13). С. 16-21.

Подберезкин А. И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: Международные отношения, 2018. 1596 с.

Головачёв Г. И., Соколенко В. Н., Родин А. А. Направления развития зарубежных машин огневой поддержки танковых и пехотных подразделений // Военная мысль. 2020. № 7. С. 142-156.

Жилина И. Ю. Мировой рынок вооружений и военной техники // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2: Экономика. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-rynok-vooruzheniy-i-voennoy-tehniki (дата обращения: 19.05.2023).

Рогозин Д. О., Рогозин О. К., Рогозин А. Д. Война и мир в терминах и определениях: военно-политический словарь. М.: АТС, 2023. 304 с.

Akhtulov A.L. The algorithm of numerical calculation of constraints reactions in a dynamic system of transport machine. AMSD, IOP Publishing, Journal of Physics: Conference Series, 944, 2018, 012002, pp. 1-12. DOI: 10/1088/1742-6596/944/1/012002; EID: 2-s2.0-85042282003

Шабалин Д. В., Иванов В. В. Теоретические аспекты проблемы экономичности танковых силовых установок. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт. 2022. 212 с. ISBN 978-5-6048085-5-9

Усов О. А. Расчетная оценка оперативной подвижности военных гусеничных машин // Наука и образование. 2016. № 11. С. 1-14. DOI: 10.7463/116/0850365; EID: 185878236

Малаховецкий А. А., Ивахненко Т. А., Солодов М. А. Улучшение подвижности военной гусеничной машины легкой категории по массе // Наука и военная безопасность. 2021. № 3 (26). 14-18.

Анипко О. Б., Борисюк М. Д., Бусяк Ю. М. Концептуальное проектирование объектов бронетанковой техники: монография. Харьков: ХПИ, 2008. 196 с.

Загрузки

Опубликован

19.07.2023

Как цитировать

Ахтулов, А. Л., Чутков, К. А., & Агафонов, Д. С. (2023). Методика оценки влияния характеристик дизельного двигателя на показатели подвижности военной гусеничной машины. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 26(2), 69–75. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2023-2-69-75

Выпуск

Раздел

Статьи